Теория и методика воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_i_metodika_vospitatelnoy_raboty.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

5. Сформированность физической  культуры и здорового образа  жизни:

  • физическая образованность;
  • валеологическая культура;
  • потребность в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом;
  • развитость основных двигательных качеств;
  • Ориентация на здоровый образ жизни;
  • Активное участие в занятиях по физкультуре, туризму и спорту.

6. Сформированность учебно-профессиональной  культуры:

  • профессиональная направленность;
  • профессиональное самосознание;
  • сформированность профессиональной этики и профессионально важных личностных качеств;
  • потребность в постоянном профессиональном росте;
  • учебная культура, индивидуальный стиль учебной деятельности;
  • компьютерная грамотность, информационная культура;
  • трудолюбие, положительное отношение к различным видам труда;
  • творческое отношение к труду как жизненной и социальной ценности.

Методы определения уровня воспитанности личности

Для определения уровня воспитанности личности будущего специалиста используются такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия.

Педагогическое наблюдение –– это непосредственное восприятие деятельности и поведения личности в ее целостности и динамическом развитии. Различают следующие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое. Наблюдение проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям оценки воспитанности личности. Результаты наблюдения (педагогические факты, явления, процессы) фиксируются в дневниках, картах наблюдения и других документах.

Беседы с обучающимися, их преподавателями, сокурсниками, друзьями, родителями помогают выяснить степень информированности воспитанников о нравственных нормах, причины их поступков, характер отношения к тем или иным фактам и событиям, уточнить взгляды, намерения и т. п. Беседы могут проводиться по заранее подготовленным вопросам или в свободной форме. Результаты беседы затем анализируются и обобщаются.

Психолого-педагогические опросники, тесты, анкеты в настоящее время находят широкое применение в изучении эффективности учебно-воспитательного процесса. Например, в профессиональной педагогике используются личностные опросники, анкеты для выявления личностных и профессионально важных качеств, тесты для определения особенностей темперамента, типа личности, индивидуального стиля деятельности, общей и профессиональной направленности личности и т. д. Эти методы позволяют выявить степень сформированности тех или иных способностей, черт характера, психологических свойств, общих и профессиональных качеств личности обучающегося. Описания таких методов содержатся в пособиях и рекомендациях по педагогической.

Метод анализа заключатся в изучении причин происхождения (предпосылок) возникновения тех или иных качеств личности. С этой целью изучаются анкетные данные учащихся, проводятся беседы с их родителями, учителями, друзьями. Сведения, полученные с помощью анализа, позволяют выявить скрытые качества личности, которые могут проявиться позднее.

Метод обобщения независимых характеристик состоит в сборе и обобщении характеристик учащегося, полученных от его близких и знакомых с ним людей. Характеристики могут быть устными или письменными. Сопоставление полученных данных позволяет сделать более обоснованные выводы об индивидуальных особенностях личности.

Социометрия позволяет получить сведения о межличностных отношениях учащихся, в которых проявляются те или иные качества их личности.

Изучение продуктов деятельности заключается в анализе результатов учебной, трудовой, научной, художественной, общественной деятельности учащегося. Характер различных аспектов деятельности (производительность, качество, оригинальность и т. д.) позволяет делать выводы об индивидуальных особенностях личности.

Создание проблемных ситуаций поведения позволяет учащемуся проявить те или иные стороны своей индивидуальности, свидетельствующие о его воспитанности. Например, могут быть созданы ситуации самооценки, самокритики, отношения к другим людям, разрешения конфликтов, выбора наиболее приемлемого варианта действий, влияния среды, проявления ответственности, риска, критики и др. Этот метод требует большого мастерства преподавателя.

При оценке уровня воспитанности обучающихся можно использовать например метод квалиметрии – количественной оценки качественных показателей. Так, если оценить каждый показатель воспитанности в баллах, то можно определить уровни гражданско-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной, художественно-эстетической воспитанности обучающихся.

 

 

 

Литература для самостоятельной работы

Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. –– М.: Изд. центр «Академия», 1999. –– 152 с.

Маленкова Я.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. –– М.: Педа. об-во России, 2002. –– 480 с.

Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. Я.И. Рувинского. –– М.: Просвещение, 1989. –– 335 с.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. –– М.: Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. –– Кн. 2: Процесс воспитания. –– 256 с.

Профессиональная педагогика: Учеб. для студ., обуч. по пед. спец. и направ. / Под ред. Я.С. Батышева. 2-е изд., перераб. и доп. –– М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999. –– С. 403–504.

Рожков М.С., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. –– М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2001. –– 256 с.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. –– М.: Изд. центр «Академия», 2000. –– 336 с.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. –– М.: Пед. об-во России, 2001. –– 256 с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. –– М.: Изд. центр «Академия», 2002. –– C. 282–405.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –– М.: ТЦ «Сфера», 2003. –– 160 с. 

 

 

 

 


Информация о работе Теория и методика воспитательной работы