Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ(7) (Автосохраненный).docx

— 2.81 Мб (Скачать файл)

Установлено в ходе проведенного повторного исследования, что произошли существенные изменения в сформированности представлений о сенсорных эталонах величины, на начальном этапе 60% детей имели низкий уровень, который появлялся в неумении расставлять предметы по величине по наглядному образцу, не называнию самостоятельно предмет по величине, и не всегда их указывая при называние их педагогом, а по завершению исследования 60% детей овладели общими представлениями о величине предмета через дидактические игры, повысился уровень самостоятельности при выполнении соответствующих действий.

Таким образом, данные, полученные в результате проведения исследовательской работы подтвердили, что дидактические игры являются важным средством формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Леушина А. М. Формирование элементарных  математических представлений у  детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1996.- 368с.

2. Метлина Л.С. Занятия по математике  в детском саду. М Просвещение 1994г. 224 с

3. Бондаренко А. К. Дидактические  игры в детском саду. Кн. для  воспитателя дет. сада.—2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с.

4. Белошистая А.В. Обучение математике  в ДОУ: Методические пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 320 с.

5. Васильева М.А., Комарова Т.С. «Программа обучения и воспитания в детском саду» Москва, «Мозаика-Синтез» 2005г

6. Новикова Н.В. «Методическое пособие к занятиям по математике» Москва 2007г.

6. Радуга”./ Программа и  методическое руководство по  воспитанию, развитию, обучению. 2006г.

8. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1996. - 144 с.

9. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

10. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя —   М: Просвещение, 1990.—96 с.

11. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.

12. «Математика от трех до семи» З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. CПб. "Акцидент",  1998г.-176с.

13. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду - М: Академия, 2001- 272 с

14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2 -е, перераб. М. : Просвещение. 1978 - 96 с

15. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М Просвещение 1987г. 97с

16. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.

17. Дошкольное воспитание №8 2005 года Ежемесячный научно-методический журнал, Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва. «О совершенствовании элементарных математических представлений»

18. Васильева Т. Дидактические игры и упражнения в системе сенсорного воспитания дошкольников. В сб.: Совершенствование умственного воспитания детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1984

19. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 175 с. – (Дошкольник. Давайте поиграем!). – Библиогр.: с. 171–175.

20. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985. – С. 4 – 25.

22. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]:/ под ред. Б.М. Бим-Бад, - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2002г.

23. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [ТЕКСТ]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992г. – 96с.

24. Глушкова, Г. Игра или упражнение [ТЕКСТ]:/ Г. Глушкова// Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.

25. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – С. 78 – 90.

26. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с

27. Приказ  Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655. «Федеральные государственные  требования к структуре основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Приложения

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 


 

 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Приложение № 2



 

 

 

    

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

 во второй младшей  группе

по формированию математических представлений

 «Веселые игрушки»

Воспитатель Груздева Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание:

1.  Учить  детей сравнивать предметы по  величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие  прилагательные.

2. Закрепить  умение различать и называть  величину предмета, цвета: красный, желтый, зеленый.

3. Способствовать  развитию разговорного общения  в ходе занятия, развивать ориентировку  в пространстве.

Материалы: 2 матрешки (большая и маленькая), 2 домика (большой и маленький), 2 елочки (большая и маленькая), 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких), сюрпризная коробочка с двумя появляющимися лентами (2 короткие и 2 длинные), 2 петушка с цветными перьями, шкатулка.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.

Воспитатель: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая - это Леля, а другая маленькая - это Ляля. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая?), а это матрешка маленькая (спросить у детей какая?).

Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку, и назвать «какая?».

Воспитатель: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лее по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.

В лесу воспитатель находит сюрпризную коробку. Рассматриваем коробочку вместе с детьми, закрепляем цвет (красный, желтый, зеленый). Дети вытягивают ленты из коробки, а воспитатель объясняет - это лента длинная, а это - короткая. Установка на закрепление: предложит нескольким детям самим определить, какую ленту вытянул ребенок (длинную - короткую), назвать.

Воспитатель: Теперь, дети, отправляемся домой.

Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей: Дети, кто кричит «КУ-КА-РЕ-КУ»? Дети отвечают, что это петушок.

Воспитатель продолжает: Жили-были два петушка, красивые да нарядные. Один раз захотелось им на забор взлететь, кукареку пропеть. Один петушок взлетел, а второй упал и все перышки растерял. Давайте ребята поможем найти петушку его перышки.

Дети ищут перышки по групповой комнате. После того как все перышки найдены, названы по цвету и приложены к хвосту петушка, воспитатель благодарит детей и от имени петушка угощает детей горошком - конфетами из шкатулки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект проведения  дидактической игры 

 «дальше-ближе»

Воспитатель Груздева Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

Программное содержание:

1.  Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные.

2. Закрепить  умение различать и называть  величину предмета.

3. Способствовать  развитию разговорного общения  в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве используя слова (далеко-близко)

Материалы: резиновые игрушки-герои сказки «Репка», деревянный домик.

Ход игры:

Дети садятся за столы, перед ними стоят  игрушки – герои сказки «Репка». Вместе с детьми вспоминаем знакомую сказку, рассматриваем героев. Называем кто кого выше. Затем детям предлагается выполнить задание. Расставить игрушки так, чтобы одна игрушка находилась ближе к домику, а другая дальше от него. Потом наоборот, меняем игрушки местами. Если возникают трудности, то воспитатель показывает действия и объясняет детям. Затем дети самостоятельно выполняют задание.

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект проведения дидактической игры

 «расставь по порядку»

Воспитатель Груздева Татьяна Александровна

2011г.

 

 

 

Цель игры:   Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные.  Закрепить умение различать и называть величину предмета.

Материалы: резиновые игрушки для инсценировки сказки «Репка»

Ход игры. Воспитатель совместно с детьми вспоминают сказку, рассматривают героев. Воспитатель предлагает детям сравнить героев по высоте. Затем воспитатель расставляет героев в той последовательности, в которой они появляются в сказке, акцентирует внимание детей на  то, что каждый новый герои меньше по высоте предыдущего. Затем воспитатель предлагает детям выполнить задание самостоятельно. В конце игры подводиться итог.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Конспект проведения дидактической игры

 «сравни предметы  по высоте»

Воспитатель Груздева Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

 

 Цель: Учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами: выше - ниже, сравнивать предметы по величине.

 Материалы: Для воспитателя: мяч.

 Для детей: мелкие детали из набора «Строитель», 3 круга разной величины: желтый - большой, синий – поменьше, красный самый маленький.

 Ход  занятия 

 Вызовите  двух детей одного роста и  поставьте их на небольшом  расстоянии друг от друга. Спросите: « Как вы думаете, кто из  них выше?» 

 Давайте  возможность высказаться детям. Как узнать, кто выше? Их надо  поставить рядом. Какие они по  высоте? Одинаковые.

- Они вот  какие (воспитатель показывает высоту  детей), а я – вот какой высоты (показывает рукой). Кто высокий, кто низкий? Кто выше, я или  дети?

- А дети  одинаковые по высоте?

Поиграем.  Затем воспитатель выбирает одну из предложенных игр и проводит ее.  «ЧТО ВЫШЕ?»

 На прогулке воспитатель говорит:


- Скамейка  низкая, что выше? (куст)

- Что выше  куста? (дерево).

- Что выше  дерева? (дом) и т.д.

 В помещении  можно спросить:

- Детский  стул низкий, что выше?

- Что выше  большого стула? (стол)

Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры