Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по културе.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников

 

§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников

 

§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения

 

Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников

 

§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения

 

§2. Причины не совершенствования речевого этикета

 

§3. Методы и приёмы развития речевого этикета

 

§4. Общие положения о методе проектов

 

§5. Использование проектной деятельности в ДОУ

 

Глава 3. Практическая

 

§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента

 

§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы

 

§3. Контрольный эксперимент и его результаты

 

Заключение

 

Используемая литература

 

Приложение

 

 

 

 

Введение

 

Мы постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе – сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада, школы, института – знакомые, малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда. Отделить свою жизнь от жизни других людей, от жизни общества невозможно. Мы живём в нём, им и для него.

 

Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении появляется сущность личности, особенности её характера, темперамента, её потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждениях человека, его мыслях и чувствах.

 

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.

 

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

 

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

 

Этическое образование есть процесс погружения ребёнка в культуру общества, приобщение к миру нравственности как основе формирования личности. Главная стратегическая задача – воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах. Что такое хорошо и что такое плохо, но и способного к действию и поступку.

 

Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных.. основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т.д.

 

Нельзя не сказать и ещё и об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно-техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические - демократизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке).

 

Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Причём если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объёме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

 

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

 

Как показывает практика, в современном обществе организация нравственного и этического воспитания находится на низком уровне. Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры поведения у дошкольников. Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод проекта.

 

Наличие удачных и не очень удачных аспектов в решении вопросов нравственного воспитания дошкольников именно методом проекта – свидетельство актуальности этой проблемы.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью нравственного воспитания дошкольников посредством метода проекта и недостаточной экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса.

 

Значимость проблемы и недостаточная её разработанность обусловили выбор темы дипломной работы: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности».

 

Дипломная работа имеет важную проблему, которая формулируется следующим образом: является ли эффективным метод группового ролево-игрового проектирования в формировании навыков культуры общения.

 

Объект исследования: нравственное воспитание дошкольника.

 

Предмет исследования: групповой ролево-игровой метод проекта, как эффективное средство формирования навыков культуры общения у старших дошкольников.

 

Гипотеза – формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определённых педагогических условий:

 

- создание  окружающей среды в группе  и дома;

 

- наличие  педагогического такта;

 

- организация  воспитательно-образовательного процесса;

 

- обогащение  словаря речевыми оборотами, соответствующими  культуре общения;

 

- включение  детей во все виды деятельности;

 

- интеграция  знаний и умений детей в  социальное окружение.

 

Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.

 

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

 

1. проанализировать  педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;

 

2. выявить  педагогические условия, способствующие  формированию у старших дошкольников  навыков культурного общения;

 

3. выявить  уровень представлений о культуре  общения у старших дошкольников;

 

4. разработать  проект ознакомления старших  дошкольников с навыками культурного  общения;

 

5. определить  эффективность метода проекта  в формировании навыков культурного  общения.

 

Значимость исследования. В ходе работы были изучены поза, мимика, жесты, интонация, а также вежливые слова, правила поведения старших дошкольников и доказала возможность ознакомления с навыками культурного общения. Разработан проект ознакомления с навыками культурного общения, которые могут быть использованы в практике детского сада.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников

 

§1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников

 

В зарубежной психологии проблема нравственного развития давно привлекает к себе внимание исследователей. Характерной чертой зарубежных концепций (психоаналитической, бихевиористской, когнитивно – генетической теории Ж. Пиаже и др.) является понимание нравственного развития как одной из сторон процесса адаптации ребёнка к социальному миру. При этом, нравственное развитие, как правило, рассматривается в качестве особого случая социального развития ребёнка, не отличающегося от него принципиально. В современной психологии в соответствии сеё методологическими принципами нравственное развитие ребёнка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребёнка.

 

Нравственная регуляция поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять своё поведение. Это значит, что оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать внутренним регулятором, т.е. самооценкой. Экспериментально роль оценки и самооценки в нравственном развитии ребёнка показана в исследовании С.Г. Якобсон и В.Г. Щур на материале нормы справедливости. Результаты работы показали, что движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлениями ребёнка о себе как о хорошем и квалификацией своего поступка как плохо.

 

Определяющим моментом в развитии психики, в том числе в нравственном развитии ребёнка, является его собственная, внешняя и внутренняя деятельность по усвоению представленных социальных образцов, опосредованная его отношениями с взрослыми. При этом, генетически исходной формой человеческой деятельности является деятельность внешняя., чувственно-практическая. Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений, т.е усвоение мотивов и способов нравственного поведения, то практическое выполнение той или иной нормы становится необходимым. Однако поведение ребёнка в соответствии с нормой недостаточно для того, чтобы нравственное требование стало мотивом поведения. Оно войдёт в структуру личности только тогда, когда станет значимо для человека. Это возможно лишь в том случае, если нравственное требование будет соответствовать собственным устремлениям ребёнка, т.е. в конечном счёте, будет соответствовать той реальной позиции, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. Это положение важно как в плане исследования, так и в плане построения конкретных экспериментальных методик и , в конечном счёте, методов воспитания.

 

В работах М.И. Боришевского и С.Г. Якобсон ребёнка, нарушающего правила поведения, ставят в позицию «правилоносителя», «инструктора», «проводника и защитника норм». Данная позиция очень значима для ребёнка, поскольку удовлетворяет его основной потребности – «действовать как взрослый». Но, предъявляя другим детям требование вести себя сообразно определённым нормам, ребёнок тем самым выступает лишь в качестве субъекта нравственной нормы. В этом случае не соблюдается одно из основных требований этики то, что человек должен быть объектом и субъектом нравственных отношений. Сравнительная эффективность формирования некоторых норм в условиях, когда ребёнок являлся только объектом, только субъектом и объектом – субъектом одновременно, показана в исследованиях С.Г. Якобсон, В.П. Лавренко, Т.М. Фёдоровой, изучавших особенности усвоения дошкольниками правила соблюдения чистоты во время еды. Оказалось, что это правило усваивается лучше, если ребёнок одновременно является объектом и субъектом требования. Такая ситуация осуществлялась путём организации парного дежурства. Ребёнок, контролируя поведение детей, в то же время находился под пристальным вниманием своего партнёра.

 

Переход мотива из понимаемого в реально действующий осуществляется также, как показали исследования М.И. Тимошенко, Я.З. Неверович, и вследствие опережающего отражения социальных последствий действия. У дошкольников это происходит в форме аффективно окрашенных образов, которые позволяют заранее пережить смысл выполняемых действий для окружающих, например, заранее почувствовать предстоящую радость от личного участия в полезном и важном деле, что и побуждает ребёнка активно стремиться к достижению поставленной цели.

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности