Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

 

Все дети были разделены по группам на основании клинических, анамнестических признаков, проведённого анализа амбулаторных карт, данных специальных медицинских осмотров. Группу контроля составили 17 детей, не посещавших ДДУ №44 и не получавших комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первую группу наблюдения составили относительно здоровые дети (ЗД), в анамнезе, у которых не выявлено патологии перинатального периода, хронических заболеваний и аллергических реакций, естественное вскармливание минимум до 3-х месяцев включительно, ОРВИ в течение года не более 3-х раз, на момент осмотра не предъявляющих жалоб. В 2000 г. в данную группу вошли 16 детей, что составляет 16% всех детей.

Во вторую группу вошли дети с риском развития иммунной недостаточности (ГР), имеющие в анамнезе внутриутробную гипоксию и (или) интранатальную асфиксию, внутриутробное поражение ЦНС, гемолитическую болезнь новорожденных, недоношенность, раннее искусственное вскармливание, анемию, хирургические вмешательства (аппендэктомия, тонзиллэктомия, травмы, ожоги). В 2000 г. в данную группу вошли 9 детей, что составило 9% всех обследованных детей.

Третью группу сформировали дети с иммунной недостаточностью (ИН), имеющие хронические заболевания, аллергические реакции, гастроэнтерологический и лимфопролиферативный синдром, а также группа часто и длительно болеющих детей. Часто болеющим считается ребёнок, перенесший в возрасте до года 4 и более острых и обострений хронических заболеваний в год, в возрасте 1-3 года - 6 и более заболеваний, в возрасте 3-4 года - 5 и более заболеваний, 4-6 лет - 4 и более заболеваний и старше 6 лет - 3 и более заболеваний в год. В эту группу в 2000 г. вошло 75 детей, что составило 75% всех обследованных детей. Результаты исследования представлены в таблице 8:

ЗД - группа здоровых детей;

ГРИН - группа детей с риском развития иммунной недостаточности;

ИН - группа детей с иммунной недостаточностью.

Таблица 8 

Распределение детей по группам здоровья в соответствии с возрастными критериями в 2000 г.

 

Возраст

ЗД

ГРИН

ИН

1-3 года 

5

4

8

3-5 лет 

6

3

20

5-7 лет 

5

2

47

Всего: 

16

9

75


При повторном обследовании в 2001 г. обследовано при помощи анкет 100 детей. Дети были разбиты по группам аналогично исследованиям, проведённым в 2000 г.

В 2001 г. проводилось III этапное обследование детей. На I этапе с помощью разработанных формализованных анкет было проанкетировано 100 детей. Из них 51 девочка и 49 мальчиков (см. таблица 9):

      Таблица 9 

Распределение детей по полу и возрасту в 2001 г.

Пол 

Возраст

1-3 года

3-5 лет

5-7 лет

Всего:

Д

9

21

21

100

М

18

11

20


 

На II этапе исследований 100 детей было осмотрено врачом иммунологом-аллергологом.

По результатам обследования, всех детей по вышеуказанным принципам разделили на 3 группы, представленные в таблице 10:

Таблица 10 

Распределение детей по группам здоровья в соответствии с возрастными критериями в 2001 г.

 

Возраст 

ЗД 

ГРИН 

ИН

1-3 года

3

4

20

3-5 лет

3

5

24

5-7 лет

1

7

32

Всего:

7

16

77


 

 

3.1. Изучение воздействия различных  физических упражнений на организм детей

 

В эксперименте принимало участие три группы мальчиков в возрасте 4-7 лет, по 20 человек в каждой группе, на которых определялась эффективность воздействия различных гимнастических упражнений. Исследования продолжались в течение 4-х месяцев.

Дети принявшие участие в исследовании имели одинаковую физическую подготовку и по данным медицинского обследования - практически здоровы.

Изучение воздействия различных физических упражнений на организм ребенка проходило с помощью анализа уровня физической подготовленности и изучения морфофункциональных изменений у детей. Оздоровительный эффект физических упражнений определялся при помощи диагностического комплекса “Диакомс”(система компьютерной экспресс-рефлексодиагностики (КЭРД)"ДИАКОМС", которая дает возможность в краткие сроки получить информацию о состоянии как отдельных органов и всех систем организма. Авторы: вед. науч. сотр. РГМУ Лакин В.В., Котова И.Н., Федоров В.К.) (с привлечением специалистов детской поликлиники г. Соликамска).

Результаты тестирования морфо-функционального статуса говорят о том, что дети, участвующие в исследовании не отличаются от своих сверстников по основным параметрам жизнедеятельности. Таким образом, можно утверждать, что наша выборка является частью генеральной совокупности.

После проведения поискового исследования, с помощью методики «Омега-потенциал» (исследования проводили совместно со специалистами детской поликлиники), определялась эффективность воздействия различных групп гимнастических упражнений на организм детей. Этот анализ показал, что комплекс упражнений, направленный на развитие подвижности в суставах существенно повлиял на функционирование систем нейрогуморального обеспечения процессов тканевого дыхания или биологического окисления, нейрорефлекторной и вегетативной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и незначительным образом на механизмы нейрогуморальной регуляции функции надпочечников.

Комплекс упражнений, направленный на развитие силы мышц оказывает влияние на деятельность механизмов нейрорефлекторной и вегетативной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающих поставку кислорода к тканям.

Комплекс упражнений скоростно-силового характера положительно воздействует на работу систем нейрогуморальной регуляции функции надпочечников и нейрорефлекторной и вегетативной регуляции обслуживания скоординированности взаимодействия висцеральных систем[42,C.51].

Для решения основной задачи исследования в детском саду нами была разработана методика занятий оздоровительной гимнастикой с детьми 4-7 лет.

Эта методика основана на новом подходе к сочетанию различных гимнастических упражнений и их дозировке.

Также как и в поисковом эксперименте за основу были взяты три комплекса упражнений в соответствии с количеством групп.

Оздоровительные занятия первой группы “Гибкость” проводились по следующей программе.

Структура занятия была стандартной - Подготовительная часть, Основная часть и Заключительная часть.

Подготовительная часть занимала 15-20 минут от общего времени занятия и включала в себя беговые упражнения, ОРУ, элементарные акробатические упражнения. Основная часть занимала 55 - 60 минут от общего времени занятия и включала в себя упражнения направленные на развитие подвижности в суставах. Заключительная часть занимала 10 минут от общего времени занятия и включала в себя упражнения йоги. В процентном соотношении упражнения составили:

- упражнения, направленные на развитие подвижности  в суставах - 75%

- упражнения  силового характера - 10%

- упражнения  на развитие ловкости и координации - 5%

- упражнения  на расслабление и дыхательные  упражнения - 10%.

Оздоровительные занятия второй группы “Сила” проводились по следующей программе: подготовительная часть занимала 20 минут от общего времени занятия и включала в себя беговые упражнения, ОРУ, элементарные акробатические упражнения.

Основная часть занимала 50 - 55 минут от общего времени занятия и включала в себя упражнения направленные на развитие силы мышц.

Заключительная часть занимала 10 минут от общего времени занятия и включала в себя упражнения на развитие подвижности в суставах и игры.

В процентном соотношении упражнения составили:

- упражнения, направленные на развитие силы  мышц - 70%

- упражнения  на развитие подвижности в  суставах - 15%

- упражнения  на развитие ловкости и координации - 5%

- игры-10%

Оздоровительные занятия третей группы “Скоростно-силовые” проводились по следующей программе.

Подготовительная часть занимала 20 - 25 минут от общего времени занятия и включала в себя следующие упражнения: беговые упражнения, прыжковые упражнения, ОРУ, элементарные акробатические упражнения.

Основная часть занимала 48 - 55 минут от общего времени занятия и включала в себя упражнения направленные на развитие скоростно-силовых качеств.

Заключительная часть занимала 17 минут от общего времени занятия и включала в себя упражнения развивающие гибкость, упражнения на расслабление и медитация.

В процентном соотношении упражнения составили:

- упражнения  скоростно-силового характера - 70%

- упражнения  на развитие гибкости - 17%

- упражнения  на расслабление -13%.

Основным критерием эффективности методики служили показатели состояния здоровья, определяемые диагностическим комплексом “Диакомс”. В этот комплекс также входил метод определения коэффициента здоровья, коэффициент Махалобиуса[42,C.53], который является интегральным отражением функционирования той или иной жизненной системы основанной на деятельности всех меридианов. Он входит в программу компьютерного анализа “Диакомс” и рассчитывает коэффициент здоровья, при вводе в него соответствующих данных и параметров. Анализируя данные по коэффициенту Махалобиуса можно сделать следующие заключения:

В группе “Гибкость” до начала основного педагогического эксперимента, коэффициент равен 2.5 у.е. Это говорит о том, что дети этой группы находились в предпатологическом состоянии. Отклонения наблюдались в основном в сердечнососудистой системе.

В группе “Сила” коэффициент составил 2.8 у.е., что также говорит о предпатологии. По данным методики “Диакомс” наблюдалось значительное снижение иммунитета, нарушение функции органов пищеварения и снижение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

В группе “Скоростно-силовые” коэффициент равен 2.7, что так же говорит о наличии отклонений в состоянии здоровья. При детальном анализе полученных данных наблюдалось снижение иммунитета, изменения в функционировании сердечно-сосудистой системы и некоторые изменения в других органах.

Анализ данных (в группе “Гибкость” коэффициент Махалобиуса составил 1.6, в группе “Сила” - 1.1, а в группе “Скоростно-силовые” - 1.28.), говорит о том, что предложенная оригинальная методика оздоровительных занятий гимнастикой с детьми оказывает положительное оздоровительное воздействие на функционирование органов и систем организма.

Анализ полученных результатов (по методике “Диакомс”) показывает, что произошли следующие изменения: во всех группах значительно улучшились показатели иммунитета, повысилось функциональное состояние сердечнососудистой системы, и практически отсутствовали негативные изменения в других органах и системах.

Наибольшее воздействие оказали комплексы, включающие в себя упражнения силового и скоростно-силового характера.

Тщательный статистический анализ полученных данных позволяет уверенно утверждать, что длительное (4-6 месяцев) выполнение комплексов гимнастических упражнений по оригинальной методике, неоднозначно влияют на организм ребенка.

Анализируя полученные результаты по двум направлениям, а именно, морфо-функциональным и медико-биологическим изменениям, а, также тестируя наших испытуемых по уровню развития физических качеств, можно с большой уверенностью констатировать, что преимущественное использование в занятиях оздоровительной гимнастикой упражнений на развитие подвижности в суставах необходимо в том случае, если у ребенка есть незначительные отклонения в работе выделительной системы и в системе желчевыводящих путей, иными словами в работе висцеральных органов.

Применение в оздоровительных занятиях гимнастикой с детьми комплексов упражнений силового характера необходимо в том случае если у ребенка есть некоторые отклонения в работе кардиореспираторной системы. Упражнения этого комплекса положительным образом повлияли на деятельность лимфатической системы, состояние иммунной системы, улучшили деятельность желудочно-кишечного тракта и легких.

В ходе исследования также выяснилось, что использование в занятиях оздоровительной гимнастикой комплексов скоростно-силового характера рекомендуется, если у ребенка наблюдаются незначительные отклонения в деятельности кардиореспираторной системы, желчного пузыря, желудка, поджелудочной железы, а так же ухудшение функции толстого кишечника. Положительным образом, скоростно-силовые упражнения так же влияют на работу легких.

Обладая такой информацией, целесообразно включать эти упражнения в комплексные занятия оздоровительной гимнастикой.

Как показали наши исследования наибольший эффект (суммарно) оказали упражнения силового и скоростно-силового характера. По данным методики "Диакомс" - эти упражнения необходимо использовать во всех типах оздоровительных занятий.

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей