Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают такие общепринятые системы знаков, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.
В совокупности они составляют систему средств обучения, то есть совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования.
Таблица 3.1
Технологическая карта
Выполнение панно в технике «холодный батик»
№ | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение. | Инструменты и приспособления |
1 | Увеличить черно-белый линейный эскиз в натуральную величину |
| Бумага, ластик, карандаш |
2 | Натянуть ткань на подрамник | Кнопки | |
3 | Перевести эскиз на ткань | Карандаш | |
4 | Нанести резервирующий состав на ткань по линии эскиза | Трубочка, резерв | |
5 | Залить каждый кусочик нужным по эскизы цветом | Кисти, краски, вода, соль, красители | |
6 | Дать высохнуть | Можно использовать фен | |
7 | Закрепить рамку |
|
|
Таблица 3.1
Учебная карта
Как нанести резерв на ткань
№ | Действия | Ориентировочные знания |
1 | Выбрать трубочку | Диаметр трубочки должен соответствовать толщине предполагаемого контура |
2 | Наполнить трубочку резервом: - Тонкий конец поместить в сосуд с резервом. - Через толстый конец втянуть резерв до заполнения резервуара. | Трубочку нужно держать под наклоном |
3 | Нанести резерв на ткань: - Линию вести плавно, не отрывать во время работы конец трубочки. - В перерыве трубочку быстрым движением повернуть загнутым концом вверх, излишки резерва убирать ватным тампоном | Линия контура должна: - Не прерываться. - Быть толщиной не более 5-7 мм |
4 | Проверить непрерывность нанесения контура на ткань: - Намочить ткань в местах нанесения резерва. - При необходимости нанести резерв на незаполненные места |
|
5 | Промыть трубочку в бензине | Бензин является легковоспламеняющимся средством |
3.3. Средства контроля знаний умений по курсу
«Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является одним из ключевых компонентов процесса обучения. Мониторинг успеваемости учащихся позволяет диагностировать и корректировать знания, умения и навыки обучающихся, отслеживать результативность отдельных этапов обучения и определять итоговые результаты.
В соответствии с этапами обучения виды контроля подразделяются на:
входной контроль знаний и умений учащихся;
текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;
промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
самоконтроль, осуществляемый учащихся в процессе изучении курса при подготовке к контрольным мероприятиям;
итоговый контроль по курсу «Роспись по ткани в технике батик» осуществляется форме выставки;
контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения курса.
Весьма полезным может быть тестовый контроль знаний и умений учащихся, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний учащихся и на этой основе переоценить методические подходы по обучению дисциплине и индивидуализировать процесс обучения.
Тестирование предполагает четыре уровня усвоения знаний:
1. узнавание объектов и процессов, повторение ранее усвоенной информации, алгоритмическая деятельность по образцу;
2. репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения в соответствии с алгоритмом по памяти и применение ранее усвоенной информации;
3. продуктивное действие – обучаемый добывает субъективно-новую информацию путем переноса ранее усвоенных знаний на новую деятельность, выполняемую по самостоятельно созданному алгоритму;
4. продуктивное действие, когда добывается объективно-новая информация, творческая исследовательская деятельность.
В курсовой работе предложено использовать тесты, так как это наиболее простой и результативный способ проверки знаний учащихся.
Тест №1
Задание: расположите в правильной последовательности следующие действия:
1 | Перевести эскиз на ткань |
2 | Увеличить черно-белый линейный эскиз в натуральную величину |
3 | Натянуть ткань на подрамник |
4 | Дать высохнуть |
5 | Закрепить рамку |
6 | Нанести резервирующий состав на ткань по линии эскиза |
7 | Залить каждый кусочек нужным по эскизу цветом |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
1 |
6 |
7 |
4 |
5 |