Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

вкр1.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В.Дубровиной. этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека- это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир  не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность  за свою жизнь, находится в постоянном развитии. По мнению И.В.Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует  рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

Таким образом, если личность не имеет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом  здоровье. Большинство людей с  детства настолько привыкают  к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже  тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к  врачу.

Здоровье человека закладывается  в детстве и, согласно данных наук, оно обусловливается на 50%- образом  жизни, на 20%- наследственностью, на 20%- состоянием окружающей среды и примерно на 10%- возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

В современной литературе существует свыше 100определений понятия  «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного  физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствием  болезней и физических дефектов» [31,176c].

Поскольку ни одно существующее понятие здоровья не признается эталоном, о состоянии здоровья человека судят  на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими  показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этических  и других поправок.

При соответствующих показателях, при отсутствии жалоб со стороны  индивида, ставят диагноз «здоров». В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное  здоровье», которое с большим  допуском может быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском.

В настоящее время вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно- качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной  здоровой жизни (отличное здоровье)).

Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п. К показателям здоровья населения относятся: рождаемость  и смертность, инвалидизация и  продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл  жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки  на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология»- наука о здоровье.

Понятие «здоровый образ  жизни» однозначно не определено: представители  философско- социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.)рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого- педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.Дитлс, И.О. Матынюк, Л.С. Кобелянская и др.) здоровый образ  жизни рассматривают с точки  зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки  зрения: например, медико- биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение  одной проблемы- укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни- это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных  и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [31, 176с].

Здоровый образ жизни  является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Здоровый образ жизни- это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности  человека: трудовой, общественной, семейно- бытовой, досуговой.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных  возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний  внутренней среды.

Авторы, исследующие проблему здорового образа жизни, включают в  данное понятие базовые: окружающую среду, отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков; питание и  движение человека; гигиену организма.

Психическое здоровье человека также относится к понятию  здорового образа жизни. Оно определяется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности» [31, 176с].

Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое  развитие на всех этапах онтогенеза. Одной  из внешних целей психологической  службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни:

  1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).
  2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).
  3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно- белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно- энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
  4. Рациональная двигательная активность.
  5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы  жизнедеятельности человека.

Цель этих программ- «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия- заражение венерическими  болезнями, ВИЧ и т.д.»[31,176с].

В соответствии с конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и т.д. создается  типология здорового образа жизни, т.е. для каждого. На соблюдение принципов  здорового образа жизни влияют как  субъективные, так и объективные  факторы. К субъективным факторам относится  соблюдение на практике принципов здорового  образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо  без физической культуры и массового  спорта.

Среди объективных факторов здорового образа жизни детей  выделяются следующие:

    • качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;
    • доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д. [34,5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни 

в период дошкольного детства

Сущность  и содержание представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

У детей дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические  процессы, растет самооценка, чувство  ответственности;

- «заметны положительные изменения  в физическом и функциональном  развитии; дети умеют сохранять  и демонстрировать правильную  осанку;

- дети способны самостоятельно  выполнять бытовые поручения,  владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для  достижения поставленной цели  в игре, в проявлении физической активности» [35,14].

На  физиологическое состояние детей  старшего дошкольного возраста большое  влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому  ученые выделяют следующие аспекты  здорового образа жизни старших  дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными  эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность  человека узнавать и использовать  новую информацию для оптимальных  действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность  устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели  и стремиться к ним; оптимизм.

Анализ  всех программ воспитания и развития детей дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений  дошкольников о здоровом образе жизни.

Так, в базисной программе «Истоки» это  направление называется «Физическое  развитие», а в программе «Детство»  оно формулируется: «Растим детей  здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное же внимание к формированию здорового  образа жизни дошкольников уделяется  в программе «Радуга».

Такое внимание ДОУ к физическому развитию дошкольника обусловлено особенностями  организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса  тела, развивается двигательная активность и т.д.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие  здоровье детей, система физического  воспитания. Для этого ежедневно  в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой  – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные  занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно  влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [34,6].

Большое значение на формирование представлений  дошкольников о здоровом образе жизни  оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные  интервалы между занятиями. Подвижные  игры обязательно включаются и в  музыкальные занятия. Игры старших  дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство  радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» [35,15].

Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно  связан с воспитанием у них  любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо  ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному  выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации  тела и повышение самостоятельной  двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие  движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время  прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные  участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для  прогулки планирует ряд подвижных  игр, эстафету, сбор природного материала  для дальнейшей работы с ним в  группе, соревнования и т.д.

Формирование  представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с  охраной их жизни и здоровья. Правила  по охране жизни и здоровья ребенка  изложены в специальных инструкциях  и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно  осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для  его укрепления.

Авторы  комплексных программ воспитания детей  уделяют заметное внимание формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте  и аккуратности, культуре поведения  и самостоятельной двигательной активности и т.д.

Так, в программе «Детство» в разделе  «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте  стоит воспитание основ гигиенической  культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем  дошкольном возрасте «дети осваивают  начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых  приемах оказания помощи при получении  травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.» [35,15].

Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста