Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.
Задачи исследования:
- Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
- Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
- Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;
- Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы учреждений закрытого типа………7
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы…………………………………………………………………………….7
1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………………………..13
ГЛАВА II. Практические аспекты социальной работы с детьми в закрытых учреждениях……………………………………………………………………35
2.1 Методика реабилитации детей в школе-интернат г. Хасавюрт………..35
2.2 Методика социально- педагогической реабилитации детей сирот с использованием средств физической культуры………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

В пособии для учителя – «Младший школьник» за 2008 год можно прочитать, что продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007г. их было 128,1 тыс., что на 4% больше, чем в 2006г. и на 12,4% больше, чем в 2005-м. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

28,2% детей, оставшихся  в 2007г. без попечения родителей,  были устроены в дома ребенка,  детские дома, школы-интернаты для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, учреждения  социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2007г. она составила 29,4%, в 2006г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2007г. 36,1 тыс. против 36,2 в 2006г.

 

1,7% детей, оставшихся в 2007г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение [8, c.70].

 

Необходимо отметить, что у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации. В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка. Дети, которые попадают в печальную «сиротскую» статистику, - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», «олигофрения в степени дебильности» не так уж и редки. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям – в этих случаях ребенок становится социальным сиротой.

 

Многие проблемы проистекают из необычного социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в школе-интернате – он ничейный ребенок. По своей природе дети должны быть обязательно чьими-то, т.е. это дети конкретных людей, связанных с ними кровнородственными узами. Но у сирот утерян статус родственной принадлежности. Биологические родители их бросили, социально приобретенных родителей, способных равноценно их заменить, нет, а у воспитателей детдома есть свои дети. Государство, берущее на себя общественную опеку за ними, не может быть субъектом родственного статуса.

 

Итак, рассмотрев понятие  «дети, оставшиеся без попечения  родителей», мы выяснили, что это  дети-сироты или те дети, которые  не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного либо пренебрежительного отношения родителей. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

 

Рассмотрим далее особенности  социальной работы с детьми данной категории, раскрыв их в историческом аспекте и на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Социальная работа  с детьми, оставшимися без попечения  родителей: история и современность

 

 

 

Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися  без попечения родителей, нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Мельников В.П и Холостова Е.И «История социальной работы», Тарле Я.М. «Государи Российские», Максимов Е. «Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России», Козырева «НА полпути от улице к дому» и многих других.

 

«Без знания истории  мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в  нем живем, как и к чему стремиться» - так считал известный историк  В. О. Ключевский. Значит, чтобы понять причины возникновения социального сиротства и определить пути решения проблемы, надо понимать, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым [18, с. 9].

 

По мнению Ключевского, «наша история не так стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины 9 в. она не начиналась, а уже имела за собой прошедшее... считавшее в себе два с чем-нибудь столетия» [18, с. 6].

 По мнению Холостовой Е.И. можно выделить два этапа становления:

 

1.  распространение  христианства;

 

2.  постепенное соединение  функций князя с монастырско-церковными  формами призрения [8, с. 28].

 

В учебнике «История социальной работы» Холостова Е.И. говорит  о том, что во второй половине 12в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевают изменения. Увеличивается рост монастырского и церковного призрения. Монастыри содержали детские приюты.

 

В период воцарения и  правления династии Романовых появляется необходимость перехода к системе общественного призрения.

 

В XVII-XVIII веках сельская община брала на себя заботу о воспитании сирот и подкидышей. Их судьба решалась на мирских сходах, где определялись условия их приема на воспитание крестьянскими  семьями. При этом мир следил за сохранением имущественных прав детей, взятых на воспитание. В городах при особых кладбищах для бедных устраивались «убогие дома», «божьи дома», «скудельницы». В этих домах община содержала особого сторожа (божедома), который давал приют подкидышам и покинутым детям.

 

В 1715 г. Петр приказывает  «объявить указ, чтобы зазорных младенцев  в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в  окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. Так в 1824 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет.

 

Непосредственно же после  смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие приемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись.

 

Во время периода  царствования Екатерины II было учреждено два больших по своим размерам заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И.Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей империи, то в ближайших к столицам губерниях. Создание этих домов, равно, как и принятие других указов выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения, намеченной Петром Великим, а потому подробно останавливаться на этих мероприятиях Императрицы нет надобности. Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г.

 

После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного  призрения были благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны».

 

12 ноября 1796 г. Императрица  Мария Федоровна (супруга Павла  I) приняла на себя непосредственное  начальствование над Воспитательным  обществом благородных девиц и мещанским его отделением.

 

Вступив в управление, Императрица назначила из своих  средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормильцами.

 

Особое внимание Мария  Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917г.

 

Заботясь об устройстве уже существующих домов, Императрица  открывала и новые учебные  и благотворительные заведения. К 1802 г в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г. – Харьковский институт благородных девиц за плату и без платы.

 

В период с 1828 по 1881 г. вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.

 

Венцом деятельности Императора Николая I было учреждение сиротских институтов. Войны и  холерная эпидемия 1830-1831 гг. оставили сиротами огромное число детей, нуждавшихся в призрении. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них дети обоего пола получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило отказ родителей от детей. Обнаружились факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению С 1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а взамен их учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 г. образовался Кадетский корпус с выходом из ведомства Императрицы Марии.

 

К 1873 г. осуществлены значительные изменения в структуре управления Ведомством. Территориальные Опекунские советы были объединены в единый Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии  с образованием двух присутствий в Санкт-Петербурге и в Москве на правах высших государственных учреждений по делам законодательного и финансового управления.

 

В 90-е годы стали создаваться  детские дома трудолюбия. В этой общественно значимой жизни России накопился заслуживающий внимания опыт. Подготовкой детей к трудовой жизни занимались учреждения призрения.

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что дореволюционный  опыт решения проблем сиротства  содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический интерес для современной социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей [8 с. 260-270].

 

После поворотных политических событий октября 1917, приведших к  установлению Советской власти, социально-экономическое  положение народа изменилось. Затянувшаяся война, экономический спад послужили причиной для возросшего сиротства. В 1920г. в сеть детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724 учреждения, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. детей.

 

Отдавая должное советским  органам за материальное обеспечение детей-сирот и инвалидов, вряд ли можно признать положительным огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных организациях, унификацию содержания и воспитания детей посредством повсеместного создания домов-интернатов. Поэтому, изучая опыт организации решения проблем социального сиротства в советский период, важно видеть как его положительные элементы, так и слабые стороны [8, с. 299].

 

В условиях перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми незащищенными оказались дети.

 

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода.

 

Обращает внимание и  тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это  были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях.

 

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

 

По данным МВД России, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тыс. юных россиян. Все чаще детей оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец. Почти все они имеют родителей.

Информация о работе Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа