Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7
1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»
1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32
2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39
2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников
В исследованиях А.В. Петровского показано, что детско-родительские отношения оказывают влияние на формирование неадекватно низкой самооценки при безоглядной авторитарности родителей, игнорировании интересов и мнений ребенка, подавлении, принуждении, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональном или физическом насилии над ним, издевательстве, систематическом лишении его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это, по мнению исследователя, гарантия серьезных неудач формирования его личности, а, следовательно, снижение его самооценки [62].
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько полагают, что оценочное суждение дошкольника «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и педагога. Исследования Э.И. Суверовой обнаруживают четкую зависимость осознания качеств и особенностей сверстника от воспитательной работы в группе. Общая тенденция, наблюдаемая при этом, заключается в том, что дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе [84].
Эффективность влияния взрослых на формирование самооценки дошкольника определяется в значительной степени уровнем их педагогического мастерства. Исследования психологов (Б.Г. Ананьев, П.Р. Чамата, Н.Е. Анкудинова, В.А. Горбачева, А.И. Сильвестру и др.) показывают, что относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием педагогом как жизни группы, межличностных отношений в ней, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка [11; 45].
Важную роль при этом играет владение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих (Б.Г. Ананьев) функций педагогической оценки. Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе дошкольников достигаются, когда воспитатели идут путем развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки их. Это способствует укреплению уверенности детей в своих силах, самоуважению. В этом убеждают как передовой педагогический опыт, так и специально проведенные исследования [11].
На взгляд Л.И. Уманец, условиями формирования самооценки являются формы оптимизации оценочных отношений детей в игре, в результате осуществления которых: а) обогащается положительный опыт сравнения ребенком под руководством воспитателя своих игровых достижений в различных играх с результатами сверстников; б) развивается умение применять нравственные критерии при оценке и самооценке успешности в выполнении игровых действий и игрового общения; в) актуализируется потребность ребенка в положительной оценке себя сверстниками - партнерами по игре [87].
Экспериментальные данные Л.И. Уманец свидетельствуют о том, самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав. Чтобы это нравственное поведение было свойственно старшим дошкольникам необходимо: во-первых, вооружить их системой критериев, по которым оценивается тот или иной участник игры; во-вторых научить оперировать этими критериями, т.е. самостоятельно применять их по отношению к себе и другим. Для решения этих задач воспитатель должен умело использовать психологический механизм воздействия игровой группы на личность отдельного ребенка [87].
Как полагает В. Абраменкова, развитие в процессе дошкольного воспитания правил коллективного поведений детей и привычек этого поведения вырабатывает у них сознание необходимости действовать сообразно этим правилам, оценку собственного поведения с точки зрения поведения должного, основанного на мнении коллектива. В образовании целенаправленности и планомерности волевых действий дошкольника определяющую роль играет именно это сознание правил поведения, как регулирующих удовлетворение своих желаний, так и стимулирующих процесс преодоления своего нежелания [1].
Согласно исследованиям Т.П. Авдуловой, в процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношения в коллективной жизни группы формируется и объективная основа оценочных отношений ребенка к самому себе. Относительная адекватность оценочных суждений ребенка о товарищах и самом себе определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием воспитательницы как внутренней коллективной жизни группы, так и индивидуальных особенности и возможностей каждого ребенка. Эта адекватность самооценки определяется и характером игровой деятельности ребенка, осознанием- объективных компонентов этой деятельности, особенно ее результатов. Оценочное суждение ребенка о самом себе непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы [7].
Результаты исследования О.А. Белобрыкиной позволяют сделать вывод о том, что социально значимое окружение ребенка не в полной мере обеспечивает удовлетворение потребностей, имеющих значение в становлении адекватной самооценки в дошкольный период детства. Так, в частности, оценочная система, существующая в ближайшем окружении ребенка, не отвечает психологопедагогическим требованиям: вопервых, не учитывает индивидуальных и возрастных различий потребности ребенка в получении внешней оценки; вовторых, не соответствует смыслу и значимости педагогической оценки, призванной обеспечивать адекватное развитие разнообразных сфер личности ребенка [15].
Специфика развития самосознания в дошкольном возрасте характеризуется наличием следующей тенденции. Здесь позиция близости реального и идеального Я является наиболее благоприятной (Л.И. Божович, Р. Бернс, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцова, Т.А. Репина), ибо служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности - потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, которая, собственно, и составляет базис целеполагания. Таким образом, наличие у ребенка "позиции близости двух Я " свидетельствует о его самотождественности, т.е. о его уверенности в себе, уверенности в том, что он хороший, любимый. Самотождественность, по Э. Эриксону, и есть тот потенциал, благодаря которому осуществляется возможность реализации потребности в саморазвитии [47; 77; 94].
Как отмечают О.А. Белобрыкина, В. Мамаева, Е.В. Прима, Н.И. Сарджвеладзе, в генезисе отношения к себе особую роль играет возникновение и развитие позиции децентрации, рассматриваемой как способность "посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения, абстрагируясь от несущественного". Способность к децентрации является предпосылкой развития рефлексии в дошкольном детстве. Одним из основных условий, необходимых для становления у ребенка элементарных форм рефлексии, признается общение. В социально-психологическом контексте рефлексия понимается как осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению [15; 51; 66; 74].
Известно, что у дошкольника потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Ребенок, по мнению Л.И. Божович, стремится стать именно таким, каким его видит взрослый. Следовательно, одним из аспектов понимания тенденции развития и возможного прогнозирования динамических изменений в самосознании, в том числе в развитии общей и частной самооценки ребенка, может служить изучение отношения к нему со стороны социальной среды, которая во многом определяет направление этого развития через переживание среды самим ребенком. Исследования О.А. Белобрыкиной свидетельствуют, что направленность самооценки ребенка опосредствована ее соотношением с реально существующим положением ребенка, сложившимся в его социальном окружении [15].
Таким образом, согласно исследованиям С.Г. Якобсон, Г.И. Моревой, к концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки гармонизируется, создаются благоприятные условия для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. По мнению Карабановой О.А., детско-родительские отношения влияют на формирование адекватной самооценки ребенка, если взрослый применяет по отношению к ребёнку демократический стиль воспитания. Как отмечают Т.П. Авдулова, О.А. Белобрыкина, В. Мамаева, Е.В. Прима, Н.И. Сарджвеладзе, Л.И. Божович, направленность самооценки ребенка опосредствована ее соотношением с реально существующим положением ребенка (оценкой), сложившимся в его социальном окружении.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
2.1. Методы
изучения самооценки у детей до
Цель констатирующего эксперимента - определить уровень самооценки детей дошкольного возраста.
На этапе констатирующего эксперимента нами были обследованы 16 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Нами были подобраны и использованы диагностические методики [53]:
методика «Лесенка» С.Л. Дембо-Рубинштейн;
методика «Рисунок человека» (Карен Маховер).
Кратко охарактеризуем используемые методики.
Методика «Лесенка» С. Л. Дембо-Рубинштейн использовалась для изучения уровня самооценки детей 6-7 лет [27]. Стимульный материал теста «Лесенка»: рисунок лестницы, состоящий из десяти ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
При анализе результатов обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. На основе подсчета среднего балла по всем категориям (1.здоровье; 2. сила; 3.счастье; 4. ум; 5.доброта; 6.смелость; 7.ложь; 8.полушание; 9.красота) определялись уровни самооценки: заниженная (1-3 балла), адекватная (4-6 баллов), завышенная самооценка (7-10 баллов).
2. Методика «Рисунок человека» (Карен Маховер). Данная методика является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагается на листе бумаги формата А4, нарисовать человека простым карандашом, средней мягкости. При рисовании с детьми дошкольного возраста лучше уточнить задание: объяснить малышу, что нарисовать надо именно человека, а не сказочного или мультяшного героя. Когда малыш закончит, необходимо спросить у него, что это за человек добрый или злой, где он живет, чем занимается. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста. Оценивается рисунок по следующим пунктам:
- Обратить внимание с чего ребенок начал рисовать фигурку? Если с головы, у ребенка, скорее всего, нормальное мироощущение, а вот если с ног, то, скорее всего, в нем затаилась тревога.
- Если у человечка маленькая головка, значит, автор рисунка находится в состоянии неудовлетворенности, у него занижена самооценка. Ведь голова расценивается как сфера интеллекта, а также волевого управления различными побуждениями. Уже маленький ребенок считает голову очень важной частью человека, он чувствует, что взрослые люди смышленость, находчивость как-то связывают с головой. Нечеткое изображение головы — это тоже показатель неуверенности в своих силах, робости.
- Обратить внимание на расположение рисунка. Рисунок может быть размещен в разных частях листа. Если высоко от центра, то у ребенка высокая самооценка, и вместе с тем он недоволен своим положением, ему не хватает признания со стороны близких людей. Если же рисунок расположен в нижней части листа, то у ребенка заниженная самооценка. Смещение фигурки влево указывает на пассивность, страх перед будущим, вправо — на активность, оптимизм. Если рисунок расположен по центру, то самооценка ребенка адекватна действительности.
- Детали рисунка: квадратное или угловатое туловище свидетельствует о стремлении к мужественности, укреплению воли, слишком маленькое говорит об униженности, подавленности. Чрезмерно широкие плечи человечка на рисунке указывают на ощущение силы автора, угловатые плечи — на осторожность, повышенную тревожность. Покатые плечи чаще всего отражают пониженный жизненный тонус, иногда чувство вины рисующего.
- Руки дети начинают рисовать очень рано, сначала в виде палочек или “сосисок”. Позднее на рисунках появляется кисть руки, иногда в виде “варежки”, иногда с пальцами. Если пальцев больше чем пять, то ребенок чувствует себя сильным, уверенным, если меньше — то более слабым, чем окружающие. Слишком длинные руки, означают амбициозные стремления, очень короткие руки — неуверенность в себе, ограниченность стремлений. Руки характеризуют сферу общения, поэтому, спрятанные за спину или в карманах, они свидетельствуют о трудностях в этой сфере. Если руки как бы висят по бокам — это означает страх перед кем-то или чем-то и пассивность. Широкий размах рук — решительное побуждение к действию, а когда пальцы при этом сжаты в кулак — протест.
- Следует обратить внимание на соответствие ног всей нарисованной фигурке. Тонкие ноги при нормальной фигуре означают неумение ребенка сопротивляться трудностям, неуверенность. Чем больше на рисунке площадь опоры у ног — тем сильнее у ребенка ощущение защищенности в жизни. Если ноги у человечка непропорционально длинные, то, по всей вероятности, у автора рисунка ярко выраженное стремление к независимости и самостоятельности.
Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста