Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Предмет исследования: процесс интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений в рамках традиционного обучения.
Задачи исследования:
1) Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих игр и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
2) Раскрыть сущность и содержание системы развивающих игр и упражнений в традиционном обучении.
3) Определить критерии, показатели и уровни интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
4) Выявить и экспериментально обосновать этапы, способы и приёмы интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей 9
1.2 Интеллект младших школьников 13
1.3 Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников 29
Выводы первой главы 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2Описание результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Описание формирующего эксперимента 42
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента 54
Выводы второй главы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 2004.
53. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей школьного возраста. - М., 2007.
Приложения
Приложение 1.
Сводные результаты исследования особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста
Таблица 1.
№ п/п | | ||||
«Матрицы Равена»
| «Исключение пред- метов» | «Аналогии»
| «Последовательные картинки» | «Запрещенные слова»
| |
1 | 32 б | 70% | 2 б | 2 б | 2 б |
2 | 29 б | 70% | 2 б | 2 б | 2 б |
3 | 30 б | 55% | 2 б | 2 б | 2 б |
4 | 30 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
5 | 28 б | 50% | 2 б | 2 б | 2 б |
6 | 31 б | 80% | 2 б | 2 б | 2 б |
7 | 28 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
8 | 32 б | 90% | 2 б | 2 б | 2 б |
9 | 28 б | 50% | 2 б | 2 б | 2 б |
10 | 30 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
11 | 21 б | 32% | 1б | 1 б | 1б |
12 | 20 б | 35% | 1б | 1 б | 1б |
13 | 17 б | 35% | 1б | 0 б | 1б |
14 | 17 б | 40% | 1б | 0 б | 1б |
15 | 19 б | 50% | 1б | 1 б | 1б |
16 | 18 б | 35% | 1б | 0 б | 1б |
17 | 19 б | 45% | 1б | 0 б | 1б |
18 | 21 б | 35% | 1б | 1 б | 1б |
19 | 17 б | 42% | 1б | 1 б | 1б |
20 | 23 б | 30% | 1б | 1 б | 1б |
21 | 10 б | 30% | 0 б | 0 б | 0 б |
22 | 9 б | 25% | 1 б | 0 б | 0 б |
23 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
24 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
25 | 9 б | 27% | 0 б | 0 б | 0 б |
26 | 10 б | 25% | 0 б | 0 б | 0 б |
27 | 8 б | 30% | 1 б | 0 б | 0 б |
28 | 11 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
29 | 12 б | 22% | 0 б | 1 б | 0 б |
30 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
31 | 19 б | 50% | 1б | 1 б | 1б |
32 | 18 б | 35% | 1б | 0 б | 1б |
33 | 19 б | 45% | 1б | 0 б | 1б |
34 | 21 б | 35% | 1б | 1 б | 1б |
35 | 17 б | 42% | 1б | 1 б | 1б |
36 | 23 б | 30% | 1б | 1 б | 1б |
37 | 10 б | 30% | 0 б | 0 б | 0 б |
38 | 9 б | 25% | 1 б | 0 б | 0 б |
39 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
40 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
41 | 9 б | 27% | 0 б | 0 б | 0 б |
42 | 10 б | 25% | 0 б | 0 б | 0 б |
43 | 30 б | 55% | 2 б | 2 б | 2 б |
44 | 30 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
45 | 28 б | 50% | 2 б | 2 б | 2 б |
46 | 31 б | 80% | 2 б | 2 б | 2 б |
47 | 28 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
48 | 32 б | 90% | 2 б | 2 б | 2 б |
49 | 28 б | 50% | 2 б | 2 б | 2 б |
50 | 30 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
51 | 21 б | 32% | 1б | 1 б | 1б |
52 | 20 б | 35% | 1б | 1 б | 1б |
№ п/п |
После эксперимента | ||||
«Матрицы Равена»
| «Исключение пред- метов» | «Аналогии»
| «Последовательные картинки» | «Запрещенные слова»
| |
1 | 42 б | 70% | 3 б | 3б | 3 б |
2 | 49 б | 70% | 2 б | 2 б | 2 б |
3 | 40 б | 65% | 2 б | 2 б | 2 б |
4 | 50 б | 80% | 3 б | 3 б | 3 б |
5 | 58 б | 60% | 3 б | 2 б | 2 б |
6 | 61 б | 40% | 2 б | 3 б | 3 б |
7 | 48 б | 70% | 3 б | 2 б | 2 б |
8 | 52 б | 90% | 2 б | 3 б | 2 б |
9 | 58 б | 80% | 2 б | 2 б | 3 б |
10 | 50 б | 80% | 3 б | 3 б | 2 б |
11 | 41 б | 52% | 2б | 2 б | 2б |
12 | 30 б | 55% | 2б | 2 б | 3б |
13 | 37 б | 55% | 2б | 2 б | 2б |
14 | 37 б | 50% | 2б | 1 б | 1б |
15 | 39 б | 70% | 2б | 2 б | 2б |
16 | 38 б | 75% | 2б | 2 б | 2б |
17 | 39 б | 75% | 1б | 2 б | 2б |
18 | 41 б | 75% | 2б | 2 б | 3б |
19 | 37 б | 72% | 2б | 1 б | 3б |
20 | 33 б | 50% | 2б | 1 б | 2б |
21 | 30 б | 60% | 1 б | 1 б | 1 б |
22 | 27 б | 55% | 2 б | 1 б | 1 б |
23 | 35б | 50% | 1 б | 1 б | 1 б |
24 | 27 б | 60% | 2 б | 1 б | 1 б |
25 | 29 б | 57% | 1 б | 1 б | 1 б |
26 | 30 б | 55% | 1 б | 1 б | 1 б |
27 | 8 б | 30% | 1 б | 0 б | 0 б |
28 | 11 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
29 | 12 б | 22% | 0 б | 1 б | 0 б |
30 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
31 | 19 б | 50% | 1б | 1 б | 1б |
32 | 18 б | 35% | 1б | 0 б | 1б |
33 | 19 б | 45% | 1б | 0 б | 1б |
34 | 21 б | 35% | 1б | 1 б | 1б |
35 | 17 б | 42% | 1б | 1 б | 1б |
36 | 23 б | 30% | 1б | 1 б | 1б |
37 | 10 б | 30% | 0 б | 0 б | 0 б |
38 | 9 б | 25% | 1 б | 0 б | 0 б |
39 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
40 | 7 б | 20% | 0 б | 0 б | 0 б |
41 | 9 б | 27% | 0 б | 0 б | 0 б |
42 | 10 б | 25% | 0 б | 0 б | 0 б |
43 | 30 б | 55% | 2 б | 2 б | 2 б |
44 | 30 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
45 | 28 б | 50% | 2 б | 2 б | 2 б |
46 | 31 б | 80% | 2 б | 2 б | 2 б |
47 | 28 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
48 | 32 б | 90% | 2 б | 2 б | 2 б |
49 | 28 б | 50% | 2 б | 2 б | 2 б |
50 | 30 б | 60% | 2 б | 2 б | 2 б |
51 | 21 б | 32% | 1б | 1 б | 1б |
52 | 20 б | 35% | 1б | 1 б | 1б |
Приложение 2.
Школьный интеллектуальный марафон в начальных классах
Школьный интеллектуальный марафон – это многопредметное интеллектуальное соревнование школьников, это внутришкольная учебно-воспитательная работа, которая направлена на развитие личности каждого ученика. Он является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно: участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируется навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Проведение интеллектуального школьного марафона даёт возможность каждому ученику:
продемонстрировать приобретенные ими общеучебные умения и навыки,
проявить интеллектуальные способности,
раскрыть многогранность своих интересов,
развить смысловую догадку,
обогатить словарный запас,
увеличить скорость чтения,
развивать логическое мышление,
пробудить интерес к решению нестандартных задач и уметь применять полученные знания на практике.
Проведение марафона является неформальным срезом уровня качества и уровня школьного обучения и поможет педагогическому коллективу и администрации школы:
выявить контингент одарённых детей для дальнейшей индивидуальной работы с ними,
способствовать обмену опытом и повышению квалификации учителей,
подводить итоги работы кружков, активизировать все формы внеклассной и внешкольной работы по предметам,
помогает выявить наиболее способных учащихся по различным предметам для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их возможностей,
выявить всестороннее развитие интересов и способностей учащихся.
Структура марафона
1. Подготовка заданий для учащихся.
2. Подготовка ответов и решений для проверки.
3. Составление расписания работы учащихся и учителей в день проведения марафона.
4. Объяснение учащимся правил и порядка проведения марафона.
5. Письменное выполнение учащимися заданий по предметам.
6. Проверка выполненных заданий членами жюри.
7. Обработка результатов.
8. Обсуждение с учащимися решений и ознакомление с их результатами проверки.
9. Подведение итогов.
10. Общешкольное освещение результатов и итогов.
11. Награждение победителей.
Порядок проведения
В марафоне могут принимать участие все желающие ученики из 3–4 классов. Марафон включает в себя два тура. На первом туре происходит отбор наиболее успешно справившихся с заданиями олимпиад по математике, природоведению и русскому языку из всех желающих принять участие в марафоне в классе.
Второй тур выявляет из числа победителей первого тура тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своего класса.
Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние лица. Перед началом конкурса дежурный по аудитории должен составить список всех присутствующих .
Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы.
Продолжительность работы –1ч 40 мин(100 мин).
Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свой листок с заданием. Два участника одновременно не могут покидать аудиторию. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.
Работы участников проверяются членами жюри.
По результатам проведения марафона определяются победители (в личном первенстве первое, второе, третье места), а также победители в предметных номинациях “Русский язык”, “Математика”, “Природоведение”.
Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, “включая” интуицию, воображение и фантазию.
Школьный интеллектуальный марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием!
Памятка для участников школьного интеллектуального марафона
Дорогие участники школьного интеллектуального марафона!
Вам предстоит проявить виртуозность в решении интереснейших задач по Математике – царице наук, Русскому языку - вдохновителю общения между всеми жителями Татарстана, Природоведению - началу всех начал и вдохновения творчеству. Дерзайте, покажите свои знания и умения, выдумки и творчество, сумейте принять и победу, и поражение. Помните: вы должны гореть, но не погаснуть, унести с собой огоньки задора, выдумки, творчества и поделиться с товарищами в классе. Пусть крылатая птица Удачи озарит вас в этот час. Пусть Победа творчества не покидает вас, Победа, к которой лежит нелегкий путь “через тернии – к звездам”. Помните, утверждение древних: “Корень учения горек, а плод его сладок”.
Друзья! В светлом начинании состязаний идите к испытанию смело, не пасуя перед трудностями! Залог успеха в терпении, в старании и в творчестве!
Будут оцениваться:
уровень предметных знаний и способностей по математике, природоведению и русскому языку;
умение принимать решения в нестандартной ситуации;
умение творчески мыслить;
грамотное и красивое оформление работ;
полное объяснение решений каждого задания. Задания для проведения школьного интеллектуального марафона
1 вариант
1. Впиши подходящие по смыслу слова:
… молодые зайчата, … добрые старушки-зайчихи, … даже старые зайцы.
Слова для справок: засмеялись, улыбнулись, хихикнули.
2. Из данных предложений составь текст:
Коля с папой пошли в лес.
Там на высокой ели они увидели белочку.
Была зима.
Потом он рассказал об этом друзьям.
Коля кормил ее с руки.
3. Спиши существительные, рядом запиши их множественное число:
4. Среди слов ель, заяц, лягушка, огурец, трава одно - по смыслу лишнее. Какое? Почему?
5. Найди общее окончание для всех слов:
д . . .
л . . .
п . . .
т . . .
ос . . .
Природоведение – 3 класс
1. Запиши температуру воздуха числами и знаками:
А) шесть градусов мороза;
Б) три градуса выше нуля;
В) восемнадцать градусов тепла;
Г) десять градусов ниже нуля.
2. Назови, из каких источников ты получаешь информацию (сведения) об окружающем мире?
3. Назови цвета радуги по порядку.
4. Назови одним словом:
Утро, день, вечер, ночь -
Зима, весна, лето, осень -
5. Ответь на вопросы:
а) Что может быть зеленым, красным, белым, черным?
б ) От каких животных получают молоко?
в) Кто такой домашний родственник зайца?
Математика – 3класс
1. Запиши все двузначные числа, у которых число десятков на 2 меньше числа единиц.
2. Сумма двух чисел равна 462. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найди эти числа.
3. Сумма 3 чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найди эти числа.
4. Горело 7 свечей. Четыре из них потушили. Сколько их осталось? Объясни.
5. Сколько страниц в книжке, если для того, чтобы их пронумеровать, понадобилось всего 35 цифр?
1. Составь и запиши все возможные словосочетания из данных слов:
Русский, род, древний, длинный, гласный, язык, мужской, звук.
2. Допиши названия стихотворений. Кто их автор?
“ Зимний …”
“ Зимняя …”
“ Зимнее …”
3. Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилось число 510141. Как звали мальчика?
4. Найди “спрятанные животные”:
Слезы костра у самой пальмы,
Кора в ожогах… Факт печальный.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Гром грохотал… Весь лес трясло,
Но я гулял грозе назло.
5. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Обы (…) ка
По (…) арь
Са (…) он
Природоведение – 4 класс
1. Допиши слова вместо многоточек:
Бумагу - из . . .
Бензин - из . . .
Манную крупу – из . . .
Информация о работе Формирование интеллекта младших школьников средствами игровой деятельности