Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.
Остро стоит проблема нормализации учебного процесса для учащихся ,у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексически-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи ,для детей с задержкой психического развития

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией…………………………………………………....8
1.1 Теоретический анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………………………………………………………5
1.2 Сущность и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Дислексия реферат.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов:

 пышка     -шка       (чашка, кошка, вышка, мышка, кашка, сушка)

 крышка     шка       (клюшка,   плошка,   брошка,плюшка, крошка)

 засушк      шка       (рубашка, катушка, подушка,лягушка, окрошка)

 старуша....шка       (братишка,   покрышка,   верхушка, картошка)

                 . жка       (ножка, ложка)

-           …...жка       (пряжка, стёжка, кружка)

                ...жка       (стрижка, фуражка, стружка, серёжка, варежка, обложка)

  .  ...      жка       (сыроежка, застёжка, подножка)

-         ….…дка (лодка, кадка, будка, дедка)

-           …...дка       (грядка, грудка, сводка, прядка)

…………. .дка (загадка, соседка, отгадка, посадка, беседка)

…………  дка (разведка, проводка)

                   тка (нитка, сетка, ветка, ватка, детка)

                   тка (клетка, плитка, глотка, плётка)

       тка (пилотка, палатка, попытка)

…   тка (таблетка, конфетка, кроватка)

…………   ска (каска, маска, леска, соска)

….              ска        (краска, сноска, описка)

         …     ска (коляска, записка, полоска, вывеска)

            ска (прописка,    колбаска,    подвеска, подписка)

                  зка (вязка)

………  .зка (указка,   смазка,   слёзка,   сказка,связка)

…………  зка (берёзка, завязка, вырезка', замазка)

..         зка (погрузка, подрезка)

д — т — сад, завод, крот, мёд, народ, невод,

Наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов проводится аналогично изложенному ранее рассмотрению случаев оглушения в середине слов.

Проверить сомнительный согласный в конце слова:

а) устно — с перекидыванием мяча" либо с подниманием соответствующей согласной буквы;

б) письменно (выборочно).

Образец: лёд — ледок (д).

п — б — суп, краб, зуб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб; лёд, труд, пилот;

Ш— ж — малыш, шалаш, рожь, ландыш, нож,ёрш, ёж;

С — з —мороз, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус;

ф — в — клюв, шкаф, обувь, шарф, морковь, посев, жираф, бровь;

к — г — стук, утюг, овраг, флаг, берег, шаг, друг, фартук.

Прочитать и записать слова, вставляя подходящие буквы.

Устно проверить последний согласный в слове.

Образец: з — б зуб — зубы, зоб — зобик, зяб — зябну

л-в   с-г     г--з   г-б 

р-д   в--г     с-д    д-г

(Слова для справок:лев, лов, рад, род, ряд, снег, стог, слёг, слог, враг, визг, глаз, груз, грыз, след, стыд, свод, горб, гриб, герб, груб, грёб, друг, долг.)

Прочитать пары слов, сравнить по смыслу, звучанию, написанию. Подобрать проверочные слова, составить предложения (словосочетания).

При закреплении дифференциации  звуков С-Ш и З-Ш проводятся диктанты.

Предложения для анализа и записи:

Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Птицы хлопочут целый день. После четверга будет пятница. Ткачи ткут ситец. Ручей мельче речки. Кукушка кладёт яйца в чужие гнёзда. Отец чистит луковицу. Мы расчищали снег у крыльца. Девочку разбудили лучи солнца. Синицы отыскивают личинки насекомых. Волчица почуяла человека. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов. Первыми улетают на юг скворцы и ласточки. Там царь Кащей над златом чахнет.

Диктанты (слуховой или графический)

а) Олечка и Зоя — сестрички. Девочки очень любят шить.Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Целыйвечер девочки вышивали цветы.

б) Зачем человек держит овцу? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Колхозники разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами.

С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.

Тексты для выборочных диктантов:

а) Почему перелётные птицы прилетают весной в различное время? Грач прилетает в марте, а ласточка только в начале мая. Причина тут в возможности отыскать пищу. Грач будет сыт тем, что отыщет на проталине. Ласточка же ловит добычу в воздухе. Случись ласточкам прилететь в марте, когда нет ещё мошек, они бы погибли с голоду.

б)  Своё весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш — в конце мая. Никогда не зацветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник —это апрель. Если на берёзе серёжки —начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

1 класс

Дети гуляли на лугу. Серёжа и Соня собирали цветы. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой.

Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь, возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.

Машина привезла много угля. Углём мы топим печку. Из трубы идёт дымок. Зимой трещат сильные морозы. Часто метут метели. А дома всегда тепло.

Весна.

На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики.

2  класс

Кто как зиму встретил.

Летучие мыши забралась в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев постель сделала.

Утром я с ружьём и с собакой отправился в рощу. Стояла чудесная тишина. За сто шагов я слышал, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щёки.

Весной.

На дворе апрель. Погода чудесная. Солнце светит ярче Журчат быстрые ручьи. Уже расцвёл подснежник. Скоро лопнут почки на деревьях. Вылезла зелёная травка. Из тёплых стран летят грачи, скворцы, стрижи. Птицы хлопочут у своих гнёзд. Школьники сажают в саду деревца.

3 класс

Коршун.

Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила когтями грызуна. Многие хищники питаются мышами, сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждёт добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей.

Заяц.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя серая шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не мороз и вьюга, а охотники, волки, лисицы и совы. Спасает его от различных врагов светлая шкурка да бойкие прыжки.

Орёл.

Высоко летает могучий орёл. Зорко смотрит он на землю: не мелькнёт ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит её в своё далёкое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик,

  1. класс

Ночной праздник

Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые пахучие цветы. Вскоре закружились в воздухе зелёные огоньки светлячков. Ещё гуще засеребрилась трава. Ярче забелели ночные причудливые цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник.

 Работа на лексическом уровне . Расширение словарного запаса учащихся

Начинать эту работу следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса у учеников на предлагаемом ниже примерном перечне тем. Основные задачи лексической работы:

  1. количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
  2. качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
  3. очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.

Ученики упражняются в слоговом и морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем.

Выявление активного словарного запаса.

Слова, обозначающие предметы:

фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, Мебель, профессии и т. п. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие).

Слова, обозначающие признаки:

 цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов (на материале перечисленных выше групп предметов).

Слова, обозначающие действия:

 способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.

 Назвать действия (перекидывая  мяч):

Метель (что делает?)—метет, гром — ..., ветер— ..., снег — ..., солнце — ..., ливень — ..., молния — ..., мороз — ... .

 Назвать другой предмет с  тем же признаком:

Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня жёлтая (и тыква жёлтая), речка быстрая (и ручей быстрый) и т. д.

Сравнить:

по вкусу — лимон и мёд, лук и виноград; по цвету — василёк и гвоздику, грушу и сливу; по прочности — верёвку и нитку, бумагу и ткань; по ширине — дорогу и тропинку, ручей и речку; по высоте — дом и шалаш, куст и дерево.

Прослушать загадку, выделить слова, обозначающие голосовые действия. Объяснить, почему рифмы помогают разгадать эту загадку:

Я лаю со всякой собакой,

Я вою со всякой совою

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревет,

Я тоже реву:

У-у-у!

\Эхо\

И другие стихи-загадки, позволяющие определить предметы по их признакам и действиям.

Слова-«сорняки»

Прослушать стихотворение:

Слова бывают разные, 

бывают неотвязные.               

Вот,например.,к Володе        

Пристало слово «вроде».

Он «да» не скажет никогда.

-Обедать  будешь?

-Вроде,да…

Спросите у Володи:

-Работал  в огороде?

А он опять:»Да,вроде…».\А.Барто\

В последующей беседе рекомендуется выяснить, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям. Рекомендовать отучиться от навязчиво-повторяющихся слов (ну, это, вот, значит и т. п.).

 Расширение словарного  запаса учащихся

Синонимы (слова-«приятели»)

 Из данных ниже слов подобрать  парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому  составу:

а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твёрдый, раньше, льётся;

б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь, жёсткий, прежде, течёт.

Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов значением):

грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный} слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далёкий, прочный, надёжный; понять, разобраться, запомнить, уразуметь; думать, ехать, размышлять, соображать..

 В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:

свежая пища, sanac корма, вкусная еда; наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя; неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт; быстрый конь, скорый поезд, стремительная река, поспешный отъезд; неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток, угловатая походка; ценный груз, тяжёлая ноша, ручная кладь, громоздкий багаж.

 Объяснить, какое из слов  каждой строки употребляется  чаще в разговорной речи, какое  —в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

приехал, прибыл, прикатил; пришёл, пожаловал, заявился; бросился, ринулся, накинулся; ворвался, вторгся, вломдеея; отскочил, отпрянул, шарахнулся.

 Прослушать сказку «Тигр-лев и лев-тигр»:

Тигр-лев — это лев-тигр, только наоборот. И всё у них наоборот. Тигр-лев полосатый: чёрная полоска, жёлтая, чёрная, жёлтая.

Лев-тигр — наоборот. Сначала жёлтая, потом чёрная.

И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот какой тигр-лев.

Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошёл себе —левой, правой, левой, правой и зарычал, как большой: ррры!

Лев-тигр, назло ему, сперва был не большим, а потом стал не маленьким и зарычал по-своему: ыррр! — и пошёл правой, левой, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, а не вертел, как тигр-лев.

И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса. Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошёл пробежаться. Тигр-лев побежал пройтись.

А откуда они взялись? Лев-тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы.

(Е. Измайлов,)

Выяснить, как дети поняли смысл сказки. При повторном чтении рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.

Антонимы (слова-«неприятели»)

Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение:

Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка... Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно!

(По Н. Сладкову.)

Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький:

 .. пенёк   опрокинул... воз. ... дело   лучше ... безделья. Даже самое .., дерево выросло из ... семени. В ... лодку груз не кладут, ,.. крючком ... рыбу не выудишь.

 Подобрать антонимы к выделенным  словам:

Летний день — за ... неделю. У короткого ума ... язык. Ради нового дружка .., не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а ... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а ... к небу тянется. Знай больше, а говори ....

Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч):

Информация о работе Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией