Формирование навыков труда в природе у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель ― вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Спириной А.А. правки.docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

Опрыскивание.  При опрыскивании мелколистных растений ребёнок должен совершить следующие операции: определить растение, нуждающееся в данном уходе, взять пульверизатор, наполненный тёплой водой. Короткими нажатиями опрыскать растение со всех сторон, следя за равномерным нанесением воды, на каждый листок, стараясь не пропускать, определяя необходимое количество воды. Ребенок должен точно определять потребность в опрыскивании растения в данном уходе, ориентировать пульверизатор на растение,  плавными нажатиями опрыскивать растение,  со всех сторон равномерно нанося воду, не пропускает листву, определяет необходимое количество воды. Убирать пульверизатор на свое  место.

Сбор сухих и пожелтевших листьев. При сборе сухих листьев ребёнок должен совершить следующие операции: определить растение нуждающееся в данной операции: собрать сухие опавшие листья около горшка и внутри него, оборвать сухие пожелтевшие листья на растении аккуратно придерживая его рукой. Ребенок должен точно определять определяет потребность растения в данном уходе, координировать движения руки и глаза, движения плавные, слитные, правильно определять места  отрыва сухих и пожелтевших листьев.

 В среднем дошкольном возрасте  необходимо формирование навыков по уходу за комнатными  растениями, так как это наиболее сенситивный период в развитии дошкольников. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должен овладеть ребенок в его группе. Воспитатель должен организовывать детям  необходимые условия для овладения трудовыми навыками, заинтересовав ими детей. Своевременное формирование рациональных и единых для всех способов действий в дальнейшем послужит условием воспитание культуры труда, положительного отношения к непривлекательным трудовым процессам. Сформированные трудовые навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включая в труд собственное побуждение, успешно его завершать. Необходимо давать положительную оценку, независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное значение придается и инициативе ребенка, если он захотел, что-то сделать. В формировании трудовых навыков важен единый подход со стороны педагогического коллектива, единство требований.

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению сформированности навыков по уходу за комнатными растениями у детей средней группы детского сада.

2.1 Выявление уровня сформированности  навыков по уходу за комнатными  растениями у детей 5 года жизни.

      Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе    муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский  сад № 150 г. Тулы. В эксперименте участвовали 8 детей средней группы, возраст от 4х до 5лет. Все дети по уровню развития соответствуют возрастной норме.

Цель - выявить уровень сформированности  навыков  по уходу за комнатными растениями у детей средней группы.

  Задачи:

  1. Подобрать критерии и показатели сформированности навыков труда по уходу за комнатными растениями у детей дошкольного возраста.
  2. Подобрать  диагностические методики для выявления уровня сформированности умений  ухода за растениями у детей дошкольного возраста.
  3. Определить уровни сформированности умений по уходу за растениями у детей средней группы.

    Критерии и  показатели, позволяющие оценить  сформированность умений ухода  за растениями, были заимствованы  из исследований Н.В.Кузьминой  и Г.Н.Годиной.

  1. Количество способов действий. Его показателем является объём действий в определенном виде труде или бытовой деятельности.
  2. Качество способов действий. Его показателями являются: последовательность, точность и самостоятельность действий.

Критерий «Количество способов действий» позволяет оценить объём действий, выполняемых ребенком в труде на уровне навыков. Объём навыков хозяйственно-бытового труда в определенной группе определяется на основании «Программы воспитания и обучения в детском саду», исследованиям В.Г. Нечаевой.

Критерий «Качество способов действий» позволяет оценить:

  • Последовательность действий. Она выражается в поочередном совершении операций, составляющих действие. Например, в стирке мелких изделий: готовится необходимое оборудование, разбираются цветные и белые изделия, стираются в мыльной воде(смачиваются, натираются мылом, стираются в руках, периодически смачиваются), отжимаются, ополаскиваются в чистой воде, отжимаются, отряхиваются, развешиваются для просушки, убираются оборудование.
  • Точность действий предполагает координацию руки и глаза ребенка во время совершения операций и действий в целом, умеренность их амплитуды, достижение определенного итога; определяет характер движения руки и пальцев ребенка: плавные, слитные, без мельтешения и лишних движений, экономичные, целенаправленные, уверенные.
  • Самостоятельность действий ребенка определяется проявлением инициативы в бытовой или трудовой деятельности; выполнение действий без подсказки и помощи взрослого, использование инвентаря в процессе трудовых операций.
 

Полнота действий

                                                 Качество действий

Количество выполняемых действий

Последовательность выполняемых операций

Точность выполняемых операций

Самостоятельность действий

1.

полив

При поливе растения  ребёнок должен совершить следующие операции: определить потребность растения в поливе (на глаз или ощупыванием почвы); правильно взять лейку (ведущей рукой удерживается ручка лейки и направляется её носик, другой рукой поддерживается дно лейки); направлять носик лейки к краю цветочного горшка, вести носик вдоль по окружности горшка, по мере полива наклоняя лейку ниже; после первого полива сделать паузу, определить требуется ли дальнейший полив (выступила ли вода в цветочном поддоне).

 Точно  определяет  потребность растения в данном  уходе, точно удерживает лейку, носиком  лейки касается края горшка  и ведёт лейку вдоль по окружности  всего горшка,  точно определяет  необходимое воды при поливе, не расплёскивает воду, наполняет  лейку водой для дальнейшего  отстоя. Убирает инвентарь на  место.

проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия без подсказки и помощи взрослого, использует инвентарь в процессе трудовых операций.

2.

рыхление

- При рыхлении почвы ребёнок должен совершить следующие операции: определить состояние почвы и потребность растения в данном уходе: взять палочку (кошки) сверху, определить амплитуду движения, медленно неглубоко рыхлить землю, стараясь не повредить корневую систему.

Точно  определяет потребность растения в данном уходе,  координирует движение руки и силу нажима при рыхлении, движение плавные, слитные.рыхлит неглубоко, чтобы не повредить корневую систему. Начинает от края горшка и передвигается к средине, земля не высыпается через край, после рыхления очищает палочку от земли и кладёт на место.

3.

протирание

При протирании крупнолистных растений ребёнок должен совершить следующие операции: определить растение нуждающееся в данном уходе, взять тряпочку намочить её, расправить, положить на ладонь одной руки листочек и поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу, прополоскать тряпочку. Протирать следующий лист.

Точно  определяет потребность растения в данном уходе, координирует движение руки и глаза, а также силу нажима, берет тряпочку, мочит её, отжимает, чтобы не капала вода, расправляет  на ладони, кладёт на ладонь другой руки листочек и осторожно протирает в одном направлении от черешка к концу, прополаскивает тряпочку и продолжает действия в такой же последовательности. Прополаскивает тряпочку и вешает сушить.

4.

опрыскивание

При опрыскивании мелколистных растений ребёнок должен совершить следующие операции: определить растение нуждающееся в данном уходе, взять пульверизатор, наполненный тёплой водой. Короткими нажатиями опрыскать растение со всех сторон, следя за равномерным нанесением воды, на каждый листок, стараясь не пропускать, определяя необходимое количество воды

Точно  определяет потребность растения в данном уходе, ориентирует пульверизатор на растение,  плавными нажатиями опрыскивает растение  со всех сторон равномерно нанося воду, не пропускает листву, определяет необходимое количество воды. Убирает пульверизатор на своё место.

5.

сбор сухих и пожелтевших листьев

При сборе сухих листьев ребёнок должен совершить следующие операции: определить растение нуждающееся в данной операции: собрать сухие опавшие листья около горшка и внутри него, оборвать сухие пожелтевшие листья на растении аккуратно придерживая его рукой

Точно  определяет потребность растения в данном уходе, координирует движения руки и глаза, движения плавные, слитные, правильно определяет места  отрыва сухих и пожелтевших листьев.


 

 

Из исследований Г.Н.Годиной,  С.Н.Николаевой было подобрано описание уровней сформированности умений ухода за растениями

 

Характеристика действий детей

высокий

Ребёнок владеет 5  действиями по уходу за растениями: поливу растений, протиранию крупных листьев, сбору сухих листьев растений, посадке луковиц (семян), рыхлению почвы; самостоятельно (или с минимальной подсказкой взрослого) определяет потребность растений в разных видах ухода, пользуется инвентарём, готовит его для последующей работы, убирает на место. Совершает действия в логической последовательности, не меняя операции местами. Все операции совершает точно, координирует движения руки и глаза, не отслеживая каждого мелкого движения пальцев рук.

 

Средний

Ребёнок владеет 3-4 действиями по уходу за растениями: поливу растений, протиранию крупных листьев, сбору сухих листьев, рыхлению почвы, посадке луковиц (семян). Потребность растения в уходе самостоятельно не определяет, но активно включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; в совершении операций опирается на подсказку взрослого или ориентируется на действия другого ребёнка. В целом последовательность операций не нарушена, могут меняться  местами 1-2операции, но их выпадения не происходит. Некоторые малосущественные операции может производить не совсем точно (расплёскивает воду при переноске, при рыхлении просыпает землю, при посадке не соблюдает интервал или глубину посадки), увлекается процессом без контроля результата.

низкий

Ребёнок владеет 1-2 действиями по уходу за растениями: поливу растений, протиранию крупных листьев, сбору сухих листьев, рыхлению почвы посадке луковиц (семян). Потребность в уходе за растением не определяет, неохотно включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; целостный процесс распадается на отдельные составляющие, не доводит начатое дело до конца. Повторяет движения после показа воспитателя


      Диагностические  методики для выявления уровня  сформированности навыков по  уходу за комнатными растениями  у детей средней группы были  заимствованы из исследований  Г.Н.Годиной и С.Николаевой.

Методика №1.

Наблюдение за деятельностью детей в свободное от занятий  время, утренние часы и  во второй половине дня.

      Цель: определить  количество  и качество действий  по уходу за растениями

в самостоятельной деятельности ребёнка.

Условия проведения.

         Проводилось   хронометрированное  наблюдение за самостоятельной  деятельностьюдетей в свободное  от занятий время в утренние  часы и во 2й половине дня. Детям средней группы предоставлялась самостоятельность в уходе за растениями.

       Оборудование  для выполнения действий было  выставлено в рабочую зону: лейки, палочки для рыхления, ножницы  для обрезания сухих и пожелтевших  листьев, коробочки для складывания  сухих и пожелтевших листьев, вёдра и тряпочки для протирания  листьев, пульверизатор.                             

       Всего  было проведено 4-х кратное наблюдение  с разницей в сутки.

Оценивалось: Количество освоенных  действий по уходу за растениями (в том числе в определении его необходимости), последовательность и точность операций.

  Результаты наблюдений  занесены в таблицу:

Имя ребёнка

Полнота действий

                                Качество действий

Количество выполняемых действий

Последовательность операций

Точность операций

Самостоятельность действий

Аня. Т

1.Протирание листьев 

2.Полив растений

Нарушение последовательности в протирании листьев, поливе растений. Не определяет потребность растения в данном уходе. По напоминанию педагога подготавливает для себя и убирает оборудование после работы

Движения немного хаотичные, неуверенные. Оставляет непротёртыми маленькие области на листе и пропускает листья.

 Самостоятельно не  определяет необходимое количество  воды при поливе, ориентируется  на подсказку педагога.

Не проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя.использует

Никита Г

1.Полив растений

2.Протирание листьев

3.Сбор сухих и пожелтевших листьев.

 

Нарушение последовательности в протирании листьев, поливе растений. Не определяет потребность растения в данном уходе. По напоминанию педагога подготавливает для себя и убирает оборудование после работы

Неправильный хват лейки. Движения неуверенные. Выливает всю воду в одно место.

Движения руки отрывистые. Оставляет непротёртые области на листьях

Увлекается процессом без контроля результата.

Не проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя.использует

Настя Г

1..Полив растений

2.Протирание листьев

Последовательность действий незначительно нарушается.

По напоминанию педагога подготавливает для себя и убирает оборудование после работы

Самостоятельно не определяет потребность растения в данном уходе, опирается на подсказку педагога,  недоливает воду.

 Оставляет непротёртые  области на листьях.

Не проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя.использует

Андрей К

1.Протирание листьев

2.Сбор сухих и пожелтевших

3.Полив растений

Выполняет операции последовательно, не пропуская и не меняя местами.

.

Движения достаточно уверенные. Движения плавные, не пропускает отдельные листья.

 При рыхлении движения  аккуратные, осторожные

Достаточно точно определяет состояние почвы при поливе

Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с минимальной  помощью воспитателя, использует инвентарь в процессе трудовых операций.

Настя В

1.Опрыскивание растений

2.Протирание листьев

3.Сбор сухих и пожелтевших листьев.

4.Полив

Выполняет операции последовательно, не пропуская и не меняя местами.

.

Правильно ориентировала опрыскиватель на растение, разбрызгивала воду равномерно, движения плавные, не пропускает отдельные листья.

Достаточно точно определяет состояние почвы, амплитуду движения, рыхлит аккуратно, осторожно.

Координирует движения руки и глаза, движения плавные, слитные.

-Все операции совершает  точно.

Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия без подсказки и помощи воспитателя, использует инвентарь в процессе трудовых операций.


        Из  5 детей принявших участие в диагностировании, Аня Т. и Никита Г. нарушали последовательность действий, проявлялась неточность в выполнении действий, при поливе недоливали воду при поливе растений, при протирании оставляли непротертыми маленькие области на листе. У Насти Г. последовательность действий незначительно нарушалась, были и неточности. Андрей К. и Настя В.  выполняла  все операции последовательно и точно.

Методика №2.

Создание специальных ситуаций по уходу за растениями.

Эта методика предполагала реализацию двух серий.

Серия №1: Наблюдение за трудом детей, организованным педагогом.

    Цель1-й серии: определить количество и качество  действий по уходу за растениями    по инициативе педагога.

     Условия:  В  трудовом уголке на видном  месте размещался инвентарь для  ухода за растениями. Работа проводилась  во  второй половине дня, в свободное  от занятий время,  в групповой  комнате. Ребёнку  предлагалось посмотреть  на растения в уголке природы  и определить, не нужна ли им  помощь, давалась инструкция,  затем  педагог выходил  из деятельности  ребёнка и вёл хронометрированное  наблюдение за их действиями.

       Оборудование: лейки, палочки для рыхления, ножницы  для обрезания сухих и пожелтевших  листьев, коробочки для складывания  сухих и пожелтевших листьев, вёдра и тряпочки для протирания  листьев, пульверизатор.

       Ситуация  создавалась для каждого испытуемого  индивидуально; если другие дети  в неё включались, их действия  также фиксировались.

    Оценивалось: количество  освоенных действий, последовательность  и точность операций.

   Результаты наблюдений  занесены в таблицу:

 

Имя ребёнка

Полнота действий

                                Качество действий

Количество выполняемых действий

Последовательность операций

Точность операций

Самостоятельность действий

Аня Т

1.Полив растений

 

 

2.Протирание листьев

Последовательность действий часто нарушена.  Не определяет потребность растения в данном уходе.

Повторяет действия только после показа педагогом. По указанию педагога подготавливает, и убирает оборудование после работы.

Неправильно направляет носик лейки, резко наклоняет лейку, выливает воду в одно место сразу. Лейку держит на вытянутой руке.

 Действия неточные, зачастую  неправильный хват тряпки при  протирании и оставлял непротёртыми  области на листе,  забывает  споласкивать тряпку.

Не проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя.использует

Никита Г

1.Полив растений

2.Протирание листьев

Последовательность действий незначительно нарушается, меняет местами совершение  операций.

По напоминанию педагога подготавливает для себя и убирает оборудование после работы

 Самостоятельно не  определяет потребность растения  в данном уходе, опирается на  подсказку педагога,  недоливает  воду.

 Оставляет непротёртые  области на листьях. Но достаточно  активно включается в процесс.

Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя.

Настя Г

1.Протирание листьев

2.Рыхление земли

3.Полив растений

4.Опрыскивание 

Последовательность действий незначительно нарушается.

По напоминанию педагога подготавливает для себя и убирает оборудование после работы.

Движения недостаточно уверенные. Оставлял непротёртые места на листьях.

Немного просыпал землю из горшка.

Затруднялся в определении необходимого количества воды при поливе.

 Резко нажимал на  опрыскиватель и чрезмерно опрыскивал  растение.

Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя.

Андрей К

1.Опрыскивание растений

2.Протирание листьев

3.Сбор сухих и пожелтевших листьев.

4.Полив

Выполняет операции последовательно, не пропуская и не меняя местами.

В напоминаниях и указаниях не нуждается.

Правильно ориентировал опрыскиватель на растение, разбрызгивал воду равномерно, движения плавные, не пропускает отдельные листья.

 

-Координирует движения  руки и глаза, движения плавные, слитные.

-Все операции совершает  точно.

Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с минимальной  помощью воспитателя, использует инвентарь в процессе трудовых операций.

Настя В

1.Опрыскивание растений

2.Рыхление земли

3.Протирание листьев

4.Полив

Выполняет операции последовательно, не пропуская и не меняя местами.

В напоминаниях и указаниях не нуждается.

Правильно ориентировала опрыскиватель на растение, разбрызгивала воду равномерно, движения плавные, не пропускает отдельные листья.

-Точно определяет состояние  почвы, амплитуду движения, рыхлит  аккуратно, осторожно.

 

-Координирует движения  руки и глаза, движения плавные, слитные.

-Все операции совершает  точно.

Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия без подсказки и помощи воспитателя, использует инвентарь в процессе трудовых операций.

Информация о работе Формирование навыков труда в природе у детей среднего дошкольного возраста