Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
1.1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности
1.2 Характеристика неблагополучной семьи
1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей
2.1 Школа как центр социально-педагогической работы
2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
2.3 Виды и методы оказания помощи социального педагога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломмммммм.docx

— 116.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Институт ___________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ______________________

                                                                    (подпись)   (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

                                               «_____» __________________ 20__г.

 

Д  И П Л О М  Н А Я   Р А Б О Т  А

на тему: _____________________________________________________

_____________________________________________________________

СТУДЕНТ(КА) 6 КУРСА ГРУППЫ

                                              (личная подпись)  (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ  ______________________________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

КОНСУЛЬТАНТ ________________________________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

 

 

Содержание

 Введение

Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.

 

1.1 Теоретические основы  социально – педагогической деятельности

1.2 Характеристика неблагополучной семьи

1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи

 

Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей

 

2.1 Школа как центр социально-педагогической  работы

2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.

2.3 Виды и методы оказания  помощи социального педагога  неблагополучным.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это  не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется  и развивается личность человека, происходит овладение им социальными  ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек  ощущает на протяжении всей своей  жизни.

В последние годы резкие перемены в экономике, политике и  социальной сфере в России негативно  отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и, прежде всего  между родителями - детьми. Возрос уровень  семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж  семейных ценностей, увеличивается  число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности  современного этапа ее развития и  увеличении количества неблагополучных  семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками.

Актуальность этой темы состоим  в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных  семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая  и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального  педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт  в постоянный ссорах родителей, где  родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном  обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.

Степень научной разработанности: В ходе работы над темой дипломной работы  проанализировано существующая литература , в которых в той или иной степени освещаются поднимаемые в работе проблемы. В частности, особый научный интерес представляют такие издания, как: Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005г, Астапов В.М, Микадзе Ю.В. Обучение и  воспитания детей «группы риска»: христоматия, Чепурных Е.Е. Дети с особыми нуждами:социальная и педагогическая поддержка. Проанализированы функции и типы семьи, рассмотрены вопросы, касающиеся брака, семьи и быта, совершенствования семейной политики и социальной защиты материнства и детства, а также основные направления и технологии социальной работы с различными типами семей, где информация подается в более полной форме.

Объектом исследования является работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.

Предмет исследования –  специфика работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.

Цель работы – исследовать  специфику работы социального педагога с детьми из  неблагополучных семей в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования:

Социальный педагог в  деятельности с детьми  из неблагополучных семей:

1) учитывает особенности возраста;

2)учитывает особенности неблагополучной семьи;

3) организует сотрудничество  с педагогами, психологом, представителями  общественности.

Задачи данного исследования следующие:

1. Изучить особенности детей из неблагополучных семей.

2. Исследовать специфику неблагополучных семей.

3. Проанализировать работу  школы  № 23 г.Улан-Удэ, касающуюся деятельности социального педагога с детьми из неблагополучных семей.

4.Выявить уровень сотрудничества  социального педагога школы с  другими субъектами социальной  работы.

Структура работы состоит  из введения, из двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.

 

    1. Теоретические основы социально - педагогической деятельности

 

Образование является важнейшим  фактором развития социальных процессов  в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной  к позитивной саморегуляции, реализующей  широкое сотрудничество со всеми  элементами микросоциума. В состав обширного социального института  образования входит школа, которая  является одной из приоритетных сфер социальной работы и относится к  числу неотъемлемых атрибутов современного общества.

Большую часть своего детства  ребенок проводит в школе, школьной среде. Здесь происходят наиболее сложные  возрастные периоды его развития. Школа для ребенка - это не просто учреждение, где он получает необходимые  знания по разным предметам, а то место, где ребенок осваивает различные  социальные роли, готовит себя к  взрослой жизни. В определенной степени  успех, чувство удовлетворенности  своей жизнью, ощущение счастья будет  определяться у него в будущем  тем, как он прошел процесс социализации в школе, какие знания сумел приобрести.Объектами социальной работы в школе являются не только ученики, но и уровень их успеваемости, ценностные ориентации, состояние здоровья, поведение, а также семья. В силу того, что ценностные ориентации, состояние здоровья, другие факторы и характеристики определяется семьей, семейным укладом и семейными традициями, педагогам приходится взаимодействовать и с родителями, и с ближайшим окружением ребенка.

Социальная работа в системе  образования еще только начинает свое становление как особое направление  социальной работы в РФ.

Официально профессия  «социальный педагог» появилась  в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века.1

Тем не менее, социальный педагог  сегодня - одна из ключевых фигур в  общеобразовательной школе, которая  призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.

Социальный педагог - «специалист, организующий воспитательную работу с  детьми, молодежью и взрослыми  людьми в различных социокультурных  средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)».2

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень  широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций  и социальных институтов, участвующих  в социальном воспитании подрастающего  поколения.

Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации  себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений  в семье, в школе, в обществе».

В своей деятельности социальный педагог общеобразовательной школы  руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации"Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, республиканских и местных  органов власти, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией), трудовым договором(контрактом).

Исходя, из проблематики современной  российской школы можно определить следующие цели работы социального педагога в школе:3

- способствовать устранению  и преодолению специфических  трудностей в процессе социализации  школьников из социально неблагополучных  семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей  социализации, имеющий целью ознакомить  всех учащихся, независимо от  их происхождения, с их ролевыми  перспективами и шансами в  обществе, с общественными запросами,  а также подготовить их к  критическому восприятию этих  перспектив;

- способствовать развитию  личностных и социальных образовательных  процессов на стадии обучения  и выбора профессии;

- участвовать в педагогическом  разрешении потенциальных и готовых  вспыхнуть конфликтов.

Основными направлениями  деятельности социального педагога являются:

•работа с девиантными  подростками;

•работа с семьями (малообеспеченными, многодетными, асоциальными и т. д.);

•работа по профилактике преступлений и правонарушений;

•работа, направленная на формированию здорового образа жизни;

•помощь в профессиональной ориентации подростков и т.д.

Работая в этих направлениях, социальный педагог:

- осуществляет комплекс  мероприятий по воспитанию, образованию,  развитию и социальной защите  личности в школе и по месту  жительства обучающегося;

- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни;

- выявляет интересы и  потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения  в поведении обучающихся и  своевременно оказывает им социальную  помощь;- сотрудничает с органами социальной защиты.4

Данная работа проводится социальным педагогом совместно  с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать  на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять  данные проблемы можно посредством  следующих форм и методов работы социального педагога в школе:

- групповая работа со  школьниками вне занятий;

- предложения по организации  занятий (игровые уроки, социальные  опытные тренинги в процессе  занятий);

- соучастие и творческое  представление в социальной жизни  школы (поездки и экскурсии  с участием всего класса, праздники,  отдых в загородных лагерях);

- работа с родителями, представление интересов родителей;

- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь  в смене профессии;

- консультирование;

Информация о работе Социальная педагогика