Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93
Рисунок 2 - Подходит ли студентам дистанционное обучение
Таким образом, анкетирование
с учетом психологических особенностей
каждого студента показало, что дистанционная
форма обучения подходит большинству
первокурсников отделения ДТ Омского
автотранспортного колледжа, что
уменьшает возможность
Для исследования уровня удовлетворенности обучением было проведено анкетирование для студентов 1 и 2 курсов. Для проведения опроса составлена анкета, содержащая 4 блока вопросов: общий уровень удовлетворенности учебным процессом, уровень удовлетворенности определенными элементами учебного процесса, ожидания от учебы, а также замечания и предложения по улучшению обучения. Анкета содержит 11 вопросов закрытого и 1 вопрос открытого типа. Анкета способствует получению обратной связи в виде информации об удовлетворенности студентов учебным процессом. Образец анкеты представлен в приложении Г.
Всего опрошено 82 студента, обучающихся на отделении дистанционных отделений Омского АТК. Большинство опрашиваемых - 63% (52 человек) – учебный процесс полностью удовлетворяет, а 37% (30 человек) ответили, что учебный процесс в общем удовлетворяет, но все же имеет некоторые недостатки (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Удовлетворенность студентов учебным процессом
Анализ ответов на второй блок анкеты, где студентам предлагалось оценить уровень определенных элементов учебного процесса, дал следующие результаты:
- Содержанием учебных
материалов полностью
- Ясность формулировок заданий для большинства опрашиваемых вполне понятна (87%, 71 человек), однако 13% (11 человек) отметили, что зачастую формулировки заданий имеют много недостатков.
- Качеством практических
заданий полностью довольны 85% опрошенных
(70 человек), 12% (10 человек) видят в
практических заданиях
- Сложность тестовых заданий
как удовлетворяющую, но
- Ясность критериев получения
зачетов полностью
- Доступ к информационным ресурсам большинство студентов (91%, 75 человек) полностью удовлетворяет, видят недостатки 9% опрашиваемых (7 человек). Обучающихся, которые не удовлетворены доступом к информационным ресурсам, среди опрашиваемых нет.
- Оснащенность и
- Доступностью и
- Профессионализм
- Качество методических
пособий полностью
- Информационно-техническая
обеспеченность учебного
У большинства опрашиваемых (71%, 58 человек) ожидания от учебы совпали с тем, что они получают, но 29% (24 человека) ответили, что ожидали от учебы другого (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Ожидания студентов от обучения
Анализ результатов
- совершенствование учебно-
- увеличение количества видеоматериалов;
- оперативность связи с преподавателями колледжа.
Результаты обработки анкет для выпускников (37 человек) отображены в таблице 3. Анкета включает в себя 15 вопросов закрытого типа. Вопросы позволяют выявить отношение студентов к дистанционной форме обучения, удовлетворенность полученным образованием.
Таблица 3 – Результаты анкетирования выпускников
Вопрос анкеты |
Варианты ответов |
Количество ответов |
Количество ответов в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Как бы Вы в целом оценили интернет-технологию, по которой учились? |
Очень высоко |
13 |
35 |
Достаточно высоко |
17 |
46 | |
Не очень высоко |
5 |
14 | |
Низко |
2 |
5 | |
2. Вы выбрали дистанционную технологию обучения, потому что можно: |
Самому планировать график обучения |
9 |
24 |
Обучаться без отрыва от производственной деятельности |
15 |
41 | |
Пройти обучение, не покидая места жительства, экономя деньги на проезд и проживание |
13 |
35 | |
3. Удовлетворены ли Вы качеством обучения? |
Полностью удовлетворен(а) |
19 |
51 |
Частично удовлетворен(а) |
15 |
41 | |
Не удовлетворен(а) совсем |
3 |
8 | |
4. Каким компьютером Вы
пользовались в период |
Домашним компьютером |
34 |
92 |
Компьютером в информационно- |
3 |
8 | |
Продолжение таблицы 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Как бы Вы оценили
качество учебно-методических |
Очень высоко |
13 |
35 |
Достаточно высоко |
18 |
49 | |
Не очень высоко |
6 |
16 | |
Низко |
0 |
0 | |
6. Обеспечивает ли применяемая
система оценивания знаний |
Да, обеспечивает в полной мере |
20 |
54 |
Обеспечивает лишь отчасти |
15 |
41 | |
Не обеспечивает |
2 |
5 | |
7. Как бы Вы оценили
организацию образовательного |
Очень высоко |
9 |
24 |
Достаточно высоко |
21 |
57 | |
Не очень высоко |
7 |
19 | |
Низко |
0 |
0 | |
8. Удовлетворены ли Вы
возможностями взаимодействия |
Полностью удовлетворен(а) |
18 |
49 |
Частично удовлетворен(а) |
16 |
43 | |
Не удовлетворен(а) совсем |
3 |
8 | |
9. Оцените работу преподавателей
по проведению электронных |
Очень высоко |
7 |
19 |
Достаточно высоко |
24 |
65 | |
Не очень высоко |
5 |
13 | |
Низко |
1 |
3 | |
10. Оцените профессионализм |
Очень высоко |
20 |
54 |
Достаточно высоко |
13 |
35 | |
Не очень высоко |
4 |
11 | |
Низко |
0 |
0 | |
11. С какими проблемами Вы столкнулись в процессе обучения? (можно отметить несколько вариантов) |
Отсутствие реальной помощи в освоении материала со стороны преподавателей |
15 |
41 |
Сложный для усвоения материал учебных дисциплин |
9 |
24 | |
Недостаточная обеспеченность
учебно-методическими |
7 |
19 | |
Быстрый темп обучения, нехватка времени на усвоение материала |
14 |
38 | |
Трудности изучения учебного материала по Интернету |
5 |
14 | |
Окончание таблицы 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Необъективность оценки выполненных работ |
8 |
22 | |
Нарушение графика (календарного плана) учебного процесса |
9 |
24 | |
Сложность контрольно-измерительных материалов для проверки знаний |
12 |
32 | |
Ясность формулировок заданий или критериев для оценивания |
6 |
16 | |
12. Насколько оправдались Ваши ожидания от выбора дистанционной технологии обучения? |
Полностью оправдались |
13 |
35 |
Частично оправдались |
22 |
60 | |
Совсем не оправдались |
2 |
5 | |
13. Удовлетворены ли Вы
объемом и качеством |
Полностью удовлетворен(а) |
16 |
43 |
Частично удовлетворен(а) |
20 |
54 | |
Не удовлетворен(а) совсем |
1 |
3 | |
14. Порекомендовали бы
Вы своим коллегам по работе
и знакомым обучаться по |
Да |
28 |
76 |
Нет |
9 |
24 | |
15. Если бы пришлось выбрать специальность снова, как бы Вы поступили? |
Выбрал(а) бы эту же специальность в этом же образовательном учреждении |
28 |
76 |
Другая специальность, другое учебное заведение |
6 |
16 | |
Эта же специальность, другое образовательное учреждение |
3 |
8 |
Результаты анкетирования выпускников по некоторым вопросам отображены на рисунках 5, 6,7,8.
Рисунок 5 - Причины выбора студентами дистанционной формы обучения
Рисунок 6 - Удовлетворенность студентами качества обучения
Рисунок 7 - Проблемы во время обучения с использованием ДОТ
Рисунок 8 - Ожидания студентов от выбора дистанционной формы обучения
Опрос выпускников отделения
ДТ Омского автотранспортного
- отсутствие реальной помощи преподавателя;
- быстрый темп обучения
и нехватка времени на
- сложность тестов для проверки знаний.
По результатам анализа качества организации учебного процесса и анализа качества освоения студентами учебного материала рекомендуется провести корректирующие мероприятия для повышения качества обучения с использованием ДОТ:
- совершенствование учебно-
- корректировка графиков учебного процесса;
- оптимизация диагностического
и контрольно-измерительного
Выводы по главе 2
В данной главе был изучен опыт использования дистанционного обучения и исследована проблема качества обучения с использованием ДОТ на примере системы дистанционного обучения в Омском автотранспортном колледже. Для более глубоко изучения проблемы качества ДО изучено информационно-техническое обеспечение, использование дистанционных технологий в учебном процессе Омского автотранспортного колледжа, методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием ДОТ.
В Омском автотранспортном колледже мониторинг качества организации учебного процесса с использованием ДОТ включает:
- качество электронных образовательных ресурсов;
- качество интерактивного взаимодействия «преподаватель – студент».
Анализ качества освоения студентами учебного материала включает:
- индивидуальные и групповые рейтинги за год, семестр;
- успешность, активность освоения учебного материала;
- оценка удовлетворенности студентами обучением.
В результате изучения этих
аспектов мониторинга качества обучения,
реализованного с использованием дистанционных
технологий, предложены рекомендации
по совершенствованию системы
Для повышения эффективности управления качеством учебного процесса с использованием дистанционной технологии необходимо:
- четкое индивидуальное
планирование учебного
- постоянный контроль
самостоятельной деятельности
- регулярное проведение электронного тестирования во время и по окончанию обучения. Позволяет получить обратную связь со студентами, выявить степень их удовлетворенности и обратить внимания на их предпочтения и стороны учебного процесса, требующие доработки. С этой целью предложены 3 анкеты для студентов на разных этапах обучения, проанализированы результаты проведенного анкетирования.
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная цель БЖД как
науки – защита человека от опасностей,
в том числе природно-
Дистанционное обучение предполагает длительную работу за персональным компьютером (ПК) как для преподавателя, так и для студентов, а это характеризуется рядом негативных факторов.
3.1 Анализ негативных
факторов на рабочем месте
с компьютером в учебном
Работа с ПК связана
с воздействием таких факторов, как
умственное перенапряжение, перенапряжение
зрительного и слуховых анализатора,
эмоциональные перегрузки и др. Воздействие
указанных неблагоприятных