Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Необходимо учитывать способность детей дошкольного возраста к подражанию, и именно на основе подражания закладываются навыки культурного поведения. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он выступает в своеобразной роли критика или судья. В жизни детей старшего дошкольного возраста наступил очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм. Если ранее вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь в старшем дошкольном возрасте нужно пропустить эти нормы «через себя», через свое сознание. Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении самого ребенка.
Разрыв между знанием
правил вежливости и поведением по
правилам - является следствием нарушения
при воспитании вежливости принципа
единства моральных знании, поведения,
чувств, злоупотребление словесными
методами воспитания без достаточного
воздействия на чувства детей
с целью развития доброжелательности
во взаимоотношениях детей между
собой и с окружающими
Своеобразие вежливого поведения
заключается в его связи с
доброжелательным отношением, поэтому
важно развивать чувство
Овладение опытом вежливого
поведения определяется спецификой
самих проявлений в условиях детского
сада. Поэтому не всеми проявлениями
вежливости дети дошкольного возраста
овладевают одинаково легко и
быстро. Быстрее и легче дети овладевают
проявлениями прощания, чем приветствия,
вежливого обращения с
Вежливость формируется
и проявляется в процессе общения
в различных видах
Воспитание вежливости представляет
собой сложный, многоэтапный и многогранный
процесс. В связи с расширением
круга общения в детском
Если рассмотреть методику воспитания вежливого ребенка, то получится следующее: личный пример + подсказка правильного поведения + акцент на положительном + упражнения + единство подходов.
Личный пример заключается
в следующем: родители, воспитатели
и близкий круг людей, а в принципе
всё окружение ребенка в той
или иной степени должны становиться
вежливыми и обходительными в
любой ситуации. Механизмом усвоения
нравственных норм выступает идентификация
- как в форме сочувствия, так
и форме соотнесения себя с
этическими эталонами. С.Г.Якобсон в
своих исследованиях
Подсказка правильного поведения:
заключается в подсказке
Акцент на положительном заключается в следующем: нужно хвалить ребенка, если он благодарит за обед, здоровается и пр. В то же время, необходимо отметить, что в случае если же ребенок забывает иногда о правилах хорошего тона, то не стоит его за это ругать (получится акцент на отрицательным);
Упражнения, то есть здесь имеются в виду повторения того или иного действия. (хвалить за что-то и т.п.)
Единство подходов представляет собой единство действий дошкольных учреждений и семьи. Именно работа дошкольных учреждений по нравственно воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательно-образовательной работы с детьми; во-вторых, на поддержание постоянной связи с родителями в целях установления единства воздействия на ребенка. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Знание данных механизмов позволит с большей эффективностью проводить работу по воспитанию вежливости с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание педагогического
процесса на рассматриваемом нами возрастном
этапе составляет воспитание уважения
к родным и близким, привязанности
уважения к воспитателям, осознанного
стремления порадовать старших хорошими
поступками, желание быть полезным
окружающим. У детей старшей группы
необходимо активно и последовательно
формировать дружеские
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. По мнению, С.В. Петериной и И.А. Петровой, именно коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. [20, с.23; 21, с.11]
Л. Дубина отмечает, что в
поведении старшего дошкольника
ярче выступает связь нравственных
качеств и свойств личности с
интеллектом, познавательным и интересным,
отношением к окружающему миру, к
деятельности, к взрослым и сверстникам,
к себе. Ребенок в процессе общения
уже может быть сдержанным, умеет
действовать в интересах
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Отметим основные психологические новообразования, на которые необходимо опираться при воспитании вежливости ребенка старшего дошкольного возраста:
Формируется схематичное цельное детское мировоззрение;
Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»;
Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели;
Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания;
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия, по мнению Д.А. Виноградовой, должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям. [8, с.97]
Воспитание вежливости предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Вежливость предполагает
не только делать что-либо нужным образом,
но самое главное, воздерживаться от
неуместных в данной обстановке действий,
слов. Е. Смирнова и В. Холмогорова, справедливо
отмечают, что воспитание вежливости
обязательно предполагает культуру
речи, которая в свою очередь также
предполагает наличие у детей
старшего дошкольного возраста достаточного
запаса слов, умение говорить тактично,
сохраняя спокойный тон. Например, овладение
культурой речи способствует активному
общению детей в совместных играх,
в значительной мере предотвращает
между ними конфликты, происходит знакомство
с основными правилами
Воспитание вежливого
отношения к людям
Первоначальный этап формирования
привычки быть вежливым связан с воспитанием
отношения к отдельным
На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается.
На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях.
На всех этапах работы по воспитанию вежливости огромную роль, по мнению Г. Степановой, играет оценка, которая развивает у детей чувство симпатии к людям и является связующим звеном между знаниями и поведением. Например, на первом этапе формирования привычки оценка помогает детям усвоить правила вежливости, стимулирует их выполнение. В процессе формирования привычки оценка поддерживает детей стремление быть вежливым. При закреплении привычки быть вежливым, у детей развивается способность к оценке поведения литературного героя, своих товарищей и своею собственного поведения. [26, с.30]
Таким образом, необходимо отметить, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
В старшем дошкольном возрасте
формирование нравственных качеств
личности и привычек культурного
поведения активно
Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения.
Воспитание у детей вежливого отношения к людям проходит по трем этапам формирования нравственной привычки. Наличие этапов внутри путей определяется уровнем вежливого поведения.
1.2 Возможности сюжетно-ролевой
игры в формировании
В данном параграфе будут
рассмотрены вопросы
Игра - подлинная социальная
практика ребенка, его реальная жизнь
в обществе сверстников, поэтому
столь актуальной для дошкольной
педагогики является проблема использования
игры в целях всестороннего
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения [12, с.7-14; 14;17]:
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;
Игра должна носить самодеятельный
характер и все более развиваться
в этом направлении при условии
правильного педагогического
Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.