Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147
ВЫВОД: Высокая заболеваемость в детском саду связана с низкой двигательной активностью ребёнка, и одна из важнейшие задач стоящих перед воспитателем - это расширение и обогащение двигательного опыта детей, создание в течение года оптимального двигательного режима для сохранения здоровья и развития физических качеств ребёнка.
Работа по оптимизации двигательного режима начата в октябре 2000г. в подготовительной группе.
Цель: оптимизация двигательной активности детей в течение дня, с помощью традиционных и нетрадиционных форм физического воспитания.
Маленький ребёнок – деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие и здоровье ребёнка. В подготовительной группе, как и во всех других группах ДОУ, одной из важнейших задач является повышение двигательной активности детей, т.к. разнообразная деятельность благотворно влияет на здоровье ребёнка и создаёт необходимые условия, для физического развития ребёнка. На сегодняшний день эта проблема является для детского сада актуальной.
Ознакомившись с вариативными программами, с традиционными и нетрадиционными подходами в физическом воспитании, решили, опираясь на работы специалистов, и что, на наш взгляд, приемлемо для данного возраста, использовать в работе все эффективные методы и приёмы физического воспитания, которые помогут оптимизировать двигательный режим данной группы и понизить заболеваемость.
Для выполнения поставленных задач, решено разработать свою систему физкультурно-оздоровительной работы в течение дня, т.е. увеличить двигательную активность детей за счёт увеличения подвижных игр, длительности физкультурных занятий, введения гимнастики после сна, перенесения утренней гимнастики на свежий воздух и т.д.
На протяжении всего дошкольного возраста основным видом деятельности является - игра. Поэтому, чтобы повысить двигательную активность детей, решено более эффективно использовать подвижные и спортивные игры, которые будут стимулировать не только двигательную деятельность ребёнка, но и способствовать развитию основных движений.
С этой целью на участке детского сада построили ледяную горку, подготовили ледяные дорожки для скольжения; создали условия для катания на лыжах и санках; соорудили сказочных персонажей из снега для того, чтобы дети учились перелазить, перепрыгивать, и тем самым могли укрепить свои силы.
В помещении детского сада, а именно в подготовительной группе создали уголок «спортсмена» и поместили в нём различное оборудование: лесенку-стремянку, маты, мягкие клеёнчатые брёвна, резиновые коврики, ребристые дорожки, мячи, кегли, мешочки для метания и т.п. Из нестандартного оборудования - самодеятельные ходули, различные цветочки, кубики для перешагивания или перепрыгивания через них, мягкие мячи на резинках. Обогатили спортивный уголок дидактическими играми, такими как «Одень спортсмена для соревнования», «Угадай вид спорта», «Сделай, как показано на картинке» и многие другие., т.е. дети не только занимаются, удовлетворяют свою потребность в движении, но и узнают о значимости физкультуры, о спортсменах, о различных видах спорта. Силами работников детского сада и родителей был оборудован спортивный зал для занятий физкультурой, куплены трёхколёсные велосипеды и самокаты.
Тем самым создав условия, необходимые для физкультурно-оздоровительной работы, решили повысить двигательную деятельность детей в течение того времени, когда они пребывают в детском саду.
«Утро» - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный двигательной деятельностью. Начинается оно конечно, с утренней гимнастики (которую мы ежедневно проводим на свежем воздухе, а это немаловажный фактор сохранения и укрепления здоровья детей). Длительность гимнастики увеличили до 15 минут, и конечно при её проведении учитываются погодные условия.
Наряду с традиционной формой проведения утренней гимнастики, были внесены разные типы упражнений в методику её проведения. Так, в комплекс утренней гимнастики мы включили оздоровительный бег, т.е. бег в течение 2-3 минут в медленном непрерывном темпе; различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Кроме того, выполнялись упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры.
По окончании гимнастики проводили закаливающие процедуры. Пока это сухое растирание массажным полотенцем, но по мере привыкания детей к новым условиям и адаптации их организма, закаливание будем проводить более углублённо с применением водных процедур.
Детей очень заинтересовала такая утренняя гимнастика, они стали с огромным удовольствием заниматься и утром, не опаздывать в детский сад.
Считаем, что такой различный подбор упражнений разной степени интенсивности и типа их выполнения положительно влияет на здоровье ребёнка.
Следующим этапом повышения двигательной активности детей стало проведение более интенсивных, занимательных подвижных игр (по методике Л.Н. Пустынниковой). Весь игровой материал распределили в определённой последовательности с учётом сложности движений. Подбирали игры высокой и средней подвижности, в зависимости от того, какое запланировано занятие.
Для работы с детьми в самостоятельной деятельности использовали нестандартные пособия и оборудование; с одной стороны усложнили двигательные занятия, с другой - старались сохранить интерес к их выполнению.
В результате - движения детей стали заметно улучшаться. В самостоятельной деятельности дети чаще стали пользоваться такими приемами, как лазанье, прыжки, бросание мячей.
Неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ является прогулка. В течение дня она проводится два-три раза (в зависимости от погоды). Прогулка - это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. С созданными условиями на участке детского сада дети постоянно находятся в движении: они катаются с горки, учатся скользить по ледяным дорожкам, катают друг друга на санках.
В этом году дети подготовительной группы впервые встали на лыжи. Была проведена предварительная работа, чтобы как можно больше заинтересовать детей этим видом спорта (провели беседы, показали фотографии и иллюстрации, учили в зале ходить скользящим шагом, уточняли основные понятия: лыжи, лыжник, крепления). Научили детей надевать и снимать лыжи, стоять на них, передвигаться ступающим шагом, делали повороты переступанием и постепенно переходили на скользящий шаг.
Занятия проводились с подгруппами детей из 3-4 человек или в форме индивидуальных занятий. Естественно, дети стояли на лыжах ещё не совсем уверенно, шаги их беспорядочны, но систематическая работа помогла усвоить навыки ходьбы на лыжах.
С учётом погодных условий, на прогулке проводились занятия с детьми по преодолению препятствий. Например: «пролезь под матрёшкой или кошкой», «забрось снежок в бачок медведя», «пройди по крокодилу сохраняя равновесие». Во время прогулки проводили по 2-3 подвижные игры.
После первых положительных результатов, для формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия стали проводить гимнастику после дневного сна. В комплекс включили упражнения для данного возраста.
Начинается гимнастика с разминки в постели, после чего дети встают и переходят на непрерывный бег в среднем темпе, способствующий координации движений, формированию стопы и укреплению организма ребёнка. Дети занимаются в одних трусиках и босиком. В упражнения включили ходьбу по резиновым коврикам с шипами и ребристыми дорожками; в заключении проводили закаливающие процедуры. После проведения нескольких занятий такие дети стали более организованы, больше двигаться, своевременно реагировать на поручения воспитателя.
Далее, увеличили продолжительность физкультурных занятий, разнообразили в них упражнения. Чаще стали проводить занятия в игровой форме, что значительно повысило интерес к физкультуре. Дети заметно стали изменяться: у них появилось бодрое настроение, они стали жизнерадостны, подвижны, раскрепощены в своих движениях.
В вечерние часы спланировали самостоятельную двигательную деятельность детей. Для этого организовали посещение физкультурного зала, где детям предоставляется различное физкультурное оборудование, тренажеры, самокаты, велосипеды, в результате чего дети могут полностью удовлетворить свою потребность в движении. В эти же часы запланирована индивидуальная работа с детьми, которые по какой-либо причине не усвоили программный материал или пропустили ряд занятий. Нужно отметить, что за короткий период дети с лёгкостью научились ездить на велосипедах и самокатах.
Таким образом, расширяя двигательный опыт детей, внося новые формы проведения игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики, постепенно усложняя программу новыми движениями, мы добиваемся наилучших результатов не только в физическом развитии ребёнка, растим его всесторонне развитым, но и сохраняем здоровье ребенка.
Помимо традиционных форм проведения физкультурных мероприятий особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе в виде активного отдыха.
Ежемесячно проводили физкультурные развлечения и досуги. Для того, чтобы досуг был интересным - варьируем игры, аттракционы, развлечения. В январе 2001 г. провели «День здоровья». В этот день организовали прогулку за пределы детского сада (к реке Усолка). Поход осуществляли по заранее запланированному сценарию, предусматриваемому сказочных персонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, эстафеты. Дети принимали активное участие в походе, даже самые малоподвижные дети с удовольствием, старанием выполняли предложенные задания, с упорством справлялись с трудностями. Дети вернулись с похода усталые, но с бодрым настроением. Таким образом, подобные «Дни здоровья» способствуют приобщению детей к занятию спортом и поднятию эмоционального тонуса.
Итак, создавая двигательную активность детей, мы не только сохраняем, но и укрепляем здоровье детей, даём заряд бодрости на целый день.
Но обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно при условии четко организованного медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья детей и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.
Медико-педагогический контроль в ДОУ осуществляют: заведующая, методист, медицинская сестра и психолог ДОУ, врач и медицинская сестра городской поликлиники.
В каждой группе завели диагностическую карту, которую заполняет воспитатель совместно с медицинской сестрой. В ней указывается: уровень физического развития, общее состояние здоровья, группа здоровья, уровень развития моторики, физические качества и т.д. Такую карту удобно иметь в группе, т.к. воспитатель видит все изменения в развитии ребёнка и может показать это родителям.
Медико-педагогические наблюдения за методикой проведения физкультурного воспитания, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным возможностям осуществляется регулярно.
Понимая, что повышение двигательной активности у детей дошкольного возраста невозможно без помощи родителей, чтобы помочь им понять, что здоровье детей и их личное здоровье зависит от активного использования в жизни разнообразных средств физической культуры – использовали различные формы работы с родителями:
- консультации
на тему: «Создание условий для
двигательной активности детей»
- индивидуальные
беседы, предлагали различные
- групповые родительские собрания на тему: «О здоровье всерьёз», «Современные подходы к закаливанию детского организма» и т.д.
В родительских уголках оформили папки-передвижки, приглашали родителей на утреннюю гимнастику.
Все формы работы помогли заинтересовать родителей в осуществлении комплексного подхода к физическому воспитанию детей.
Цель: определить уровень двигательной активности детей в течение дня и выявить зависимость между двигательной активностью в течение дня и уровнем заболеваемости.
Контрольный эксперимент проводится с 20 по31 марта 2001г.
Оптимизация режима двигательной активности детей в дошкольном учреждении - незаменимый фактор жизнедеятельности человека. Оптимальный уровень двигательной активности ребёнка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию.
Проводимый в начале осени 2000 года констатирующий эксперимент, показал низкую двигательную активность детей, неудовлетворяющую потребность в движении детей, являющуюся одним из показателей высокой заболеваемости детей.
В начале 2001 года разработали для детей подготовительной группы оптимальный двигательный режим в процессе физического воспитания для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, повысить умственную и физическую работоспособность ребёнка. Основным принципом этой работы стало оптимальное количество движений ребёнка в течение дня, и конечно оптимальная физическая нагрузка в соответствии с функциональными возможностями организма, способствующая укреплению здоровья.
Таким образом, в физкультурно-оздоровительной работе были созданы те условия, которые помогли максимально увеличить двигательную активность детей, и обеспечить сохранение и укрепление их здоровья.
Изменив двигательную деятельность в течение дня, нами были проведены повторные наблюдения за движениями детей. Мы измерили двигательную активность ребёнка в 1 и 2 половину дня у воспитателя Космачевской Л.Ф.
Исследования показали следующее:
- организованная двигательная активность детей увеличилась до 92 минут по сравнению с началом года;
- самостоятельная деятельность составила -148 минут.
Таким образом, двигательная активность детей в течение дня составила 240 минут. Высчитывая время двигательной активности по формуле, получили следующий результат:
240 * 100%
ДА = ------------------------ = 66%
360
Двигательная активность ребёнка во время пребывания его в детском саду составила 66% от периода бодрствования. Это высокий результат двигательной активности (см. приложение № 13).
Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей