Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 - Подходит ли студентам дистанционное обучение

 

Таким образом, анкетирование  с учетом психологических особенностей каждого студента показало, что дистанционная  форма обучения подходит большинству  первокурсников отделения ДТ Омского  автотранспортного колледжа, что  уменьшает возможность возникновения  проблем в процессе обучения, а  это, в свою очередь, способствует повышению  уровня получаемого образования. Данное анкетирование рекомендуется проводить для абитуриентов при поступлении на обучение с использованием дистанционных технологий ОАТК.

Для исследования уровня удовлетворенности  обучением было проведено анкетирование для студентов 1 и 2 курсов. Для проведения опроса составлена анкета, содержащая 4 блока вопросов: общий уровень удовлетворенности учебным процессом, уровень удовлетворенности определенными элементами учебного процесса, ожидания от учебы, а также замечания и предложения по улучшению обучения. Анкета содержит 11 вопросов закрытого и 1 вопрос открытого типа. Анкета способствует получению обратной связи в виде информации об удовлетворенности студентов учебным процессом. Образец анкеты представлен в приложении Г.

Всего опрошено 82 студента, обучающихся на отделении дистанционных отделений Омского АТК. Большинство опрашиваемых - 63% (52 человек) – учебный процесс полностью удовлетворяет, а 37% (30 человек) ответили, что учебный процесс в общем удовлетворяет, но все же имеет некоторые недостатки (Рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Удовлетворенность студентов учебным процессом

 

Анализ ответов на второй блок анкеты, где студентам предлагалось оценить уровень определенных элементов учебного процесса, дал следующие результаты:

- Содержанием учебных  материалов полностью удовлетворены  90% опрошенных (74 человека), 10% (8 человек)  считают, что имеется некоторые  недостатки. Студентов, которые не удовлетворены содержанием предоставляемых им учебных материалов, среди опрашиваемых нет.

 - Ясность формулировок заданий для большинства опрашиваемых вполне понятна (87%, 71 человек), однако 13% (11 человек) отметили, что зачастую формулировки заданий имеют много недостатков.

- Качеством практических  заданий полностью довольны 85% опрошенных (70 человек), 12% (10 человек) видят в  практических заданиях некоторые  недостатки, а 3% (2 человека) не удовлетворены  качеством практических заданий.

- Сложность тестовых заданий  как удовлетворяющую, но имеющую  недостатки, оценили 57% студентов (47 человек), 43% (35 человек) сложность тестовых заданий полностью удовлетворяет. Обучающихся, которые не удовлетворены сложностью выполняемых ими тестовых заданий, среди опрашиваемых нет.

- Ясность критериев получения  зачетов полностью удовлетворяет  79% студентов (65 человек), 16% скорее удовлетворяет, но имеет недостатки (13 человек). Ясность критериев получения зачетов не удовлетворяет 5% обучающихся (4 человека). Студентов, которые не удовлетворены этим элементом учебного процесса, среди опрашиваемых нет.

- Доступ к информационным  ресурсам большинство студентов (91%, 75 человек) полностью удовлетворяет, видят недостатки 9% опрашиваемых (7 человек). Обучающихся, которые не удовлетворены доступом к информационным ресурсам, среди опрашиваемых нет.

-  Оснащенность и укомплектованность  учебно-методическими пособиями  на учебном сайте удовлетворяет  68% обучаемых (56 человек), считают  что есть недостатки 32% (26 человек). Студентов, которые не удовлетворены данным элементом учебного процесса, среди опрашиваемых нет.

-  Доступностью и взаимодействием  с преподавателями полностью  удовлетворены 72% опрашиваемых (59 человек). Доступность и взаимодействие  с преподавателями удовлетворяет,  но имеет много недостатков, по мнению 28% студентов (23 человека). Обучающихся, которые не удовлетворены взаимодействием с преподавателями, среди опрашиваемых нет.

- Профессионализм преподавателей-консультантов  оценили 94% как полностью удовлетворяющий  (77 человек), однако 6% (5 человек) видят  некоторые недостатки. Студентов, которые не удовлетворены профессионализмом тьюторов, среди опрашиваемых нет.

- Качество методических  пособий полностью удовлетворяет 84% обучающихся (69 человек). Скорее удовлетворяет, но имеет недостатки для 16% (13 человек). Студентов, которые не удовлетворены качеством методических пособий, среди опрашиваемых нет.

- Информационно-техническая  обеспеченность учебного процесса  полностью удовлетворяет 77% опрашиваемых (63 человека), скорее удовлетворяет,  но имеет некоторые недостатки - 21% (17 человек), не удовлетворяет  - 2% (2 человека).

У большинства опрашиваемых (71%, 58 человек) ожидания от учебы совпали  с тем, что они получают, но 29% (24 человека) ответили, что ожидали от учебы другого (Рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Ожидания студентов от обучения

 

Анализ результатов анкетирования  удовлетворенности обучением показал, что большинство студентов довольны учебным процессом с использованием ДОТ, но имеются некоторые недостатки, требующие устранения и доработки. Студенты отметили следующие замечания и предложения по улучшению обучения:

- совершенствование учебно-методического  комплекса;

- увеличение количества  видеоматериалов;

- оперативность связи  с преподавателями колледжа.

Результаты обработки  анкет для выпускников (37 человек) отображены в таблице 3. Анкета включает в себя 15 вопросов закрытого типа. Вопросы позволяют выявить отношение студентов к дистанционной форме обучения, удовлетворенность полученным образованием.

 

Таблица 3 – Результаты анкетирования выпускников

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество ответов

Количество ответов  в %

1

2

3

4

1. Как бы Вы в целом  оценили интернет-технологию, по  которой учились?

Очень высоко

13

35

Достаточно высоко

17

46

Не очень высоко

5

14

Низко

2

5

2. Вы выбрали дистанционную технологию обучения, потому что можно:

Самому планировать график обучения

9

24

Обучаться без отрыва от производственной деятельности

15

41

Пройти обучение, не покидая  места жительства, экономя деньги на проезд и проживание

13

35

3. Удовлетворены ли Вы качеством обучения?

Полностью удовлетворен(а)

19

51

Частично удовлетворен(а)

15

41

Не удовлетворен(а) совсем

3

8

4. Каким компьютером Вы  пользовались в период обучения?

Домашним компьютером

34

92

Компьютером в информационно-образовательном  центре колледжа

3

8

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5. Как бы Вы оценили  качество учебно-методических материалов  по учебным дисциплинам?

Очень высоко

13

35

Достаточно высоко

18

49

Не очень высоко

6

16

Низко

0

0

6. Обеспечивает ли применяемая  система оценивания знаний объективность  оценок по учебным дисциплинам?

Да, обеспечивает в полной мере

20

54

Обеспечивает лишь отчасти

15

41

Не обеспечивает

2

5

7. Как бы Вы оценили  организацию образовательного процесса?

Очень высоко

9

24

Достаточно высоко

21

57

Не очень высоко

7

19

Низко

0

0

8. Удовлетворены ли Вы  возможностями взаимодействия с  преподавателями, другими обучающимися  и администрацией?

Полностью удовлетворен(а)

18

49

Частично удовлетворен(а)

16

43

Не удовлетворен(а) совсем

3

8

9. Оцените работу преподавателей  по проведению электронных семинаров  и проверки письменных работ.

Очень высоко

7

19

Достаточно высоко

24

65

Не очень высоко

5

13

Низко

1

3

10. Оцените

 профессионализм преподавателей-консультантов.

Очень высоко

20

54

Достаточно высоко

13

35

Не очень высоко

4

11

Низко

0

0

11. С какими проблемами Вы столкнулись в процессе обучения? (можно отметить несколько вариантов)

Отсутствие реальной помощи в освоении материала со стороны  преподавателей

15

41

Сложный для усвоения материал учебных дисциплин

9

24

Недостаточная обеспеченность учебно-методическими материалами  дисциплин

7

19

Быстрый темп обучения, нехватка времени на усвоение материала

14

38

Трудности изучения учебного материала по Интернету

5

14

Окончание таблицы 3

1

2

3

4

 

Необъективность оценки выполненных  работ

8

22

Нарушение графика (календарного плана) учебного процесса

9

24

Сложность контрольно-измерительных  материалов для проверки знаний

12

32

Ясность формулировок заданий  или критериев для оценивания

6

16

12. Насколько оправдались Ваши ожидания от выбора дистанционной технологии обучения?

Полностью оправдались

13

35

Частично оправдались

22

60

Совсем не оправдались

2

5

13. Удовлетворены ли Вы  объемом и качеством полученных  знаний по специальности, которой  обучались?

Полностью удовлетворен(а)

16

43

Частично удовлетворен(а)

20

54

Не удовлетворен(а) совсем

1

3

14. Порекомендовали бы  Вы своим коллегам по работе  и знакомым обучаться по дистанционной  технологии?

Да 

28

76

Нет

9

24

15. Если бы пришлось  выбрать специальность снова,  как бы Вы поступили?

Выбрал(а) бы эту же специальность  в этом же образовательном учреждении

28

76

Другая специальность, другое учебное заведение

6

16

Эта же специальность, другое образовательное учреждение

3

8


 

Результаты анкетирования  выпускников по некоторым вопросам отображены на рисунках 5, 6,7,8.

Рисунок 5 - Причины выбора студентами дистанционной формы обучения

 

Рисунок 6 - Удовлетворенность студентами качества обучения

Рисунок 7 - Проблемы во время обучения с использованием ДОТ

 

Рисунок 8 - Ожидания студентов от выбора дистанционной формы обучения

Опрос выпускников отделения  ДТ Омского автотранспортного колледжа показал, что большинство студентов  довольны качеством обучения с использованием дистанционных технологий и порекомендовали  бы своим знакомым учиться по дистанционной  форме обучения. Во время обучения студенты чаще всего сталкивались со следующими проблемами:

- отсутствие реальной  помощи преподавателя;

- быстрый темп обучения  и нехватка времени на освоение  материала;

- сложность тестов для  проверки знаний.

По результатам анализа качества организации учебного процесса и анализа качества освоения студентами учебного материала рекомендуется провести корректирующие мероприятия для повышения качества обучения с использованием ДОТ:

- совершенствование учебно-методического  комплекса ДОТ;

- корректировка графиков  учебного процесса;

- оптимизация диагностического  и контрольно-измерительного материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

В данной главе был изучен опыт использования дистанционного обучения и исследована проблема качества обучения с использованием ДОТ на примере  системы дистанционного обучения в Омском автотранспортном колледже. Для более глубоко изучения проблемы качества ДО изучено  информационно-техническое обеспечение, использование дистанционных технологий в учебном процессе Омского автотранспортного колледжа, методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием ДОТ.

В Омском автотранспортном колледже мониторинг качества организации учебного процесса с использованием ДОТ включает:

- качество электронных  образовательных ресурсов;

- качество интерактивного  взаимодействия «преподаватель  – студент».

Анализ качества освоения студентами учебного материала включает:

- индивидуальные и групповые  рейтинги за год, семестр;

- успешность, активность  освоения учебного материала;

- оценка удовлетворенности  студентами обучением.

В результате изучения этих аспектов мониторинга качества обучения, реализованного с использованием дистанционных  технологий, предложены рекомендации по совершенствованию системы мониторинга  знаний студентов на отделении ДТ Омского автотранспортного колледжа.

Для повышения эффективности  управления качеством учебного процесса с использованием дистанционной  технологии необходимо:

- четкое индивидуальное  планирование учебного процесса, при необходимости график формируется  с учетом индивидуальных образовательных  запросов студентов;

- постоянный контроль  самостоятельной деятельности студентов  на всех этапах работы над  учебным курсом с применением тестирования в программной оболочке Educon и других контрольных мероприятий;

- регулярное проведение  электронного тестирования во  время и по окончанию обучения. Позволяет получить обратную  связь со студентами, выявить  степень их удовлетворенности и обратить внимания на их предпочтения и стороны учебного процесса, требующие доработки. С этой целью предложены 3 анкеты для студентов на разных этапах обучения, проанализированы результаты проведенного анкетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. БЕЗОПАСНОСТЬ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель БЖД как  науки – защита человека от опасностей, в том числе природно-экологических, техногенно-производственных, антропогенно-социальных и достижение комфортных условий  жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности  решает следующие задачи: идентификация  опасностей, реализация профилактических мероприятий и защита от остаточного  риска.

Дистанционное обучение предполагает длительную работу за персональным компьютером (ПК) как для преподавателя, так  и для студентов, а это характеризуется рядом негативных факторов.

 

 

3.1 Анализ негативных  факторов на рабочем месте  с компьютером в учебном процессе

Работа с ПК связана  с воздействием таких факторов, как  умственное перенапряжение, перенапряжение зрительного и слуховых анализатора, эмоциональные перегрузки и др. Воздействие  указанных неблагоприятных факторов приводит к снижению работоспособности, утомлению и другим неблагоприятным  последствиям. Различают следующие  виды и причины утомления пользователя при работе с ПК: зрительное утомление  как следствие нагрузки зрительной системы при работе за дисплеем, мышечное утомление вследствие преобладания статической нагрузки мышц, общее  утомление организма как следствие  общей психической нагрузки и  темпа работы, психическое утомление, обусловленное интеллектуальными  нагрузками, хроническое утомление, обусловленное комбинированным  действием нескольких видов утомления.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи