Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по културе.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

 

Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

 

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи.

 

Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

 

3. Чтение  художественных произведений

 

Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.

 

Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

 

В структуре типичного занятия можно выделить три части. В 1-ой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во 2-ой части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В 3-ей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубление воспринятого.

 

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая нагрузка.

 

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества.

 

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

 

4. Заучивание  стихотворений

 

Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

 

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве. В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного.

 

5. Сюжетно-ролевая  игра

 

С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

 

6. Дидактическая  игра с куклой типа: детский  сад встречает новенькую девочку...

 

С помощью этой игры закрепляются и обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчёркивалось такое требование к речи ребёнка, как её нравственность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:

 

а) правильное произношение звуков и слов;

 

б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

 

§4. Общие положения о методе проектов

 

Слово «проект» имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединённых одной программой, или организационную форму целенаправленной деятельности. Работу специалистов в таких проектах не называют проектированием. В этом смысле в обучении применяется термин «проект», как форма исследовательской деятельности обучающихся. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных международных проектов – это Интернет. В-третьих, проект – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.

 

В некоторых публикациях термины «моделирование» и «проектирование» используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т.е. являются, где это допустимо синонимами. Что касается проектирования и конструирования, то их различие носит достаточно относительный характер. Но всё же отличие видят в том, что проектирование может быть и теоретическим, а конструирование предполагает материальное воплощение проектной деятельности.

 

В информационном письме Министерства образования РФ под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта.

 

Л.И. Лебедева и Е.В. Иванова определяют метод проектов как совместную деятельность педагога и учащихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта.

 

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличии от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).

 

Методика работы над проектом включает 4 этапа:

 

1. планирование (коллективное обсуждение, обмен  мнениями и согласование интересов, выдвижение первичных идей на  основе имеющихся знаний);

 

2. аналитический  этап (уточнение задач, сбор информации, анализ и интерпритация полученных  данных);

 

3. этап обобщения  информации (объединение и систематизация  полученных данных);

 

4. этап представления  полученных результатов работы  над проектом (осмысление полученных данных, обсуждение и подготовка презентации).

 

Среди многообразия полученных разработок по этой проблеме наибольший интерес представляет научная школа В.И. Слободчикова, последователи которой развивают представление о процессе проектирования на основе выделенных ими базовых этапов:

 

- подготовительный (мотивация, целеполагание);

 

- концептуализация  – программирование (проектирование);

 

- планирование;

 

- практический (получение результата проектной  деятельности);

 

- аналитический (рефлексия);

 

- контрольно-коррекционный (коррекция);

 

- заключительный (защита проекта).

 

Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие. Если под способностью понимать владение обобщенным способом деятельности – как по отдельности, так и в их комбинациях. Если этого добиться, то потенциально могут меняться все психические функции ребёнка.

 

Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

 

 

 

 

§5. Использование проектной деятельности в ДОУ

 

Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в ДОУ.

 

Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

 

Основные требования к использованию метода проектов в ДОУ:

 

- в основе  любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

 

- проект  – это «игра всерьёз», результаты  её значимы для детей и взрослых;

 

- обязательные  составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

 

Для эффективного использования метода проектов в образовательном процессе дошкольного учреждения необходимо обеспечить постепенное практическое овладение этим методом педагогами:

 

1. проведение  занятий с включением проблемных  ситуаций детского экспериментирования;

 

2. проведение  комплексных блочно-тематических  занятий;

 

3. использование  в образовательном процессе интеграции:

 

- частичной (одно из направлений программы  интегрируется с другим);

 

- полной (один  из разделов интегрируется со  всеми разделами программы);

 

4. использование  метода проектов:

 

- форма  организации образовательного пространства;

 

- метод  развития творческого познавательного  мышления.

 

Этапы разработки и проведения проекта в ДОУ:

 

1. постановка  цели воспитателем;

 

2. вовлечение  дошкольников в решение проблемы;

 

3. составление  плана;

 

4. обсуждение  плана с детьми и родителями;

 

5. обращение к специалистам ДОУ за консультацией;

 

6. составление  плана-схемы проведения проекта  вместе с детьми;

 

7. сбор информации;

 

8. проведение  мероприятий основной части проекта;

 

9. домашнее  задание;

 

10. самостоятельные  творческие работы;

 

11. презентация проекта;

 

12. подведение  итогов.

 

Таким образом, главное значение использования метода проектов в ЛОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.

 

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

 

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

 

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:

 

1. Целеполагание: педагог помогает выбрать ребёнку наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

 

2. Разработка  проекта – план деятельности  по достижению цели:

 

- к кому  обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

 

- в каких  источниках можно найти информацию;

 

- какие  предметы использовать (принадлежности, оборудование);

 

- с какими  предметами научиться работать  для достижения цели.

 

3. Выполнение  проекта – практическая часть.

 

4. Подведение  итогов – определение задач  для новых проектов.

 

В настоящее время проекты классифицируются:

 

- по составу  участников;

 

- по целевой  установке;

 

- по тематике;

 

- по срокам  реализации.

 

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

 

1. исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет. Драматизации, детского дизайна;

 

2. ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ  персонажей сказки и решают  по-своему поставленные проблемы);

 

3. информационно–практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её. Ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности