Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
Оборудование: цветные фишки (красная - АХ, синяя - ОХ, жёлтая - УХ). Картинки (мак, рак, аист, сом, сок, дом, кот, утка, гусь).
Инструкция: педагог предлагает положить фишки на картинки: красную, где в словах есть звук А; синюю на картинки, где есть звук О; жёлтую на картинки, где есть звук У.
«Город звуков»
Цель: развивать умение выделять и обозначать место заданного звука в слове цветными фишками.
Оборудование: набор картинок с условно-графическим изображением слова (дом, кот, мак, рак, ус, ёж, жук).
Инструкция: педагог предлагает детям выбрать себе по одной картинке и положить красную фишку на то место, где находится гласный звук.
«Теремок»
Цель: формировать умение находить и выделять цветными фишками заданный звук в слогах.
Оборудование: цветные фишки, набор картинок с изображением условно–графических схем слогов и с изображением животного; картинка «Теремок».
Инструкция: педагог предлагает детям картинку «Теремок». Нужно открыть ставни вытащить картинку. Затем на условно- графической схеме слога выделить и отметить заданный звук (мышь - пи-пи, курица - ко-ко, кот - мяу-мяу и т.д.)
«Звуковая цепочка»
Цель: формировать умение выделять первый и последний звуки в слове.
Оборудование: набор картинок (арбуз, зонт, тарелка, аквариум, мыло, обруч, часы).
Инструкция: перед детьми выкладываются картинки. Картинки предлагается разложить так, чтобы последний звук первого слова был первым звуком второго слова.
Кроме того, в процессе работы по данному блоку детям предлагался ряд других игр (см. приложение 2): «Кто к нам в гости пришёл?», «Поле чудес», «Зоопарк», «Магазин», «Каждому звуку своё место», «Угадай, кто на кормушке», «Найди пару».
Опишем работу в рамках четвёртого блока.
Блок IV. Развитие умения определять последовательность звуков, устанавливать порядок, в котором они следуют
На данном этапе работы мы ставили следующую цель: формировать умение определять последовательность звуков, порядок, в котором они следуют. В соответствии с данной целью мы решали следующие задачи:
Детям были предложены следующие игры и упражнения.
«Звуковые домики»
Цель: совершенствовать умение пользоваться условно-графическими схемами слов и устанавливать последовательность звуков в заданных словах.
Оборудование: набор картинок в виде домиков с условно-графическими схемами слов. На обратной стороне домика нарисовано животное.
Инструкция: ребёнку предлагают выбрать картинку с изображением животного на домике и, прикладывая палец к условно-графической схеме, произнести имя животного.
«Как зовут твою куклу?»
Цель: развивать умение определять место звука в заданном слове.
Оборудование: условно- графические схемы женских имён, две куклы.
Инструкция: педагог показывает ребёнку куклу и предлагает ему назвать её имя, которое соответствует условно-графической схеме.
«Поезд»
Цель: формировать умение сопоставлять с каждой фишкой тот или иной звук – гласный (красная) или согласный (синяя).
Оборудование: набор картинок с изображением игрушек (юла, кукла, мяч, жук, лиса), картинка с изображением поезда.
Инструкция: на фланелеграфе расположен поезд. На каждом вагоне картинка с изображением игрушки. Ребёнку предлагается на столе выложить из цветных фишек название этой игрушки. Для проверки правильности выполнения задания педагог переворачивает картинку, сверяет написанную там условно- графическую схему с построенной ребёнком схемой из цветных фишек.
В целом значение подобных заданий и упражнений многопланово. Дети учатся обозначать цветными фишками гласные и согласные звуки. Таким образом дошкольники записывает слова без букв. Дети самостоятельно создают условно-графическую схему слова и глубже проникают в звуковую структуру лексемы.
Помимо названных выше в данный блок вошли следующие задания и упражнения: «Поле чудес», «Зоопарк», «Магазин игрушек», «Овощи и фрукты», «Кто поможет гномикам», «Автобус», «На чем ездят люди?». Описание этих игр и заданий представлено в приложении (см. приложение 2).
Блок V. Развитие двигательной и слухо-зрительной координации
В этом блоке целью являлось развитие у детей умений координировать движения, а также развивать слухо-зрительное восприятие предложенного материала. На основании этого мы сформулировали задачи:
1.Развитие зрительного
2.Совершенствование поисковых движений глаз (нахождение предметов и их изображений).
3.Обучение выполнению
В этот блок вошли следующие задания и упражнения:
«Подарок другу»
Цель: развивать умение координировать движения со слухо-зрительным восприятием.
Оборудование: набор игрушек, лист бумаги, цветные карандаши (красный и синий).
Инструкция: детям предлагают выбрать подарок другу, подписать подарок. Каждый ребёнок выбирает игрушку и записывает название игрушки на листе бумаги цветными карандашами с учётом особенностей звуковой характеристики лексемы.
«Мой любимый цветок»
Цель: формировать умение координировать свои действия со слухо-зрительным восприятием.
Оборудование: набор картинок с изображением знакомых цветов и с условно- графическими схемами заданного слова.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку выбрать условно- графическую схему с изображением цветка и проговорить название этого цветка, фиксируя пальцем на условно-графической схеме каждый звук.
«Прятки»
Цель: развивать двигательную и слухо-зрительную координацию.
Оборудование: картинки с изображением знакомых предметов и условно-графические схемы к ним.
Инструкция: ребёнок выбирает картинку, называет её и самостоятельно подбирает к ней условно- графическую схему. Для проверки при проговаривании названия предмета ребёнок пальцем фиксирует звук на схеме.
В процессе проведения коррекционной работы мы использовали и другие задания: «Зоопарк», «Какое слово спряталось», «Каждой вещи своё место», «Полёт на луну», «Магазин», «Поле чудес», «Гости с юга» (см. приложение 2).
Таким образом, у детей с ЗПР специально развивались навыки взаимодействия руки со слуховым и зрительным восприятием. В связи с этим большое место в обучении данной категории детей занимали специально подобранные упражнения на развитие двигательной и слухо-зрительной координации. Мы использовали игры, требующие точности, верности и синхронности движений глаза и руки.
Завершающим блоком был шестой:
Блок VI. Развитие осознанности и готовности
выполнять звуковой анализ слов
Цель работы в рамках данного блока: совершенствовать навыки звукового анализа слов без опоры на условно- графические схемы. В связи с поставленной целью мы решали следующие задачи:
1.Научить детей производить
звуковой анализ слов без
2.Совершенствовать
Детям были предложены следующие игры и упражнения:
«Путешествие в лес»
Цель: совершенствовать фонематическое восприятие.
Оборудование: набор картинок с изображением знакомых детям лесных животных и растений.
Инструкция: педагог предлагает «отправиться в лес». Путешествуя по лесу, дети встречают знакомых животных и растения. Педагог загадывает загадку, и дети угадывают, кто сейчас появится в лесу. При этом педагог просит детей проговорить и прохлопать каждый звук и сказать, сколько звуков в структуре лексической единицы. Если ребёнок отвечает правильно, появляется животное или растение.
«Полёт на Луну»
Цель: совершенствовать умение проговаривать последовательность каждого звука.
Оборудование: картинки с изображением лунохода, Луны, ракеты, звёзд; кукла Незнайка.
Инструкция: ребятам предлагается «отправиться на Луну» вместе с Незнайкой. Если Незнайка правильно произносят слово «ракета», то ракета отвезёт их на Луну. Незнайка (педагог) произносит неправильно слово «ракета», тем мотивирует детей помочь Незнайке и произнести это слово правильно. Остальные предметы, встречающиеся Незнайке по дороге на Луну, также проговариваются Незнайкой неверно. Дети проговаривают их верно, и полет продолжается на Луну и обратно в детский сад.
«Какое слово длиннее»
Цель: развивать умение производить осмысленно звуковой анализ слова.
Оборудование: набор знакомых картинок (усы- усик, кот- котёнок, утка- утёнок, ёлка- ёлочка).
Инструкция: педагог раскладывает перед детьми картинки и просит угадать, какое слово длиннее. Педагог называет слова, а дети отвечают на вопрос. Для проверки педагог просит ребёнка прохлопать каждый звук или на каждый звук положить цветную фишку.
В этот блок вошли также следующие задания и упражнения: «Звуковое лото», «Доскажи слова», «Помоги гномам», «Пологи Незнайке собраться в школу», «В гостях у водяного», «Помоги кукле встретить гостей». Эти задания и упражнения описаны в приложении (см. приложение 2).
Таким образом, предложенные нами задания и упражнения способствовали развитию и совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР навыков осмысленного выполнения звукового анализа слов. Кроме того, данные задания служили развитию внимания, умению ориентироваться в структуре слов; развитию фонематического восприятия, координации двигательной, слуховой и зрительной функций. Все задания были подобраны с учётом возрастных особенностей детей и постепенно усложнялись. Игровая форма заданий и упражнений позволяла поддерживать у дошкольников интерес к работе.
По окончании формирующего эксперимента нами был проведён контрольный, позволяющий установить эффективность реализованной работы, в частности – использованного комплекса упражнений.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
Итогом специальной коррекционно-педагогической работы по формированию звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития стало проведение контрольного эксперимента. Эксперимент проводился с теми же группами детей, что и ранее.
Цель контрольного эксперимента: выявить уровень сформированности звукового анализа слов у дошкольников с задержкой психического развития после специально организованного обучения.
На этапе контрольного эксперимента в соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1.Выявить, как дети стали
2.Исследовать у детей сформированность двигательную и слухо-зрительную координации.
3.Установить, научились ли дети выделять из предложенных ему звуков заданный звук.
4.Выявить, умеют ли дети принимать задачи, связанные с учебной деятельностью.
5.Выявить сформированность фонематического слуха у старших дошкольников с ЗПР.
Контрольный эксперимент базировался на тех же принципах, что и констатирующий.
На данном этапе экспериментально-
Всего в эксперименте приняло участие 12 человек. Число детей в К.Г. составило 6 человек и в ЭГ тоже 6 человек. Контрольный эксперимент проводился с 27 марта 2006года по 24 апреля 2006года.
Для проведения исследования нами были использованы 8 методик, что и на первом этапе исследования. Это методики авторов И.Д.Коненкова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Л.Н. Блиновой.
Благодаря данным методикам мы сможем определить, как изменился уровень сформированности навыков звукового анализа у детей Э.Г. после обучения. Детям были предъявлены методики в той же последовательности, что и в процессе констатирующего эксперимента.
Обследование осуществлялось индивидуально. Время на выполнения задания не ограничивалось. Результаты, полученные нами в ходе эксперимента, подвергались количественному и качественному анализу. Рассмотрим данные, полученные в результате контрольного эксперимента.
Таблица 11
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 1
Методики 1 Опознание фонем.
Критерии |
КГ (6 чел.) |
ЭГ (6 чел.) |
Справились с заданием %(высокий уровень) |
5 чел. (83%) |
3 чел. (50%) |
Частично справились с заданием %(средний уровень) |
1 чел. (17%) |
3 чел. (50%) |
Не справились с заданием %(низкий уровень) |
0 чел. (0%) |
0 чел. (0%) |
Результаты, полученные после обследования детей по данной методике, указывают на то, что в К.Г. справились с заданием 83% дошкольников; 1 чел. (17%) частично справился с заданием. Этот ребёнок допустил незначительные ошибки, что и на констатирующем этапе эксперимента.