Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Диаграмма 4. Показатели сформированности интеллекта в контрольной группе до и после эксперимента
1 - Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления 11 - Сформированности произвольности 12 - Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей 13 - Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков 5 - Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии
|
Как показывают результаты контрольного эксперимента, в экспериментальной группе произошел значительный сдвиг по уровню сформированности зрительной перцепции, наглядно-образного мышления 45%, произвольности 36%, причинно-следственных связей 28%, логических связей 33%, функций обобщения и возможности вычленения существенных признаков 40%. Как видно из полученных данных, прирост школьников с высокими показателями составил 2 раза (20-30%), в тоже время произошло значительное снижение количества школьников экспериментальной группы с низкими показателями – снижение произошло в пределах 20-25%.
В контрольной группе сдвигов в сторону увеличения и или снижения показателей сформированности интеллекта не произошло.
Выводы второй главы
1. Констатирующий эксперимент показал, что младшие школьники имеют довольно низкий уровень сформированности таких показателей интеллекта, как:
Уровень развития зрительной перцепции и наглядно-образного мышления
Сформированность произвольности
Уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей
Уровень сформированности функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков
Степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Преобладающие показатели в двух группах низки, порой показатели превышали 50%.
2. Формирующий эксперимент позволил апробировать серию занятий с применением игровых технологий по математике, русскому языку и окружающему миру.
3. Контрольный эксперимент доказал и наглядно продемонстрировал эффективность игровых технологий, а именно развивающих игр, в развитии интеллектуальных способностей младших школьников.
Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский считал, что в игре "формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу."
"Есть масса игр, писала Н.К.Крупская, - которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость." Она указывала на необходимость дать анализ, насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, дисциплинируют, организовывают.
Развивающее значение игры, по мнению психологов, зависит от того, что в самой глубине генезиса игры, в самих её истоках имеются эмоциональные основания. А эмоции, как известно, заставляют энергично работать и органы движения, и внимание, и воображение, и мышление, и другие психические функции. Захватывая всю личность ребенка, мобилизуя физические и психические силы организма, игра тем самым упражняет и развивает их.
Но если игровая деятельность детей не регулируется и не направляется педагогом, она может привести к отрицательным результатам. Очень ясно это положение конкретизировала Н.К.Крупская, указывая, что есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т.д. Путем игры можно воспитать зверя, путем игры можно воспитать и коммуниста. Советский ученый - педагог и психолог П.П.Блонский тоже отмечал, что если игра не регулируется педагогом, то она может принести вред, как для самого ребенка, так и для окружающих. Поэтому чрезвычайно важно педагогически регулировать игры так, чтобы удовлетворялись потребности ребенка в движении, но без вреда для него и окружающих.
Игра как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка широко используется в дошкольных учреждениях, но пока не заняла ещё подобающего ей места в школе. Здесь дают себя знать пережитки ошибочного взгляда на игру как забаву маленьких детей, долго господствующего среди педагогов.
Школа должна учить, а не забавлять учеников развлекательными играми. Такие взгляды на игру как на забаву, противопоставление учения и игры были характерны (хотя не всегда высказывались явно) для педагогики дореволюционной России. Эти ошибочные взгляды на игру в наше время преодолены. Педагоги должны быть вооружены теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для организации игровой деятельности школьников для использования её в целях воспитания и всестороннего развития ребенка.
Затрудняют организацию игровой деятельности школьников недостаток времени в учебном плане, отсутствие помещений, оборудования.
Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всестороннему развитию? Прежде всего, наметим области жизнедеятельности школьников, в которых находят или могут найти место различные виды игры.
Основной вид деятельности школьников - учение. Учение - это серьезный труд, но это отнюдь не исключает - внесения в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр. Элементы игры могут найти место в общественно полезной работе. Игра широко используется в деятельности различных детских организациях. Игра включена в содержание учебных занятий по физкультуре. Так называемые вольные или самодеятельные игры организуются самими детьми по собственной инициативе в школе на переменах, дома, во дворе по месту жительства, заполняют их досуг. Игра должна входить в общий распорядок жизни школы, особенно если это школа полного дня.
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается. Учение здесь протекает непреднамеренно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактической игры. При создании и применении дидактических игр и игрушек учителю важно осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра или игрушка, на развитие каких психических функций она рассчитана. Одни игры могут преимущественно упражнять и развивать наблюдательность, внимание, другие - творческое мышление, третьи - речь, четвертые - математические способности и т.д. Это даст учителю целенаправленно подбирать и использовать игры в соответствии с решаемыми дидактическими задачами.
В продаже имеется много различных дидактических игр для дошкольников, гораздо меньше - для школьников. Некоторые дидактические игры, предназначенные для старшей и подготовительной групп детского сада - по математике, развитию речи, природоведению, могут быть использованы и в младших классах школы. Дидактические игры и элементы занимательности особенно целесообразно использовать для предупреждения и преодоления отставания в учении, поскольку, как показали исследования, причинами отставания часто являются недостаточный уровень общего развития школьников, инертность, отсутствие у них интереса к учению. Для детей младшего школьного возраста, помимо настольных игр все больше начинают привлекать игры-головоломки, ребусы, шарады, загадки.
В связи с этим, проведенное исследование и предложенные разработки занятий с применением игровых технологий с целью развития интеллектуальных способностей младших школьников, несет на себе большую практическую значимость. Результаты исследования могут послужить методической опорой для учителей начальных классов.
1. Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. - М., 2005.
2. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 2003.
3. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. - М., 2005.
4. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 2005.
5. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). - М., 2007.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 2002.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 2005.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 2009.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.
10. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 2007.
11. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М., 2006.
12. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М., 2002.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2001.
14. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
15. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М., 2006.
16. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. - М., 2002.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
18. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. - СПб., 2006.
19. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. - М., 2009.
20. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. – СПб., 2003.
21. Егорова Т. В. Некоторые особенности умственного развития неуспевающих младших школьников // Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер - М., 2003.
22. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 2008.
23. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении школьников. – М., 2001.
24. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.- Пенза, 2004.
25. Колоцця Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. - М., 2009.
26. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. - М., 2007.
27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1996.
28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.
29. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2009.
30. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 2009.
31. Леонтьев А.Н. Психологические основы игры. – М., 2005.
32. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М., 2002.
33. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся. - М., 2006.
34. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 2000.
35. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д. 2002.
36. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М., 2006.
37. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей - М., 2006.
38. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избр. труды. - М., 2009.
39. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с.9- 53)- М.. 2009.
40. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. - М., 2006.
41. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под. ред. Ю. М. Забродина. - М., 2000.
42. Психология и педагогика игры школьника / Материалы симпозиума. - М., 2006.
43. Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 2002.
44. Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. - М., 2008.
45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2008.
46. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. - Рязань, 2004.
47. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. - Красноярск. ун-т, 2001.
48. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Номо Ludens : Статьи по истории культуры. - М., 2007.
49. Чкаников И. Игры и развлечения. - М., 2007.
50. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. - М., 2004.
Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности