Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147
Наблюдения показали, что при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики после дневного сна, воспитателем были использованы больше игровых приёмов, показов и объяснений. Использовалось в работе нестандартное оборудование.
В свободной деятельности педагог проводил с детьми большое количество подвижных игр, увлекала элементами спортивных игр, организовывала деятельность детей в спортивных уголках с физкультурным оборудованием, проводилась индивидуальная работа по развитию движений.
Таким образом, в самостоятельной деятельности дети стали более активны, движения их раскрепощены, осознаны и целенаправленны. У детей появилось желание заниматься физкультурой, повысился интерес к утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна. Такой двигательный режим, построенный и внедрённый в работу ДОУ, дал наиболее положительные результаты в физическом развитии ребёнка, сохранении и укреплении его здоровья.
Если сравнить результаты исследования начала и конца периода, то мы видим, что двигательная активность детей увеличилась на 20 %, вследствие чего заболеваемость к концу 1-ого квартала 2001 года заметно снизилась. За этот период заболеваемость детей простудными заболеваниями (кроме единичных случаев) заметно снизилась, ни один ребёнок в сравнении с прошлым годом не заболел гриппом, посещаемость ДОУ поднялась до 80%. Если сравнить график заболеваемости прошлого года и текущего (таблица 12; диаграмма 2), можно с уверенностью сказать, что рост заболеваемости практически остановился.
Показатели общей заболеваемости детей (в процентном соотношении) посещающих детский сад на конец 1-ого квартала 2001 г.
Таблица 12
Заболеваемость (%) |
Ни разу не болели |
1 раз |
до 2-х раз |
до 3-х раз |
более 3-х раз |
39 |
17 |
30 |
10 |
4 | |
|
|||||
Диаграмма 2
Показатели общей заболеваемости детей (в процентном соотношении) посещающих детский сад в 2001 г. снизились:
Число не разу не болевших детей увеличилось на 5%;
Переболевших 1 раз снизилось на 1%;
Переболевших до 2-х раз - снизилось на 2%;
- до 3-х раз – на 1%;
- более 3-х раз – на 1%.
В суммарном исчислении – заболеваемость снизилась на 4%.
Тем не менее, в деятельности сотрудников детского сада необходимо и в дальнейшем внедрять более новые формы работы по сохранению здоровья, перенимать опыт других специалистов по оптимизации двигательного режима. Как и в зимний период, так и в летний период необходимо оптимизировать двигательную деятельность детей за счёт подвижных игр, развлечений, досугов, оснащать физкультурную площадку оборудованием и т.д.
Итак, расширяя двигательный опыт детей, внося новые формы проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, игр постепенно усложняя программу новыми движениями, мы добиваемся наилучших результатов не только в физическом развитии ребёнка, растим его всесторонне развитым, но и сохраняем его здоровье. Создав оптимальную двигательную активность детей мы повышаем уровень здоровья детей, даём заряд бодрости на целый день.
Таким образом, организация комплексной оздоровительной работы в детском саду положительно влияет на состояние здоровья, соматическое и психическое развитие детей.
Анализ материалов исследования позволяет сделать ряд выводов:
1. Приоритетом
оздоровительной работы с
2. Обоснование
и реализация основных
3. К числу
таких принципов относятся: приоритетность
развивающих форм
4. Организация
комплексной оздоровительной
Заключение.
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции. Наблюдается прогрессирующее ухудшение физического развития детей, проявляющееся дефицитом массы тела, уменьшением его размеров, задержкой роста и полового созревания, снижением функциональных возможностей. Низкое или ниже среднего физическое развитие отмечается уже у 18-24% детей, а число низкорослых достигло 8%. В дошкольном возрасте у 65-68% детей формируются множественные нарушения функционального состояния, 15-17% детей приобретают хроническую патологию и только в лучшем случае, менее трети дошкольников являются относительно здоровыми. В течение дошкольного периода у 30-40% детей отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной системы, у 10-25% - со стороны сердечно-сосудистой системы, у 20-25% - носоглотки и т. д. Уровня "школьной зрелости" в 6 лет достигает менее 50% детей. Сегодня практически отсутствует единая система формирования здоровья детей в семье, в образовательных учреждениях; здоровью целенаправленно, последовательно детей не учат. На всех этапах образования у подрастающего поколения не формируется мотивация на сохранение и совершенствование индивидуального здоровья; желание, стремление быть здоровым у детей, подростков, молодежи, да и взрослых людей не воспитывается.
Эти и другие проблемы затронуты в данной дипломной работе.
Общая цель работы по сохранению здоровья детей в условиях ДОУ должна состоять не только в их медико-педагогической реабилитации, но и в создании психолого-педагогических условий развития их здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. У ребенка необходимо формировать ориентацию на эту ценность как идеальную форму развития. Такая ориентация может быть сформирована лишь при помощи комплексных средств, разработанных на междисциплинарной базе.
Задачи, которые стоят перед педагогами дошкольных учреждений - многообразны, одной из них является создание условий для сохранения и развития физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей.
Говоря о состоянии здоровья ребенка, нужно помнить о том, что оно тесно связано с физической культурой, т.е. двигательная активность - это системаобразующий фактор здоровья. Двигательная активность, как основное звено физического воспитания, является важнейшим компонентом формирования организма ребенка.
Целью нашего исследования являлась разработка и экспериментальная проверка целостной модели работы по сохранению здоровья детей в условиях детского сада.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 25 сентября 2000 г. по 20 марта 2001 г. с детьми подготовительной группы детского сада № 44 г. Соликамска.
Проведенные исследования и экспериментальная работа дали следующие результаты.
Основываясь на объективных данных можно утверждать, что правильно поставленная спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа и условия пребывания детей в детском саду наилучшим образом влияют на организм детей 4-7 лет.
Нами установлено, что кроме специфического воздействия на жизненно важные системы организма, физические занятия положительно влияют на морфо-функциональные параметры.
Так, в экспериментальных группах был выявлен прирост следующих показателей:
Рост 0.75 см.
Вес 0.28 кг.
Экскурсия грудной клетки вдох 1.19 см., покой 1.02 см.
Окружность плеча в напряженном состоянии 1.51 см., в покое 1.48 см.
Окружность бедра 0.67 см.
Сила кисти
Становая тяга 1.02 кг.
ЖЕЛ 0.07 л.
ЧСС в покое 15.65 уд/мин
Рефлексометрия
Треморометрия
По окончанию экспериментальной работы получены следующие результаты.
Показатели общей заболеваемости детей (в процентном соотношении) посещающих детский сад в 2001 г. снизились:
Число не разу не болевших детей увеличилось на 5%;
Переболевших 1 раз снизилось на 1%;
Переболевших до 2-х раз - снизилось на 2%;
- до 3-х раз – на 1%;
- более 3-х раз – на 1%.
В суммарном исчислении – заболеваемость снизилась на 4%.
Вышеперечисленные факты позволяет нам сформулировать основные выводы.
1. Высокая
заболеваемость в детском саду
связана с низкой двигательной
активностью ребёнка, и одна из
важнейшие задач стоящих перед
воспитателем - это расширение и
обогащение двигательного
2. Система
физического воспитания в
Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.
3. Организация
комплексной оздоровительной
Данные научных исследований С.М. Громбаха, Г.П. Юрко, Т.Л. Богиной раскрывают и доказывают значение двигательной активности для профилактики различных заболеваний дошкольников (что подтверждается и нашим исследованием). При этом благодаря организации двигательного режима, обеспечивающего оптимальный уровень двигательной активности, снижается число острых респираторных заболеваний, а контингент часто болеющих детей резко сокращается.
4. Добиться желаемых результатов возможно только при тесном сотрудничестве ДОУ и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений вместе с родителями, прогулки на свежем воздухе, выполнение гигиенических процедур вызовут у ребенка стремление к здоровому образу жизни. Необходимую информацию родители могут получить у специалистов и воспитателей детского сада. С этой целью организуются консультации, семинары, родительские собрания. Только при тесной взаимосвязи всех звеньев воспитательно-образовательного процесса можно добиться позитивных результатов.
Таким образом, расширяя двигательный опыт детей, внося новые формы в проведения игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики, постепенно усложняя программу новыми движениями, мы добиваемся наилучших результатов не только в физическом развитии ребёнка, растим его всесторонне развитым, но и сохраняем здоровье ребенка.
5. Сегодня дошкольное образование должно выдвигать на передний план цели охраны жизни и здоровья детей; заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии; интеллектуально-личностного развития дошкольника (наличие специальных учебных образовательных программ по развитию ребенка); степень соответствия услуг запросам и ожиданиям родителей, что и подтверждает актуальность данной темы дипломной работы.
Таким образом, цель исследования – разработка и экспериментальная проверка целостной модели работы по сохранению здоровья детей в условиях детского сада, разработка методических подходов к организации занятий по сохранению и укреплению здоровья - достигнута.
Поставленные задачи – изучить медицинскую, психолого-педагогическую литературу по проблеме; выявить индивидуальные физиологические особенности ребенка; рассмотреть разные подходы к организации двигательного режима в ДОУ; проанализировать медицинские и образовательные программы развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ; определить способы и средства, воздействующие на улучшение здоровья и активность ребенка; обосновать рекомендации по совершенствованию работы с родителями младших школьников; провести опытно-экспертную работу с целью выявления эффективности оздоровительной работы в детском саду (определить уровень двигательной активности детей в течение дня и выявить зависимость между двигательной активностью в течение дня и уровнем заболеваемости) и предложить методические рекомендации по формированию здоровья ребенка – решены.
Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей