Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
Ряд параметров, разделяющих семьи на виды, предлагает оциологическая наука. В частности, пятым основанием для классификации семей является число детей в семье. Семьи со стажем до 10 лет, не имеющие детей, называются инфертильными, или бездетными. Другие типы семей – однодетные, малодетные (1 - 2 ребёнка) и многодетные.
В зависимости от числа детей в семье складываются и взаимоотношение между членами семьи, и микроклимат, и образ жизни. Социальный работник должен считаться с данным фактором и искать адекватные способы воздействия на ситуацию в семье.
Следующий критерий типологизации семей – их состав. Семьи принято подразделять на полные и неполные. Неполные семьи представлены одним из родителей и их детьми. Полные семьи делятся на отдельные (нуклеарные), сложные (расширенные), и многопоколенные (большие), в которых проживают вместе три и более семейные пары.
Для социального работника
Восьмой критерий – условия семейной жизни. Он позволяет отделить друг от друга семьи сельские и городские, живущие вместе и на расстоянии (дистантные – моряков, геологов, спортсменов, артистов, аспирантов, речников, космонавтов), собственных домах, квартирах, коттеджах, на фермах и вместе с соседями в одной квартире либо снимая жилплощадь, имея комнату в общежитии. Вне этого фактора нельзя представить себе уклад жизни, самооценку семьи, её образ мысли.
Девятый критерий классификации семей – национальный состав семьи. По этому признаку семьи делятся на мононациональные (однородные) и интернациональные (смешанные).
Все названные критерии
взаимосвязаны, взаимозависимы. Наряду
с приведенной выше классификацией
встречаются классификации спец
Существуют также попытки
классификации
Развитие теории и практики социальной работы с семьей обусловило необходимость определение критериев «здоровой» нормально функционирующей семьи, т. е. тех нормативных стандартов, рассматриваемых как идеальные цели, к которым могут стремиться семьи. В этом направлении был проведен ряд исследований. В частности, особый интерес представляет исследование, проведенное Долорес Карен [8], в ходе которого был опрошен 551 специалист, имеющий непосредственный контакт с семьей, и было выявлено 15 характеристик, присущих благополучным семьям. Согласно результатам исследования в «здоровой» семье:
-общаются и слушают;
-поддерживают друг друга;
-учатся уважать друг друга;
-развивают чувство доверия;
-присутствует чувство юмора;
-проявляют взаимную ответственность;
-учатся различать правду и ложь;
-присутствует сильное
чувство «семьи» с
-существует баланс во взаимодействии между членами семьи;
-разделяют единую религиозную веру;
-уважают личную жизнь каждого члена семьи, дорожат заслугами членов семьи;
-поощряют беседы за «круглым столом»;
-организуют совместный досуг;
-признают существующие проблемы и обращаются за помощью.
Итак, подводя итоги, следует отметить, что объектом социальных воздействий семья выступает в том случае, когда усилия социальных служб направляются на нейтрализацию её отрицательных влияний на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирование социально-значимых ценностей. Это могут быть семьи разных типов, но чем бы они ни характеризовались, спрос с них должен быть единым- человеку должно быть хорошо в семье вне зависимости от его социальных или психологических особенностей.
1.3. Цели и задачи семейной политики
Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций".
Целью семейной политики
является благополучие семьи, укрепление
и развитие семейного образа жизни.
При этом намеренно используется понятие
"благополучие", которое в отличие
от понятия "благосостояние" выражает
не только "материальную обеспеченность",
"имущественное благополучие", но
и
"счастливую жизнь".
Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:
1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.
2. Обеспечение условий
для совмещения трудовой
3. Создание благоприятных
условий для рождения и
Имеются следующие замечания в связи с цитируемым положением.
Во-первых, все три предполагаемые цели сводятся к одной, сформулированной в пункте 1. Это аргументируется тем, что позиция совмещения трудовых и семейных обязанностей, а также "рождения и воспитания здоровых детей" предусматриваются в пункте 1 в части обеспечения необходимых условий для выполнения семьей соответствующих функций. Во-вторых, "обеспечение необходимых условий" для выполнения семьей ее функций является не целью семейной политики, а ее средством.
Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:
— обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
— создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
— содействие адаптации
семей различных типов к
— формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;
— решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;
— предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.
Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.
В соответствии с основными
функциями семьи и сферами
ее жизнедеятельности выделяются следующие
направления государственной
Эти ключевые направления
социальной политики в отношении
семьи нуждаются в
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения "демографическая катастрофа", "семья скоро отомрет", призывы "спасите семью". Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.
И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание "семейных устоев". Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.
В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.
За последние полтора-два
Наблюдается рост численности одиночек. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Как свидетельствуют исследования, на репродуктивный выбор супругов влияют прежде всего такие факторы как внутрисемейные отношения, материальные возможности, жилищные условия, национальные традиции, здоровье супругов.
Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений (в гражданском браке). Если в 1990 году в РТ доля внебрачных рождений среди всех рождений составляла18,2 %, в 2000 - 24,6%, то в 2008 году - 24,7%, в том числе в городе Казани 25,9%. В целом в России в 2007 году данный показатель равнялся 23,0%. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными. Если в 1990 году доля таких детей составляла 14%, то в 2007 году она превысила половину - 31,5%.
Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. В РТ доля разводов от числа заключаемых браков составляла в 1960 году - 4,2%, в 1980 году -27,3%, ныне - 50%, т.е. половину. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость.
Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей, Более 12% всех семей республики это семьи состоящие из матерей и детей.
Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов.
Интересно отметить, что на вопрос анкеты "Почему школьные дела детей мало интересуют их отцов?" 41% респондентов бурятской и 35% русской национальности г.Улан-Удэ ответили - "у отцов меньше свободного времени" (хотя исследования говорят об обратном), 36% и 31% - такова традиция: отец зарабатывает, мать занимается воспитанием, 10% и 11% - не хотят быть белыми воронами среди женщин-родителей на школьных собраниях и других мероприятиях, 8% и 11% - отцам трудно общаться с учителями, т.к. основная их масса - женщины. Думается, что подобные ответы не свидетельствуют о прогрессивных взглядах их авторов.
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом