Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа
Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36
день — .. , утро — ..., восход — ..., весна — ..., зима ..., завтра — .... рано — ..., близко — ..., низко — ..., редко— ..., медленно— просторно— радостно— темно — .., сел — ..., взял— ..., нашёл -— ..., забыл — ..... уронил— насорил — ..., выпрямил— ..., лёгкий — высокий— ..., больной— ..., чистый— ..., частый— ..., жёсткий — ....
Указать слова-антонимы в пословицах:
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, а лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жёстко спать.
Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению:
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я .,., а деревьям »
(Дятел.) (Б. Тимофеев.)
Подобрать антонимы к выделенным словам:
На пляже песок сухой, а у воды . Переходя улицу, смотри налево, а потом В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на полке. Петя обычно румяный, а после болезни он У берега озеро мелкое, а дальше
Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра в со-ответствии со смыслом высказывания:
«... поучусь, а ... погуляю»,— говорит ленивый.
«.., погуляю, а .,. поучусь»,— говорит прилежный.
(К. Д. Ушинский.)
Омонимы (слова-«близнецы»)
Прослушать стихотворение:
Шёл я с сумкой за плечом, Шарю я в ключе по дну,
вижу, бьёт в овраге ключ. над водою спину гну.
Наклонившись над ключом, Если ключ я не найду,
Уронил я в воду ключ. Как домой я попаду?
(В. Лифшиц.)
Какие два слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения?
Из данных словосочетаний составить предложения:
прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ; острая коса, длинная коса, песчаная коса; острые ноготки, душистые ноготки; меткий лук, зелёный лук; хвойные леса, строительные леса; неглубокая норка, пушистая норка.
Найти в тексте слова, которые звучат одинаково. Пересказать текст, заменив одинаковые слова другими, близкими по значению:
Не хочет косой
косить косой.
Говорит: «Коси, коса».
Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов.
Образец; Шашки — игра. Шашки — оружие.
колонна ворот быки
кошки горн овсянка
Объяснить значения выделенных слов:
Бегут минуты и часы. Под кустом ореха норка.
Им точный счёт ведут часы. Проживает в норке норка.
Сколько значений у слов?
Прослушать стихотворение:
В чужой стране, в чудной стране,
где не бывать тебе и мне,
ботинок чёрным язычком
с утра лакает молочко.
И целый день в окошко
глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поёт,
концерты вечером даёт,
а стул на гнутых ножках
танцует под гармошку.
В чужой стране, в чудной
стране,
Ты почему не веришь мне?
(И. Токмакова.)
Применительно к каким предметам употреблены слова: язычок, глазок, горлышко, ножка? Применительно к кому они употребляются обычно?
Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? Выделенные слова заменить другими, , близкими по смыслу;
Дождь пошёл и не проходит.
Дождь идёт, хотя не ходит.
Он будет лить часы подряд
на крыши, на дорогу,—
об этом тучи говорят,
хоть говорить не могут.
(А. Барто.)
Какими словами описывает автор дождь!
Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк. .
(Н. Сладкое.)
Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, крапает, стучит, сеет ...).
Заменить глагол бежит близким по смыслу!
время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменять этот глагол в предложении Лисица бежит по полю?
Объяснить значение выделенных слов!
Говорят: часы стоят,
говорят: часы спешат,
говорят: часы идут,
но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
а часы висят на месте.
(В. Орлов.)
Слоговый анализ и синтез слов. Ударение в слове. Состав слова
Составление слов из слогов, деление слов на слоги.
Из слогов наборного полотна дети составляют слова. Логопед предлагает детям предметные картинки и просит их. Дается задание:
а) назвать картинку (слова из 2—3 прямых слогов);
б) разделить слова на слоги с громким проговариванием и отхлопыванием;
в) сопоставить в этих словах количество гласных с количеством слогов.
Логопед записывает на доске схему (нескольких разобранных таким образом слов):
_______________---------
--- --- ---- ---- ----
Игра «Много — один». Исходный материал — группа слов или соответствующих им предметных картинок.
Например: гуси — гусь (дети проговаривают и отхлопывают слоги, сопоставляют количество гласных и слогов в них).
Шары, маки, коты, лоси, раки, киты, дома, грибы, столы, ежи, гвозди...
Сгруппировать предметные картинки по количеству слогов в названии. На доске вычерчиваются (а на столах ученики выкладывают из полос) схемы:
--------------
-----
У каждого ученика набор предметных картинок, которые он располагает в три колонки. Деление на слоги проводится самостоятельно, с негромким проговариванием и отхлопыванием.
В заключение этой работы можно провести взаимную и фронтальную проверку выполнения задания.
Превратить односложное слово в двусложное (по образцу), перекидывая мяч. Например: ключ — ключик.
Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, лоб, шар, гвоздь, винт, шарф.
Превратить двусложное слово в трехсложное (слова из предыдущего задания и аналогичные).;
Добавить слог, чтобы получилось слово соло (ма) и т. д. (при этом перекатывая мяч).
Прочитать и записать слова, вставляя вместо черточки пропущенный слог:
а) на:
-род, -ходка, тиши-, па-ма, мали-, паути-, -шёл, воро-, за-ве-ски, вес-, гли-;
б) ки:
нос-, -но, оч-, зам-, конь-, -ты, мар-, -нул, кус-, руч-, -пит.
Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог са или ты:
коле-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала-, ли-, лис-; ло или ка:
во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток.
Записать слова, составленные из данных слогов:
ка, ней, ли мин, ви, та ке, ра, та
ри, ку, ца то, ав, бус ни, пят, ца
чик, не, куз ла, ку, а бо, ра, та
боч, ба, ка чок, ви, но та, ну, ми
Типы слогов
Провести звуковой анализ прямого (ма) и обратного (ам) слогов, составить их схемы, где гласные и согласные обозначены разным цветом:
• О 0 •
Под диктовку записать в соответствии со схемой — (в два столбца):
он, лу, вы, ел, як, ры, ют, ус, мы, их, ши, ох, ре, ли, ха, ты...
Составить схемы слогов, имеющих три звука (прямой закрытый и слоги со стечением согласных):
Диктант слогов:
ост, енк, рам, тру, шил, шли, рос, ист, чте, ест, кор, сва, вре, инк, пли, зна, гол, гну, где, кот, кто, сын, сны, три, тир, тру,
зло, зал.
Устный диктант (услышав слог, дети показывают соответствующую схему).
Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют схеме ,данной логопедом.
Сгруппировать двусложные слова, составленные из сочетаний прямых и обратных слогов, в соответствии дающимися схемами (в 3 столбца):
рыба паук утро
Слова записаны на доске:
заяц,, море, шуба, ёлка, поле, щука, ясли, маяк, река, усни, лето, ярко, поел, щёки, поэт, если, роет, зима, ямка, лает, поле, юбка, поёт.
В этой работе учащиеся акцентируют свое внимание на позиции гласных в слове.
Ударение в слове
Основные дидактические задачи при изучении этой темы — научить детей следующим действиям:
1) проговаривать слово, выделяя голосом ударный гласный: а) по подражанию, б) самостоятельно;
2) определять ударный гласный в произношении другого и в своем;
3) воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание);
4) узнавать слово по его слуховой схеме, по зрительной схеме;
5) усвоить некоторые орфоэпические нормы;
6) определять ударный гласный в процессе написания слов;
7) определять безударный гласный в корне, требующий проверки;
8) проверять безударный гласный ударением (путем подбора проверочных слов).
Цель. Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Тренировать их в произнесении и определении ударного гласного звука в словах.
Логопед демонстрирует детям две картинки с общей подписью. «На столе кружки». Дети молча читают подпись. Логопед просит показать картинку, соответствующую подписи. Дети читают вслух предложения, в котором слово кружки произносится то как кружки, то как кружки. Изменение значения слова связывается с перемещением ударения. Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные.
Аналогично рассматривается еще пара картинок с общей подписью «Я плачу».
В подтверждение вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:
замок—замок, хлопок — хлопок, белки — белки, полки — полки, вычитал — вычитал, скачки — скачки.
Устно составляются предложения и выделяется ударный гласный в слове.
Логопед раздает детям наборы гласных букв. Услышав слово, ученики проговаривают его слитно (т. е. без деления на слоги), но с усилением голоса на ударном гласном, поднимая соответствующую гласную букву;
а) логопед подчеркнуто произносит ударный гласный:
малина, порядок, голуби, голубчик, восемь, ракета, воротник, поэзия, воротничок, стрекоза, стрекозка, прыгалки;
б) слова произносятся в обычной манере:
картон, бумага, продукты, магазин, пионер, телефон, этакий, выполнил, берёза, этот, телеграф, алфавит, крапива, арбуз, каталог, фарфор, простыня, библиотека.
Логопед диктует слова, ученики записывают только ударные гласные.
Прочитать и записать текст. В словах-омоформах указать ударные гласные:
За дверью слышны голоса. У Зины сегодня нет голоса."Эти горы высоки. На склоне горы пасётся стадо. Мы знаем реки нашей Родины. Вдоль берега реки бежит тропинка. Загорели наши ноги. Мне не вытянуть ноги. Ворона меньше ворона. Подбери полы да вымой полы. Я мою мою младшую сестру.
Рассмотреть пары слов. Устно составить словосочетания или предложения:
руки — руки мелок — мелок
вёдра — ведра мою — мою
озёра — озера таю — таю
Графический диктант \текст записывается одними ударными гласными\:
Осенью идут дожди. о у и
Вода размыла дороги. а ы о
Вязнут ноги в глине. я о — и
Трудно добираться в школу, у а — о
У детей наборы предметных картинок и цифры (1, 2, 3), которыми обозначается место ударного слога в слове. Сгруппировать картинки в три столбца:
«Узнай своё имя». Логопед отстукивает ритм (ударный слог громче). Встают те дети, чьи имена соответствуют услышанному ритму:
Алёша, Марина, Виталий, Серёжа, Наташа, Саша, Петя и т. д.
Схемы слого-ритмической структуры слов Двусложные слова (хХ — Хх).
Назвать картинку. Отхлопать слоги: ударный слог-громкий хлопок, безударный — негромкий.
Рассмотреть схемы, прочитать их, т. е. отхлопать: хХ Хх
Разложить картинки соответственно схемам.
Данные ниже слова записать под схемами в два столбца с проговариванием и отхлопыванием ритма (они записаны на доске).
Особенно важно в подобных упражнениях дать опыт наблюдений за перемещением ударения в группах однокоренных слов, не привлекая на этом этапе их внимания к безударным гласным:
лампа, заяц, медведь, рыба, рыбак, весна, зима, зимний, кусок, четверг, белка, море, морской, салют, река, речка, снежный, снежок, кружок, круглый, вторник, второй, повтор, волны, волна, сказал, сказка, скажу, синий, синел, среда, средний, белый, белил, чёрный, чернеть, варит, повар, вёсла, весло, дружный, друзья ...
Трехсложные слова (Ххх хХх ххХ).
Данные на доске слова записать под схемами:
а) прогулка, девочка, карандаш, беседа, горизонт, овощи, ворона, пятница, воробей, командир, газета, яблоки, деревня, молоко, огород, капуста, улица, машина, одежда, пироги, однажды, пшеница;
б) словари, словечко, вишенка, вишнёвый, выскочил, скакалки, проскакал, угроза, погрозил, прыгуны, грозные, рассказал, сказочка, сказали, выучил, ученик, разучим, овощной, овощи, березняк.
Графическая запись текста, данного на доске (на карточке) .
Текст на доске: Запись в тетрадях:
Плетёт паучок сети.
Сплёл, притаился - X ххХх
«Попадёт муха большая—наемся». ххХ Хх хХх — хХх
Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией