Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Определить принципы
2. Определить направления работы.
3. Апробировать комплекс
В процессе формирующего эксперимента нами учитывались и были реализованы следующие принципы:
- доступность учебного
-учёт возрастных и
- прочность усвоения знаний;
-постепенное возрастание сложности учебного материала.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость разработки методических рекомендаций по подготовке дошкольников с ЗПР к овладению навыком звукового анализа слов. С этой целью нами были обобщены и систематизированы методические материалы, отобраны дидактические упражнения, предложенные отечественными психологами, педагогами и логопедами: Е.А. Бугрименко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин.
Остановимся на описании организационных форм работы, методов, приёмов обучения, подходов носивших коррекционный характер и использовавшихся мною в процессе педагогического эксперимента.
Экспериментальные занятия проводились в подгрупповой и индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляла 20-25 минут, 2 раза в неделю.
В ходе эксперимента нами широко использовались разнообразные методы и приёмы обучения:
- словесные (беседа, пояснения, разъяснения);
- практические (упражнения, выполнение определённых действий);
-наглядные (показ действия, действия по подражанию, по образцу).
Так, например, беседа использовались и при предъявлении, и при закреплении материала. Беседа способствовала адекватному пониманию детьми заданий. Известно, что в работе с детьми с ЗПР продуктивным является использования средств наглядности. Поэтому нами были использованы разнообразные иллюстрации, картинки, обеспечивающие создание наглядной основы для лучшего выполнения задания. Использование практического метода способствовало совершенствованию навыков звукового анализа слов у детей.
Детям предлагались разнообразные упражнения, которые периодически повторялись, так как упражнение – это специально организованное скорректированное многократное повторение учебных действий в целях выработки умений и навыков.
В структуре формирующего эксперимента нами было выделено VI блоков, которым характерна взаимосвязь. Выделение блоков было обусловлено трудностями детьми в звуковом анализе слов.
Блок I. Развитие фонематического восприятия
Работа в рамках данного блока была направлена на то, чтобы научить детей ориентироваться в речевых и неречевых звучаниях; вслушиваться в звучание гласных и согласных звуков; находить различие в их звучаниях и соотносить их с определёнными предметами и картинками, в названии которых слышится заданный звук. Кроме того, осуществлялось совершенствование умения звукоподражанию и последовательному воспроизведению звуков, слогов в соответствии с инструкцией педагога.
Блок II. Развитие навыков вычленения звуков из заданных слогов, слов
Здесь работа была направлена на развитие умения у детей вслушиваться в звучание слога, слова; узнавать, различать и выделять из лексемы отдельные звуки, опираясь на предметно- практическую деятельность. При этом у детей совершенствовалось произвольное внимание, развивались навыки контроля и планирования последовательности действия.
Блок III. Формирование умения устанавливать точное место звука в слоге и слове
В процессе работы мы учили детей вслушиваться в звучание слогов и слов. Работа велась с учётом возрастающей степени сложности слоговой структуры лексической единицы:
-односложные слова, состоящие из обратных слогов, и двусложные, состоящие из двух гласных (например, ус, ау);
-односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных (например, мак);
-двусложные слова, первый слог которых без стечения согласных (например, луна);
-двусложные слова с закрытым слогом (например, утка);
-многосложные слова (например, кукушка);
-односложные слова со
Блок IV. Развитие умения определять последовательность звуков, устанавливать порядок, в котором они следуют
На данном этапе работы, перед детьми ставилась более сложная задача – научиться определять последовательность звуков в заданном слоге или слове. Начиналась работа с самых простых слов, а затем усложнялась. Мы учили детей фиксировать результаты звукового анализа слова с помощью специальных фишек, которые помогали ребёнку контролировать правильную последовательность звуков в слове и не позволяли пропустить звук в слове.
Блок V. Развитие двигательной и слухо-зрительной координации
Необходимость выделения данного блока обусловлена тем, что у детей с ЗПР имеется недоразвитием мыслительных процессов, что ведёт к задержке фонематического восприятия и зрительного сосредоточения на определённом предмете. Вследствие этого детям сложно воспроизводить двигательные действия. Поэтому мы сочли необходимым специально формировать навыки синхронности действия рук, глаза и слуха в различных видах деятельности.
Работа с детьми в рамках данного блока включала в себя следующее:
-развитие зрительного
-развитие взаимодействие
Для этого мы предлагали детям следующее:
- отобрать предметы, игрушки или
картинки с такими
-использовать для определения последовательности звуков в слове условно- графические схемы (красный круг - гласные звуки, синие квадратики - согласные звуки).
Это позволяло нам активизировать речевую и познавательную деятельность, а также формировать зрительное внимание дошкольников с ЗПР.
Блок VI. Развитие осознанности и готовности выполнять звуковой анализ слов
При реализации данного блока нами учитывалось, что необходимо, чтобы формирование умений анализировать слова любой слоговой структуры приводило к более осознанным действиям. У детей формировалось умение производить звуковой анализ слов без составления условно- графических схем, только на основе проговаривания речевого материала вслух.
Далее опишем то, какие задания и упражнения были использованы нами в рамках каждого выделенного блока.
Блок I. Развитие фонематического восприятия
При реализации первого блока ставилась цель: обеспечить развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с данной целью решались следующие задачи:
В рамках данного блока детям предлагались следующие задания и упражнения:
«Угадай, что это?»
Цель: совершенствовать навыки ориентировки в речевых и неречевых звучаниях, соотносить их с определённой картинкой.
Оборудование: магнитофонная запись звуков живой и неживой природы (шум ветра, голоса птиц, шум дождя, машин и т.д.). Картинки с изображением данных звучаний.
Инструкция: на столе расположены картинки. Детям предлагают прослушать магнитофонную запись и найти подходящие картинки.
«Город звуков»
Цель: совершенствовать умение звукоподражанию.
Оборудование: карточки с изображением насекомых.
Инструкция: на столе разложены картинки в виде домика (изображением вниз) с насекомыми. Ребёнок должен взять карточку и перевернуть её, назвать изображенное насекомое и издать звуки, характерные для этого насекомого.
«Звенит- жужжит»
Цель: нахождение звуков в названии предметов по картинке.
Оборудование: набор картинок с заданным звуком.
Инструкция: выбирается водящий. Оставшиеся дети выбирают картинки на столе, в названии которых есть звук З или Ж. Водящий подходит к каждому ребёнку по очереди и ребёнок показывает ему свою картинку. Если в названии картинки слышится звук З, он говорит: «Звенит», если слышится звук Ж, то говорит: «Жужжит».
При работе в данном направлении детям предлагались и другие упражнения: «Кто там за окном», «Звуковое лото», «Кто там на дорожке», «Найди пару», «Эхо», «Поговори со мной» и т.д. (см. приложение 3).
Также для формирования фонематического восприятия было оборудовано место, где находились дидактические игры, различные картинки и подобранны музыкальные и шумовые инструменты, необходимые как для учебной деятельности, так и для свободной деятельности детей. Это оборудование также использовалось для решения поставленной нами цели и выдвинутых задач. В процессе действий с этим оборудованием у детей постепенно развивалось фонематическое восприятие речевых и неречевых звучаний. Это помогло детям осознать, что каждый предмет имеет различное звучание.
Блок II. Развитие навыков вычленения звуков из заданных слогов, слов
Цель данного блока: развивать и совершенствовать фонематическое восприятие, учить вычленять звуки из слогов и слов. В соответствии с данной целью решались следующие задачи:
1. Формировать фонематический
2.Уметь вычленять звуки из
различного по сложности
Весь комплекс заданий и упражнений этого блока можно разделить на две части:
- упражнения, направленные на развитие фонематического слуха;
- упражнения, направленные на формирование умения вычленять звуки из слогов или слов.
Приведём примеры использованных игр и упражнений.
«Найди место для своей картинки»
Цель: Нахождение и выделения звука в слове.
Оборудование: набор картинок в названии которых есть звуки Ш и Ж.
Инструкция: на столе лежат картинки. Педагог показывает картинку с изображением шарика и говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно ш-ш-ш. Эту картинку я кладу справа». Затем показывает другую картинку с изображением жука и говорит: «Жук жужжит ж- ж- ж. Эту картинку я кладу слева». Педагог предлагает детям самостоятельно продолжить игру. Те картинки, где слышится звук Ж, нужно положить рядом с картинкой «жук», а те картинки, где слышится звук Ш, - рядом с картинкой «шарик».
«Нагрузи машину»
Цель: развивать умение вычленять заданный звук из знакомых слов.
Оборудование: игрушки и картинки с изображением следующих предметов: яблоко, якорь, ящик, дом, сок, сом. Две машины - красная, зелёная.
Инструкция: педагог предлагает детям положить в машину картинки. В красную машинку картинки, где слышится звук Я, а в зелёную, - где слышится звук О.
«Вкусные звуки»
Цель: развивать умение вычленять из слов нужные гласные и согласные звуки.
Оборудование: продукты питания: арбуз, молоко, сахар, торт, творог, мука.
Инструкция: педагог предлагает детям сходить в магазин и купить вкусные продукты. В названиях этих продуктов должны быть звуки А или О.
«Кто больше?»
Цель: уметь вычленять из слов нужный звук.
Оборудование: набор картинок (арбуз, аист, автобус, аквариум, астра, улитка, утюг, удочка, индюк, иголка, игрушка)
Инструкция: перед детьми раскладывается на столе ряд картинок, в названии которых есть звуки А, И, У. Детям предлагают назвать картинки, где слова начинаются на заданные звуки. Затем надо назвать картинки, где слова начинаются и заканчиваются на заданные звуки.
Усложняя задание, картинки можно перевернуть изображением вниз, и попросить детей вспомнить и назвать изображения.
Остальные упражнения по развитию фонематического слуха и вычленению заданного звука из слова мы предлагаем в приложении. Это следующие упражнения: «Закончи слова», «Звуки заблудились», «Запретные звуки», «Доктор звуков», «Звуковая цепочка», «Магазин игрушек», «Поле чудес» (см. приложение 2).
Таким образом, развитие фонематического восприятия явилось базовым для формирования навыков звукового анализа. Развитие фонематического восприятия оказывало положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления.
Блок III. Формирование умения устанавливать точное место звука
в слоге и слове
Целью работы в рамках данного блока была следующая: учить детей устанавливать местонахождение заданного звука в слогах и словах. В соответствии с поставленной целью решались задачи:
В процессе работы детям были предложены следующие задания и упражнения.
«Жили- были АХ, ОХ, УХ»
Цель: развивать умение выделять и обозначать ударный звук (при помощи цветных фишек).