Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности


1.1. Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых ---------------------------------------------------------- 5

1.2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога ---------------------------------------------- 10

Глава II. Пути формирования профессиональной компетентности
2.1 Повышение профессионального мастерства ------------------------------ 29
2.2 Профессиональная пригодность и профессиональная готовность --- 31
Глава III. Реализация основ профессиональной компетентности в практической деятельности


3.1 Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики» ------------ 34

3.2 Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» ----------------------------------------------------- 43

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 54
Список литературы ------------------------------------------------------------- 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Без грамотного и достаточно серьезного, научно-обоснованного решения  этих вопросов можно столкнуться  с тем обстоятельством, что вместо создания национального образования  в России мы через несколько лет  получим националистическое воспитание.

Давайте посмотрим, чем можно  обогатить наши знания по народной педагогике.

А сейчас, поговорим? О чем?

Об этом и о том.

О том, что знаешь ты,

А что-то мне известно, поговорим?

Поговорим, вдруг будет  интересно!

У нас в городе есть традиция проводить ярмарки – «Ярмарки мира и солидарности». В училище  есть ансамбль народной песни под  руководством Н.В. Шестаковой, есть традиции: «Белая акация» - возрождение традиций. Последнее воскресенье ноября объявлено  в России Днем матери. Однако в Пермской области этот день отмечался намного  раньше. Значит это уже традиция.

Также к народной педагогике относим и пословицы и поговорки, которые составляют богатое наследие народа. Их можно классифицировать по направлениям, в которых отражены требования к различным качествам  личности. А знаете ли вы эти пословицы?  (К поведению в быту, к скромности и справедливости, к языку, культуре общения).

Итак, мы убедились, что народную педагогику знать надо, и наверное, пришло то время, когда надо собирать золотые россыпи (рассеянные драгоценности). Об этом и говорят документы Министерства образования. Статья 2 Закона РФ «Об  образовании» - принципы построения системы  образования (Государственный стандарт  - зачитать).

Народная пословица гласит «Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства».

- Выставка

- Краткий обзор литературы.

Рефлексия: «Я поняла что  …», «Я узнала …».

Вернемся к целям урока. Вспомним ли мы цели? Как вы думаете, в какой форме проводился урок? (Посиделки). Почему? Что это?

Посиделки – одна из форм активного деревенского отдыха, в  основе которого лежат трудовые, нравственно-бытовые  и фольклорные традиции.

Посиделки – не просто время  провождения. Они имели в себе ростки культуры, являясь хранителями  лучших традиций народного творчества, и в то же время ревностно оберегали  интимную обстановку. Здесь молодые  люди могли поведать сокровенные  тайны, показать свое искусство в  рукоделии, песне, пляске.

В ходе посиделок учащиеся знакомятся с одной из форм общения, воспитывается уважение к национальному  наследию, стремлению сохранить и  обогатить его как бесценную  сокровищницу прекрасного.

ОПРОС:

1.Испытываете ли вы  потребность в возрождении народных  ремесел, народного творчества. Да, нет.

2.Хотели ли вы участвовать  в самодеятельности (народный, хоровой,  танцевальный коллективы)?

3.Связываете ли вы возрождение  русского народа с возрождением  русских праздников, обрядов, обычаев,  традиций?

Ответы:

1.Да – 67 %, Нет – 33 %

2.Да – 42 %, Нет – 52 %

3.Да – 79 %, Нет – 21 %

Аншлаг-подставка: «Из бабушкина  сундучка», «Художественны промыслы», «Делаем своими руками».

Пословицы:

- Для дорого гостя и  двери настежь!

- Дело мастера боится.

- Не то дорого, что красного  золота, а дорого, что доброго  мастерства

 

3.2 Конспект урока  коррекционной педагогики.

 

По теме: «Проблемы  обучения детей со специальными образовательными нуждами».

 

Преподаватель: Баева Г.И.

 

Тема: Проблемы обучения детей  со специальными образовательными нуждами.

План

  1. История социальных образований.
  2. Образование детей с особыми образовательными нуждами в контексте региональной образовательной политики
  3. Подходы к обучению детей со специальными образовательными нуждами и формы работы
    1. Решение поведенческих проблем в классе
    2. Работа с семьей
    3. Руководство коррекционной игровой деятельностью.
  4. Защита прав детей с особыми образовательными нуждами
  5. Рефлексия.

Цель: формирование познавательного  интереса к изучаемой проблеме. Развивает  «внутренних» оснований (знания, умения), которые будут способствовать управлению будущей деятельностью.

Формирование гуманистического отношения к детям с особыми  образовательными нуждами. Приобретение психолого-педагогических знаний и  умений в области обучения и воспитания детей.

Материал к уроку: фрагменты  видеофильмов, «Дети в клетке», «Формы работы с семьей в коррекционной  школе», «Наркомания вокруг нас», «Операция  «Подросток», аншлаги, выставка книг, игровой  инвентарь.

Эпиграф к уроку: «Человек – чудо природы. Жизнь – еще  большее чудо. Научись не требовать  невозможного, не сокрушаться о непоправимом»  фрагмент видеофильма «Дети в  клетке».

  1. Отрывок из сказки Х.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Дефектология, специальное  обучение, задержка в развитии, нетрудоспособность, умственная отсталость, физический недостаток, слабоумие, идиотия, дезадаптация –  различные слова, которые мы употребляем, независимо от того, на каком языке  говорим, отражают социальные, медицинские, психологические и образовательные  аспекты проблемы специального образования. Это не просто набор терминов, имеющих  множество толкований, в них отражается различное восприятие и отношение  к самой проблеме специальных  образовательных нужд.

История образования людей, имеющих особые нужды, является историей изменения ценностных ориентаций общества, общественного отношения к ним, а также историей борьбы противоречий идей и учений.

А сейчас посмотрим взгляд на проблему специального образования  с исторической точки зрения.

  1. Разговор на данную тему всегда начинается с уточнения понятий:
  2. Дети с особыми нуждами – это, по нашему мнению достаточно обширная категория, включающая в себя различные группы:
  • дети с выраженными формами умственной отсталости или физических недостатков и требующие организации специального образования;
  • дети с отклонениями от усредненного уровня (соматически ослабленные, с нарушенными способностями к обучению, одаренные).
  • Дети с девиантным поведением; те, кто оказался в сложной ситуации (без попечения родителей, сироты, из семей беженцев, безработных). Говоря об образовании данной категории детей мы подразумеваем что это «целенаправленный процесс воспитания и обучения», т.е. трактуем понятие образования так, как это сделано в Законе РФ «Об образовании» и в законе Пермской области «Об образовании в Пермской области».

Под региональной образовательной  политикой мы понимаем идеологию  и способы социального управления, наиболее полно учитывающие особенности  и традиции региона.

На основе каких принципов  осуществляется обеспечение образования?

Среди принципов нашей  политики отметим такие:

  • общедоступность для граждан Пермской области качественного образования в соответствии с их способностями и склонностями в образовательных учреждениях всех типов на основе преемственности;
  • адаптивность системы образования к состоянию здоровья, уровням и способностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • направленность на развитие индивидуальности человека.

На основе этих принципов  осуществляется комплексный подход к обеспечению качественного  образования всех категорий обучающихся.

Как обстоят дела с образованием детей с особыми нуждами расскажут  «специалисты». Среди детей с  особыми нуждами особую тревогу  вызывают дети, имеющие некоторые  отклонения от усредненной нормы. Проблема организации обучения и воспитания таких детей всегда решалась школой, но на разных этапах её функционирования – по-разному. В условиях единообразия учебных планов, программ, учебников  всем учащимся предъявлялись единые требования, работа с неуспевающими  тщательно планировались педагогами и контролировалась администрацией. С начала 90-х годов появилась  возможность выбора образовательной  программы школой на основе вариативного учебно-методического обеспечения. Получила распространение уровневая  дифференциация.

Растет число классов  компенсирующего обучения в области: 576 – в 2000 году, 909 – в 2004 году. Наряду с этими классами (деятельность которых  регламентирована федеральным положением) открываются различные псевдокоррекционные  классы без четких целей и при  отсутствии соответствующей нормативной  основы. Нарушается сбалансированность именно общеобразовательной подготовки школьников: концентрируется внимание на повышенном уровне обучения продвинутых  детей и снижается планка требований для значительного количества учащихся.

Слабоуспевающие ученики  стали изолироваться путем перевода их дневной школы в вечернюю. Вечерняя школа в последние годы решает те же задачи, что и дневная, но  комплектуется в основном детьми с особыми с особыми образовательными нуждами. Эти у учреждения динамично  развиваются, предлагая широкий  спектр образовательных услуг, ориентированных  на обеспечение личности. Увеличение количества детей с отклонениями в развитии в общеобразовательной  школе ( с задержкой психического развития: 1577 чел. – в 1997/98 учебном  году;  инвалидов: 1383 – в 1997/98 учебном  году, 1780 – в 1998/99 учебном году, 1780 – в 1998/99 учебном году ) обостряет  проблему профессионального обеспечения  дифференцированного обеспечения  в связи с целым рядом ограничений  – кадровых, дидактических, финансовых и прочих. Таким образом, проблема включенного образования возникает  уже внутри самого общеобразовательного учреждения.

А вот данные по Кунгуру:

  • Около 750 неблагополучных семей, состоящих на учете, из них более 50 % имеют обоих родителей.
  • 250 человек – под опекой.

Операция «Подросток»  выявляет неблагополучные семьи. На комиссии по делам несовершеннолетних обсуждается более 300 детей. Каковы принципы неблагополучия? Из фрагмента  видеофильма «Операция «Подросток»  определите причины неблагополучия детей».

  1. Проблемы социального сиротства (жестокость, насилие, безответственность со стороны родителей). Социально-экономические (низкий уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия или полное их отсутствие).
  2. Медико-социальные (инвалиды, хронические заболевания детей, родителей, других членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами).
  3. Социально-гемографические (неполные, многодетные семьи, семьи с повторным браком и т.д.).
  4. Социально-психологические факторы (низкий образовательный, культурный уровень родителей; конфликты в семье, деформированные ценностные ориентиры, алкоголики и наркоманы).
  5. Криминальные члены семьи – в семье жестокость, садизм.

Закон Пермской области «Об  образовании в Пермской области» предусматривает: глава 2, ст. 9.стр.5 (п.1)

3. Фундамент свойств и  качеств личности закладывает  начальное общее образование.  Как социальный институт, взаимодействующий  с другими организациями и  другими людьми, школа не может  оставаться в стороне от реформ, происходящих в обществе в  последнее десятилетие.

Сегодняшние социальные условия  актуализировали проблемы добра  и милосердия. Спрос  на гуманизм, сочувствие, помощь, поддержку сейчас огромен как никогда.

По данным педагогической статистики России от 30 до 40 % детей  испытывают трудности в обучении уже в начальных классах; 44 % детей  имеют проблемы в развитии; 6% детей  нуждаются в особых образовательных  услугах.

Сегодня  уже на этапе  поступления в школу 92 % детей  характеризуются низким уровнем  школьной зрелости, испытывают трудности  в обучении, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

Перед нами сегодня встает проблема: как обучать, развивать  и социализировать детей с  ослабленным здоровьем, функциональной недостаточностью. Своим опытом работы делятся учителя одной из школ.

Для учителей, работающих с  такими детьми, крайне необходим личностный, демократический стиль общения. Умение встать на позицию другого  человека, увидеть обстоятельства его  глазами, создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают  – является важными показателями педагогической техники учителя. Педагог  умеет увидеть и оценить уникальность ребенка, помня одно мудрое изречение: «Человек – чудо природы. Жизнь –  ещё большее чудо. Научись не требовать  невозможного, не сокрушаться о непоправимом».

Информация о работе Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов