Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.
Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Цель – выявить изменения, произошедшие в уроне сформированности пространственных представлений у детей участвующих в эксперименте.
Контрольный эксперимент включал в себя ту же методику, которая использовалась в констатирующем эксперименте.
Для того, чтобы вывить эффективность работы на формирующем этапе исследования, сравним результаты контрольного и констатирующего эксперимента.
Таблица № 4
Таблица сформированности уровня ориентировки в пространстве детей на контрольном этапе эксперимента
ФИ ребенка |
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Задание № 4 |
Задание № 5 |
Задание № 6 |
Задание № 7 |
Катя О. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
Лера К. |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
Ваня К. |
В |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
Никита Ч. |
В |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
Рома А. |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
Лиза П. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Полина Б. |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Саша Л. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Данил К. |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Коля Р. |
С |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
Сравнительная характеристика уровня сформированности ориентировки в пространстве детей экспериментальной группы в ходе констатирующего и контрольного экспериментов
(МБДОУ Детский сад № 45)
Таблица № 5
Этапы экспериментального исследования |
Уровни сформированности (в %) | ||
высокий |
средний |
Низкий | |
Констатирующий |
0 |
70 |
30 |
Контрольный |
30 |
60 |
10 |
По данным таблицы были составлена гистограмма.
Рисунок № 2 Сводная диаграмма уровней сформированности ориентировки в пространстве у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Итак, можно увидеть, что уровень сформированности пространственных представлений повысился. Если на констатирующем эксперименте средний уровень имели 7 детей, а высокий – ни одного ребенка, то на контрольном число увеличилось в обоих случаях до 9 детей и составила 90 % от общего числа детей.
Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем эксперименте благоприятно повлияла на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Дети стали быстрее отвечать на вопросы, меньше использовать показ при ответе. В большинстве случаев, они стали лучше понимать смысл слов, а значит и более правильно их использовать, т.е. адекватно ситуации.
По результатам проведенного исследования состоялся мини педагогический совет.
Методист МБДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида отметила, что игры, выбранные при планировании работы, ориентированы на показатели развития детей старшего возраста, сформулированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Целью констатирующего этапа исследование было изучение уровеня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, задействованных в эксперименте.
Данные получены в ходе исследования, обусловили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
Нами было разработано
перспективное планирование серии
дидактических игр и упражнений
С целью проверки эффективности проделанной работы, нами был проведен контрольный эксперимент.
Данные полученные в ходе исследования говорят о том, что уровень сформированности пространственных представлений повысился.
Поэтому, можно говорить
о том, что работа на формирующем
эксперименте благоприятно повлияла на
формирование ориентировки в пространстве
с использованием игр и упражнений
у детей экспериментальной груп
Значение своевременного
развития у детей пространственных
представлений и умения ориентироваться
в предметно-пространственном окружении
рассматриваются в психолого-
Работа по
формированию пространственных
представлений у детей
Вопросами
формирования у детей
Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П.Новикова, А.А.Столяр, М.А. Фидлер и др.)
В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективной, если основные направления и содержание данной работы будут определены с учетом логики становления пространственных представлений в онтогенезе, также если работа будет реализовываться на основе учета индивидуальных особенностей детей и в качестве основного средства будет выступать игровая деятельность, нами было проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида г. Новокузнецка с детьми подготовительной к школе группе и проходило с марта по октябрь 2012 года. Для чистоты эксперимента, в число респондентов группы входило по одинаковому количеству девочек и мальчиков.
Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного, и проходило с марта по октябрь 2012 года.
На первом этапе мы
выявили уровень
Полученные результаты определили необходимость проведения формирующего эксперимента, который заключался в подборе и применении серии дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный комплекс мероприятий был предложен для реализации в МБДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида.
Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента показали, что уровень сформированности пространственный представлений повысился.
Детей с низким уровнем
сформированности представлений стало
меньше (10%). Кроме того, появились
дети с высоким уровнем
Таким образом, можно сказать, что предположение, выдвинутое в гипотезе подтвердилось. Работа с использованием дидактических игр и упражнений успешно повлияла на формирование ориентировки в пространстве у старших дошкольников.
Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста