Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Вложенные файлы: 1 файл

образец.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко находят свое развитие  и подтверждение.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно  формирует способности учиться и развивает познавательную активность школьников [44, c. 105].

Педагоги и психологи различных научных школ  выделили ряд общих положений:

1.      Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2.      Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3.      Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4.      Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5.      Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6.      Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей [50, c. 196].

Чем  старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться  и  помочь ему в этом.

Использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Выводы первой главы

 

В настоящее время в мировой психологии идет достаточно интенсивная разработка теоретических основ умственного развития. Одна из современных тенденций заключается в том, что теория интеллекта и теория умственного развития должны составлять неразрывно связанные элементы единого целого. Все основные философские и психологические теории опирались на изучение интеллекта и составляли своеобразные попытки его понимания.

Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный.

Применительно к детским способностям необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном» являются возрастные особенности.

При изучении проблем возрастных особенностей наиболее широко развернулись исследования, посвящённые умственным особенностям младших школьников. На первый план выдвинулся вопрос об ускорении умственного развития, о неосновательности сложившихся в прошлом представлений о возрастных возможностях детей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно  формирует способности учиться и развивает познавательную активность школьников.

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы

 

           Для достижения цели исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.

         Первым этапом данной работы стал констатирующий эксперимент – на данном этапе была проведена первичная диагностика уровня интеллекта среди учащихся начальных классов, которые составили экспериментальную и контрольную группы. Диагностика интеллекта была проведена с использованием следующих методик:

      Методика с применением цветных прогрессивных матриц Дж. Равена;       

      Методика  «Запрещенные слова»;

      Методика  «Последовательные картинки»;

      Методика  «Исключение предметов»;

      Методика  «Аналогии».

        На этом этапе был проведен сравнительный анализ показателей контрольной и экспериментальной группы.

         Формирующий эксперимент был направлен на апробацию серий занятий, основанных на применение игровых технологий с целью развития интеллекта младших школьников.

        Контрольный эксперимент позволил определить эффективность формирующего эксперимента.

          Приведем описание методик.

1.Методика с применением цветных прогрессивных матриц Дж.   Равена. (Включает 36 заданий, составляющих: А, АБ и В по 12 проб в каждой серии).

Цель: Определение уровня интеллектуального развития.

Инструкция, сообщаемая испытуемому доступными для него коммуникативными словами, содержит указание на отсутствие кусочка в «коврике», изображенным в верхней части каждой матрицы. Ребенку предлагается подыскать подходящий кусочек среди шести расположенных в нижней части страницы альбома  (см. Приложение).

           Модификация Розановой предполагает, что первое задание в серии А используется как обучающее. При этом если ребенок совершает ошибку, обследующий рассматривает с ним возможные решения и выясняет, почему кусочек 4 правильный. При подсчете итогового результата в баллах ответ по матрице А1 не учитывается. Остальные 35 заданий применяются для тестирования. По каждому из них испытуемый должен найти ответ самостоятельно. В случае ошибки экспериментатор говорит ребенку: «Неправильно! Подумай еще» (стимулирующая помощь). То же самое говорится испытуемому, если вторая попытка также оказалась не успешной. Если третья попытка не дает правильного решения, внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям, их взаимному расположению, к направлению линий и т.п.).

           Оценка результативности производится следующем образом: за правильный ответ с первой попытки ставится 1 балл, со второй – 0,5 балла, а с третьей – 0,25 баллов. За нахождение правильного ответа после дополнительного анализа баллы не насчитываются. Итоговой результат успешности в выполнении матричных задач равен сумме баллов, полученных за решения заданий всех 3 серий.

           Показатель успешности (ПУ) решение матричных задач равен сумме баллов, полученных за решение заданий всех 3 серий.

          Показатель успешности (ПУ) решение матричных задач может быть выражен как в абсолютных, так и относительных единицах, ( % ).В последнем случае: ПУ= Хх 100: 35. Где Х сумма баллов, полученных испытуемым при решении заданий всех 3 серий 1-3 попытки.

          Суммарное количество баллов, полученных за решение 36 проб, является основным показателем, отражающим уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления. Целесообразно отдельно учитывать количество баллов, полученных при решении с 1-3 попытки, после стимулирующей помощи.

           Анализ распределения индивидуальных данных позволил определить 4 уровня успешности решения матричных задач (Т.В. Егорова, 1984 г.):

4- высшей уровень успешности- 28 и более баллов (80-100%);

3- высокий уровень -  27.9-22.75 балла (79.9-65%);

2- средний уровень -  22.5-17.5 баллов (64.9-50%);

1- самый низкий - 17, и менее баллов (менее 50% ).

        2.Методика «Запрещенные слова».

Цель: Выявление гибкости мыслительных процессов.

        По результатам этой методики можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности (см. Приложение).

Инструкция. Педагог говорит ребенку, «Я предлагаю тебе поиграть в игру «Да и Нет не говорите и Цвета не называйте». Я буду задавать вопросы, а ты отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова «Да» и «Нет»  и нельзя называть цвета.

Критерии оценки.

            Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9-12 вопросов, то он получает 2 балла.

           Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4-8 вопросов, то он получает 1 балл.

          Если ребенок нарушает правила,  давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или соблюдает правила, но при этом его ответы неправильные по смыслу , правильно отвечая всего на 1-3 вопроса , то он получает 0 баллов.

          PS: В протоколе необходимо каждый ответ отметить знаком «+» или «-».

    3.Методика. «Последовательные картинки».

          Тест применяется в тестах Бине - Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ). Предлагается набор из 6 картинок.

Цель: Выявление возможности осмысления ситуации, содержание картины на основе аналитико-синтетической деятельности.

Инструкция. Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и перемешать их, положить перед ребенком со словами: « У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ).

Критерии оценки.

          Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.

        Если ребенок ошибается в последовательности, но он исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1балл.

           Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.

     4.Методика «Исключение предметов».

            Методика предназначена для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков в детском возрасте (см. Приложение).

Цель: Исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения.

Инструкция. «На каждом рисунке изображены 4 предмета. Три из них можно объединить между собой, их можно назвать одним словом или обозначить одним понятием, а 4-й предмет к ним не подходит. Найди какой? и его особенности. В ситуации, когда ребенок не понимает такой инструкции, ему дается дополнительное разъяснение: «Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно одним словом назвать остальные 3 предмета».

      5.Методика. «Аналогии».

           Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии (см. Приложение).

Цель: Выявление характера логических связей и отношения между понятиями.

Инструкция.  «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг к другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, т.е. найти ему пару».

Критерии оценки. Ответ ребенка оценивается в два балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях, из шести возможных.

           Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

        Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента

 

            Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента.

Показатели сформированности интеллекта в экспериментальной группе

Таблица 1.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления

15%

37%

48%

Сформированности произвольности

18%

35%

47%

Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей

13%

40%

47%

Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков

15%

33%

52%

Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии

20%

35%

45%

Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности