Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.

Содержание

Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Артемьевой 2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

7.Горшкова, О.Д. Начальная школа: математика. Нестандартные задания, 1-4классы [Текст]/ О.Д.Горшкова// Начальная школа.-2005.-с.43-54.

8. Далингер, В.А. Поисково - исследовательская деятельность учащихся по математике [Текст]: Учеб.пособие/ В.А. Далингер. – Омск: ОмГПУ, 2005. – 16с.

9.  Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве [Текст]  / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон – Хамубек. – СПб.,  2001. – 218с.

10. Дьяченко, В.К. О возможностях направлениях совершенствования и развития современной школы [Текст]/ В.К. Дьяченко// Начальная школа.- 2006. - №1. – с.20 – 28.

11.  Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования [Текст]: Уч. пос. для студентов высш. пед уч. заведений/В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208с.

12. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.Я. Зимняя. – Ижевск, 2001, - 103с.

13. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.Я. Зимняя. – Ижевск, 2001. - 110с.

14. Иванов, Г.И.Готовим юных исследователей [Текст] /Г.И. Иванов    //  Народное образование.-1999.- №6.-с 56-63.

15. Ивашова, О.А. Исследование школьниками решенных арифметических задач [Текст]/ О.А. Ивашова// Начальная школа.- 2006.  - №12. – с.35 – 44.

16. Ивашова, О.А.  Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст]/ О. А. Ивашова// Начальная школа.- 2009. - №8. – с.19 – 25.

17. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]/ Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2002. – 288с.

18. Истомина, Н.Б.Математика1-4 класс[Текст]/ Н.Б.Истомина. – М.: «Дрофа», 2005.-217с.

18. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст]/ В.В.  Краевский. – Самара, 1994 . – 305с.

19. Каирова, Л.А. Формирование исследовательской культуры учителя. [Текст]/ Л.А. Каирова// Начальная школа.- 2007. - №5.- с. 5 – 9.

20. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] /В.А. Крутецкий / М.; Воронеж, 1998.- 210с.

21.Ляхова, Л.В. Организация научно- исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Л.В.Ляхова // Начальная школа.- 2009.-№7. –с.45

22. Обухов, А. Развитие исследовательской деятельности учащихся        [ Текст ]/А.Обухов// Народное образование. – 2004. - №2. – 504с.

22. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе [Текст]/ Л.А. Орлова// Начальная школа. -2007. - №3. – с.28 – 33.

24. Пичугин, С.С. Учебно – исследовательская деятельность [Текст]      / С.С.Пичугин// Начальная школа.- 2008. - №6. – с. 43 – 48.

25. Савинков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст]/ А.И. Савенков.- М.: Изд.дом «Дрофа».2006.- 450с.

26. Совертков, П.И.Формирование исследовательской деятельности учащихся [Текст]/П.И. Совертков // Северный регион: наука, образование, культура.- 2002. - №2. – с.12.

27. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/Н.А. Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2. – с.45 – 50.

28. Смолкина, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текс]/Е.В. Смолкина// Начальная школа.-2007.-№2.-с.28-31

29. Тимофеев, В.П. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] / В.П. Тимофеев// Начальная школа. - 2008. - №2. – с.9 – 11.

30. Тупичкина, Е.А. Виды самостоятельных работ на уроках математики / Тупичкина Е.А., Крючкова И.В.// Начальная школа.-1996. №5.-.39-42

31. Чупрова, А.А. Условие развитие учебно – исследовательской деятельности [Текст] / А.А. Чупрова// Начальная школа.- 2007. - №5. – с.17 – 21.

32. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст]/ И.Д. Чечель. – М., 2003 – 158с.

33. Ямалтдинова Д.Г.Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики [Текст]/Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа.- 2008. -№2.-с.43-45

 

 

 

Приложение  №1

         Фрагмент урока по математики.

Тема: Закрепление пройденного.

 

Задача. Скорость автобуса 45 км/ч. За какое время он пройдет 90 км?

   Заполните таблицу.

 

       V

      t

      s

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2

Объясни, как  Костя вычитал числа первого  столбика.

Дополни его  объяснения для второго и третьего столбика

                                             Записываю….

                                             вычитаю единицы:   < ;


                                             беру 1д. у уменьшаемого;

                                            ставлю над цифрой     точку;

                                             д. и ед.- это ед.,   - =;

                                             пишу под единицами;

                                             вычитаю десятки, помню, что  в 

                                             уменьшаемом теперь д.;

                                             пишу под десятками;

                                             вычитаю сотни….

                                             пишу под сотнями;

                                             читаю результат….                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №4

Шарик подружился с соседскими собаками: Жучкой, Чернышом, Стрелкой и Бобиком. Он решил выяснить, у кого из них наибольшая лохматость. Оказалось, что лохматость у Стрелки  больше, чем  у Шарика, у Черныша  больше, чем у Жучки, но меньше, чем у Шарика, а у Бобика больше, чем у Стрелки. У кого из друзей Шарика наибольшая лохматость?

Как можно  решить эту задачу с помощью рисунка? (Стрелка направлена от собаки с  большей лохматостью к собаке с меньшей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Класс 3.

Система «Гармония».

Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик с двумя переходами через десяток.

Цель: формировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик через создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы.

Задачи урока:

Формировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик, познакомить со случаем письменного сложения и вычитания с «двумя переходами через разряд».

Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

Создать условия для  воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, математические задания.

III. Открытие новых  знаний

Задание № 1.

Цель работы:

- создание проблемной  ситуации и выдвижение гипотез.

Запиши примеры в  столбик и вычисли.

142 + 38 =

142 + 83 =

142 + 88 =

Задание № 2.

Цель работы:

- на основе наблюдений  над представленными способами  вычислений сформулировать новое правило.

Мишка выполнил сложение в столбик. Как он это сделал? Что  нового в его вычислениях?

Задание № 3.

Цель работы:

- создание проблемной  ситуации и выдвижение гипотез.

Запиши примеры в  столбик и вычисли.

180 - 38

225 - 142

230 - 88

Задание № 4.

Цель работы:

- на основе наблюдений  над представленными способами  вычислений сформулировать новое  правило.

Коля выполнил вычитание  в столбик. Как он это сделал? Что  нового в его вычислениях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№6

Класс 3

Система «Гармония»

Тема урока: Решение задач.

Цель урока: формировать  умения решать задачи с помощью уравнения.

Задачи урока:

тренировать умение составлять уравнения к задачам и решать задачи с помощью уравнения.

способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

создать условия для  воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, математические задания.

VI. Закрепление полученных знаний

Вставьте в пустые клетки числа так, что бы квадрат  стал магическим.

 

 

 

 

 

 

Приложение №7

Класс 3

Система «Гармония»

Тема урока: Работа над  ошибками.

Цель урока: решать на новом числовом концентре примеры  и текстовые задачи изученного вида.

Задачи урока:

Решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида, решать на новом числовом концентре  приметы и текстовые задачи изученного вида;

Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

Создать условия для  воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца, развивать мелкую моторику руки.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, математические задания.

VIII. Резервное задание

Мишкина сестра Маша сделала рисунки на коробках. Какой из этих рисунков можно сделать одним движением руки, не обводя ни одной линии дважды.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах