Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147
Сформулируем основные принципы, из которых следует исходить в профилактической работе с родителями:
1) Ребенок до школы не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Этот выбор делает за него семья (он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в т.ч. насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие члены семьи и т.д.).
2) Основные поведенческие привычки, в т.ч. связанные с риском для здоровья, формируют у ребенка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.
3) Выбирая
тот или иной образ жизни, родители
несут ответственность не
На основании этих принципов определим основные направления работы с родителями. Они включают:
Для того чтобы определить правильные направления и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. С этой целью в детском саду используется опросник для семьи (см. приложение № 11), разработанный «НИИ социальной гигиены». Его заполнение требует не более 30 минут, и он позволяет получить подробные сведения о семье, в т.ч. информацию, которую иногда невозможно почерпнуть из индивидуальной беседы. Несложная обработка полученных результатов позволит педагогу ориентироваться в том, как наиболее целесообразно построить общение с родителями. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить назидательного, поучающего характера, а должна быть совместной попыткой рассмотреть проблему с разных сторон.. Еще раз подчеркнем, что родители - партнеры в общем движении к здоровью ребенка и они должны стать партнерами заинтересованными. Поэтому очень важно, чтобы общение с родителями не было подобием лекции (педагог, читающий текст и формально присутствующие люди), а как можно более способствовало включению каждого родителя в обсуждаемую тему. Основная работа по взаимодействию с семьей в области здоровья ложится на плечи педагогов и медперсонала детского сада. Выработка положительной мотивации к такой деятельности возможна в том случае, если они осознают, что эта деятельность так же полезна педагогу, медикам, как и родителям, так как она может помочь изменить их собственный образ жизни.
Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием качества дошкольного образования. Из опыта работы дошкольного учреждения наблюдается дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и семейные традиции. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность и бедность семей, высокий уровень занятости родителей пагубно влияют на их воспитание и развитие, нравственное и физическое здоровье. Помочь семье - основная задача ДОУ. Воспитание здорового ребенка - основная задача семьи и детского сада.
Сегодня в детском саду стали традиционными праздники "День здоровья" с участием родителей.
Основной задачей в работе с семьей коллектив детского сада считает:
· оказание помощи родителям в вопросах сохранения здоровья детей, воспитания и развития;
· привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей;
· развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми.
Система работы с родителями
Основные принципы:
· принцип открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
· принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;
· принцип создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
· диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы работы с родителями
Систематическое педагогическое просвещение родителей начинается в дошкольном образовательном учреждении, и уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит от профессионализма и педагогической компетентности педагогов и специалистов детского сада, в том числе от их умения найти формы, приемы и способы совместной деятельности с родителями:
Презентация
Цель:
· познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом и коллективом педагогов;
· показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию, психологом).
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Направления работы:
Для установления тесных контактов между дошкольным учреждением и семьей каждого ребенка с сентября 1999 года был введен в жизнь группы ритуал, который называется “Презентация семьи”. В течение всего года каждому ребенку и его семье посвящается одна неделя. Каждая семья к своей неделе делает “ромашку”, где отражает в фотографиях жизнь родных и близких ребенку людей, любимых животных. “Ромашка” семьи вывешивается в родительском уголке. Кроме этого в течение всей недели в группу приходят члены семьи и рассказывают о себе, о своей профессии, о своей жизни. Родители присутствуют на занятиях, утренниках, устраивают чаепитие, вечера – развлечения, предлагают поиграть в любимые семейные игры, выезжают на природу.
Такая форма работы выполняет функцию психологической поддержки: “ребенок в группе как бы не один, а вместе со своей семьей”, родитель может сравнить уровень развития навыков и умений своего ребенка с другими детьми, увидеть его со стороны.
Благодаря этому родители становятся помощниками во всех начинаниях детского сада: в закаливании, фитотерапии, в приобретении и использовании тренажеров, проведении оздоровительных мероприятий дома, помогая детскому саду не только материально, но и морально.
Таким образом, деятельность сотрудников детского сада и родителей определяется главной целью - создать коллектив единомышленников: родителей и педагогов, способных вести оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста.
Итак, подводя итоги по данной главе, отметим следующее.
Важнейшей характеристикой системы дошкольного образования является качество работы по сохранению здоровья детей (на сегодняшний день в РФ уменьшается количество детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения совершенно здоровыми и увеличивается количество детей, имеющих различные хронические заболевания). Поэтому физическое развитие и сохранение здоровья ребенка являются приоритетными направлениями.
Результативность валеологического воспитания, сохранение здоровья, физическое развитие и степень его гармоничности, нервно-психическое развитие ребенка в первую очередь зависят от правильной организации двигательного режима в ДОУ.
Двигательный режим в ДОУ оптимизируется за счет увеличения длительности разных форм физических занятий (организованных и самостоятельных), за счет создания условий и развития самостоятельной двигательной деятельности. Одним из условий успешного решения задач оздоровления и физического воспитания является активная двигательная деятельность в течение дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы с детьми.
Анализируя физическое состояние и состояние здоровья детей можно сделать вывод, что детский сад работает стабильно, факторы сохранения здоровья детей – на лицо.
Анализ документации, пособий и материалов методического и медицинского кабинета, физкультурного зала показал, что в ДОУ имеется вся необходимая документация по физкультурно-оздоровительному направлению. Прослеживается взаимосвязь и согласованность работы, по данному направлению, педагогов, медработников, родителей, администрации ДОУ.
В качестве положительных показателей можно выделить:
1 – наличие плавательного бассейна, тренажерного зала, физиотерапевтического кабинета, благодаря чему отмечается снижение заболеваемости детей в сравнении с предыдущими годами.
2 – высокая
эстетичность интерьера, которая
создается с использованием
3 – наличие
конференцзала обеспечивает
В качестве отрицательных показателей выступает:
1 - оборудование
для развития двигательной
2 - методический кабинет недостаточно оснащен современными пособиями;
3 - в плавательном бассейне не завершен ремонт;
4 - в плане преемственности со школой наблюдается неполная освещаемость вопросов физкультурно-оздоровительной работы.
Основной причиной большинства недостатков является низкое финансирование ДОУ. На основании выделенных недочетов нами сформулированы следующие рекомендации:
Адмнистрации ДОУ: совместно с родителями попытаться решить проблему обновления необходимого инвентаря для двигательной активности; взять под контроль завершение ремонта в плавательном бассейне.
Заместителю заведующей: пополнить методический кабинет пособиями по воспитательной и методической работе; более подробно и глубоко осветить решение физкультурно-оздоровительного направления в плане преемственности со школой и с социумом.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 25 сентября 2000 г. по 20 марта 2001 г. Для углублённого анализа состояния здоровья детей был взят детский коллектив детского сада № 44 г. Соликамска.
Целью исследования является разработка и экспериментальная проверка целостной модели работы по сохранению здоровья детей в условиях детского сада.
Особенно важную информацию о состоянии здоровья детей в ДДУ дают исследования, проводимые в динамике. В связи с этим обследование детей проводилось в несколько этапов.
На первом этапе исследований осенью 2000 г. обследовано 100 детей в возрасте от 1 до 7 лет.
Половой состав: 52 девочки и 48 мальчиков.
Дети были распределены в соответствии с возрастными критериями на группы (таблица 7):
Таблица 7
Распределение обследованных детей по полу и возрасту в 2000 г.
Возраст (г) |
Пол | |
Девочки |
Мальчики | |
1-3 лет |
10 |
7 |
4-5 лет |
14 |
15 |
5-7 лет |
28 |
26 |
Всего: |
52 |
48 |
Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей