Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 18:21, курсовая работа
Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.
Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности дошкольного возраста
1.2 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях
Глава II. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано
2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста
2.2 Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано
2.2.1. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка
2.2.2. Основы нотной грамоты
Заключение
Список литературы
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие музыкально-исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. За период дошкольного детства ребенок при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок в как в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит:
В области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям.
В области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики.
В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса.
В области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей.
1. Алексеев А. А. – Методика обучения игре на фортепиано – М.: Музыка, 1978 – 63 С.
2. Альтерман С. С. – 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет – СПб.: Композитор, 1999 – 52 С.
3. Артоболевская А. Д. – Первая встреча с музыкой – М.: Советский композитор, 1992 – 73 С.
4. Артоболевская А. Д. – Хрестоматия маленького пианиста – М.: Советский композитор, 1991 – 85 С.
5. Асафьев Б. В. – О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании – Л., 1973 – 56 С.
6. Баренбойм Л. А. – Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Советский композитор, 1974 –54 С.
7. Баренбойм Л. А. – Фортепианная педагогика – М.: Музыка, 1967 – 78 С.
8. Барухзон Л. М., Волчек Л. Л. – Азбука музыкальной фантазии – СПб.: Композитор, 1995 – 44 С.
9. Бекина С. И., Ломова Т. П. – Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей). Из опыта работы муз. Руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1981 – 158 С., нот.
10. Ветлугина Н. А. – Музыкальное развитие ребёнка – М.: 1968 – 218 С.
11. Винокурова Е. – Развивающее обучение в классе фортепиано ДМШ – Астрахань: Проект «LINOLIUS», 2008.
12. Выготский Л. С. – Психология искусства – М., 1968 – 375 С. – 2- издание
13. Готсдинер А. Л. – Музыкальная психология М.,1983 190 С.
14. Дмитриева Л. Г. – Детское музыкальное творчество как метод воспитания – М.: 1976 – 241 С. Выпуск 11.
15. Достал Я. – Ребёнок за роялем – обязанность и игра / Ребёнок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике – М., 1981 – 111 С.
16. Жуков С. В. – Слушание музыки как основная форма приобщения детей к музыке.
17. Зимина А. Н. – Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Владос, 2000 – 304 С.
18. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс: Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств // сост. Смирнова Т. И. – МК РФ, 2000 – 64 С.
19. Класс специального фортепиано. Программа для детских музыкальных школ – МК СССР, 1985 – 96 С.
20. Ключарева Т. – Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения» // Вопросы музыкальной педагогики – М.: Музыка, 1979 – С. 21, вып.1.
21. Коновалов А. – доНОТЫши – Курган, 1999.
22. Крутецкий В. А. – Проблемы формирования и развития способностей – М.: 1972 – 245 С.
23. Кувшинников Н., Соколов М. – Школа игры на фортепиано – М.: Советский композитор, 1963 – 136 С.
24. Любомудрова Н. А. – Методика обучения игре на фортепиано – М.: Музыка, 1982 – 141 С.
25. Медушевский В. В. – О закономерностях и средствах художественного воздействия музык – М, 1976 – 164 С.
26. Методическая разработка по музыке по теме: «Игровые приёмы работы в донотный и начальные периоды с детьми 5-7 лет в классе фортепиано» / Сост. Миргалимова Г. В. – 2012.
27. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ / Сост. Алексеев А. Д. – МК СССР, 1988 – 32 С.
28. Мильштейн Я. И., К. Н. Игумнов. – М.: Музыка, 1975 – 83 С.
29. Милич Б. Е. – Маленькому пианисту. Пособие для дошкольников – Киев, 1981 – 151 С.
30. Назайкинский Е. В. – Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Восприятие музыки – М., 2002 – 132 С.
31. Нейгауз Г. Г. – Об искусстве фортепианной игры – М.: Музыка, 1988 – 139 С.
32. Панкова Н. И. – Возрастные особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте.
33. Поддьяков Н. Н. – К вопросу о развитии мышления дошкольников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981. часть 2.
34. Рубинштейн С. Л. – Основы общей психологии – М., 2003 – 312С.
35. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л. А. Баренбойма – М., 1979 – 198 С.
36. Смирнова Т. И. – Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации – М.: Издательство ЦСДК, 1994 – 56 С.
37. Старовойтова Л. – Игра в игру на фортепиано, тетрадь первая. – М. – 2003.
38. Тарасова К. В. – Онтогенез музыкальных способностей – М., 1988 – 156 С.
39. Тимакин Е. М. – Воспитание пианиста – М.: Советский композитор, 1989 – 143 С.
40. Теплов Б. М. – Психология музыкальных способностей – М., 1947 – 305 С.
41. Фейнберг С. Е. – Мастерство пианиста – М.: Музыка, 1978.
42. Шмидт-Шкловская А. – О воспитании пианистических навыков – Л.: Музыка, 1985 – С. 69, 2-е издание.
43. Шульверк - Итоги и задачи / Из истории музыкального воспитания – М., 1990 – 109 С.
44. Шульгина В. А., Маркевич Н. Ю. – Юным пианистам. Репертуарный сборник для подготовительных групп детских музыкальных школ – Киев, 1985 – 108 С.
45. Щапов А. П. – Фортепианная педагогика – М., 1960.
43