Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Бачурина с исправлениями .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

При этом она дала характеристику развития восприятия пространства как  процесса активного практического  взаимодействия ребёнка и окружающей действительности.

Таким образом, только к  концу дошкольного возраста складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может быть, однако, сравнительно легко сформирована у детей при помощи обучения, в котором они сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.

 

1.2.  Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников

По мнению Мусейибовой  Т.А., работа по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий3. Это выражается в следующем:

  1. в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;
  2. в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;
  3. в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, между субъектом и окружающими его объектами;
  4. в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке  в окружающем пространстве;
  5. в изменении способов ориентировки в пространстве (от практического примеривания к зрительной оценке их расположения на расстоянии);
  6. в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения к осмыслению их логики и семантики;
  7. в возрастании степени обобщения знаний о конкретных пространственных отношениях;
  8. в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.

В качестве основной задачи в работе по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников выступает - совершенствование чувственного опыта  пространственного различения и  на этой основе создание базы для отражения  пространства в понятийно-логической форме.

Система работы состоит  из:

  1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела».
  2. Ориентировка на внешних объектах; выделение различных сторон предметов: передних, задних, верхней, нижней, боковых.
  3. Освоение и применение словесной системы отсчета  по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.
  4. Определение расположения предметов в пространстве «от себя».
  5. Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов.
  6. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга.
  7. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости.

Работа  с самыми маленькими начинается детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений:

  • впереди – там, где лицо
  • позади (сзади) – там, где спина
  • справа – там, где рука, которой держат ложку, рисуют, правая рука  (для правшей)
  • слева – там, где левая рука.

Особо важной задачей  является различение правой и левой рук, а так же правой и левой частей своего тела. На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», для детей становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, направо – налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе. (впереди меня – стол и т.д.)

Старших дошкольников знакомят с правилами дорожного движения: по какой стороне необходимо идти, как следует переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт и т.д. Освоение этих правил связано с дифференцирование правой и левой сторон.

В процессе обучения дети осваивают значения предлогов и  наречий, отражающих пространственные отношения.

  1. Одна группа предлогов отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других. Это предлоги В, НА, СЗАДИ, ВПЕРЕДИ, ЗА НАПРОТИВ, ПОД, НАД, ПЕРЕД, и др .
  2. Вторая группа предлогов передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения. Это предлоги К, ИЗ-ЗА, ПО ЧЕРЕЗ, ВДОЛЬ, ПОПЕРЕК и др.
  3. Наречия, показывающие  направления движения. Они отвечают на вопросы  куда? и откуда?
  4. Наречия, обозначающие место действия. Они отвечают на вопрос где?

Упражнения по различению основных пространственных направлений  необходимо сочетать с определением местоположения объектов. Такая работа ведется рано, на протяжении всего  дошкольного детства, включая накопление опыта восприятия и понимания пространственных отношений, овладение соответствующими предлогами и наречиями.

Вначале детям доступны самые простые задания, требующие  ориентировки на ограниченной площади, при близкой размещенности предметов  относительно друг друга. С этой целью проводятся различные дидактические игры, упражнения в игровой форме, игры-занятия, рассматривание картинок и иллюстраций, в которых внимание детей привлекают к различным вариантам пространственных  отношений, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия.

Затем дети сами выполняют  упражнения, в которых требуется  встать в строй или шеренгу  и определить местоположение своих  соседей, занять место справа от друга  или отметить, что изменилось. В  процессе обучения демонстрацию пространственных отношений и их различие следует сочетать с активным воспроизведением их детьми по словесному указанию. Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения, является важным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт.

Необходимо научить  детей ориентироваться не только в трехмерном, но и в двухмерном пространстве, на плоскости. Малышей  учат проводить линии на листе  бумаги сверху вниз и слева направо. В старшем дошкольном возрасте детей  учат ориентироваться на листе бумаги, объясняют выражения:  в центре, по середине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней стороне, по боковой стороне справа, левый верхний угол, нижняя строчка и т.д. Одним из эффективных приемов является зрительный диктант. На первом этапе дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку воспитателя.

Развитие пространственных представлений и ориентировок успешно сочетается с формированием представлений о количестве, форме, величине: устанавливая отношения равенства и неравенства, дети раскладывают мелкий раздаточный материал на полосках правой рукой слева направо; размещают геометрические фигуры на листе бумаги: в центре – круг, направо – треугольник, налево – квадрат.

Наиболее сложные задания  связаны с чтением графических  изображений пространственных отношений  и их моделирование детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и  т.п.

Например:

  • обставь кукле комнату как на рисунке;
  • пиратам  найти спрятанный клад, пользуясь картой;
  • путешествие на автомобиле по подиуму в строгом соответствии с указанным маршрутом.

От использования готовых  схем можно переходить к самостоятельному

их составлению. При  этом схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное.

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей в  пространственной ориентировке, которые предъявляют авторы прогаммы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.:

Во второй младшей  группе к концу года дети должны овладеть умением различать правую, левую руку. Умением ориентироваться от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз. Понимать слова:   верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направ. Раскладывать предметы правой рукой слева направо.

В средней группе - знать правую и левую руку. Ументь определять направление движения от себя, двигаться в заданном воспитателем направлении, умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня стол).

Дети в старшей группе должны понимать слова: впереди, перед, за, между, рядом. Уметь детей ориентироваться на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, в середин. К концу года дети должны научиться выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам и ориентироваться в пространстве, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

Дети подготовительной к школе группы должны понимать слова ниже, от, до, над, по, верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в разной деятельности. Уметь различать правую, левую руку. Уметь ориентироваться от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз. Раскладывать предметы правой рукой слева направо.

На основании требований, предъявляемых Программой к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть дети к концу года в разных возрастных группах, перед педагогами стоит нелегкая задача подобрать дидактические игры и упражнения для работы.

Так как младший дошкольник ориентируется на основе, так называемой, чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела - этому учат детей в повседневной жизни. А на занятиях эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы", «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.

Усвоить направления  вперед, назад, налево, направо педагогу помогают игры с использованием стрелок-указателей.

Игры с подвесным  шариком способствуют усвоению понятий  вверх, вниз.

Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?»

Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что  на занятиях, где решается специальная  задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

Средняя группа. Задачи ориентировки в пространстве усложняются: дети не только учатся определять направление  от себя, но и двигаться в этом направлении. Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.

Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т.д. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.

Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание  различных предметов и игрушек  – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке  днтского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.

В старшей группе пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

В процессе обучения рекомендуется  широко использовать различные дидактические игры, например, кие игры как: «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению  направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью  стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

С детьми подготовительной группы закрепляют умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Особое внимание воспитатель  должен уделить формированию у детей  навыков безопасного поведения  на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я – пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».

Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста