Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:43, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Состояние проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Особенности формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок…………………………..9
1.3. Педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………....................12
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..17
2.1. Изучение уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
2.2. Реализация педагогических условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………......27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..……………………………………………………36
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное Государственное
Бюджетное
Образовательное Учреждение
высшего профессионального
образования
«Челябинский Государственный
Педагогический Университет»
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДЕТСТВА.
Курсовая работа
На тему: Формирование словаря детей
старшего дошкольного возраста на материале
народных и авторских сказок
Челябинск 2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Состояние проблемы развития
словаря детей старшего дошкольного возраста
в психолого-педагогической литературе……………………………………………………
1.1. Анализ психолого-
1.2. Особенности формирование
1.3. Педагогические условия
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой
работы по развитию словаря детей старшего
дошкольного возраста посредством народных
и авторских сказок………………………………………………………………
2.1. Изучение уровня развития
словаря детей старшего
2.2. Реализация педагогических
2.3. Анализ результатов опытно-
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………
Библиографический список..……………………………………………………36
Приложения……………………………………………………
Введение
Одной из главных задач разностороннего развития дошкольников является обучение родному языку и развития речи. В старшем дошкольном возрасте дети должны полностью овладеть всеми системами языка, коммуникативными умениями и навыками, а также обладать определенным уровнем развития речевого мышления (Е.Ф.Соботович, 1997).
Одна из наиболее важных задач при этом – развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Речевое развитие детей тесно связано с особенностями словарного запаса, потому что слово является центральной единицей языка и составляет ее семантическую основу.
Недостаточное овладение лексическими средствами языка, наблюдается в настоящее время достаточно часто. Исследование речи у детей старшего дошкольного возраста часто обнаруживают у них ограниченность словесных средств общения различной степени выраженности, а также недостаточность усвоения содержательной структуры слова (лексической семантики), что приводит к неправильному использованию слов в собственном устной и письменной речи, а также к его недопонимания.
Проблемой развития речи занимались Лисина М.И., Запорожец А.В., А. М.Бородич, Э. Г. Пилюгина, А. М. Прихожан и другие.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Эффективным средством развития словаря у детей является использование авторских и народных сказок.
Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством развития словаря в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для логопедов и работников ДОУ.
Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.
Задачи работы:
Методы:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, психологов, логопедов.
В настоящее время установлены общие тенденции обогащения лексического запаса у старших дошкольников, выявлены проблемы речевого развития, определены возможные пути формирования языковой компетенции дошкольников, проведен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной речи у старших дошкольников [32].
Методические основы развития лексической стороны речи детей заложены еще в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
По общему признанию слово – это одна из основных значимых единиц любой языковой системы.
С помощью слова человек оформляет свои представления и понятия о действительности, окружающим. Слово - условная их название, знак, первичная смысловая единица языка, "представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении Объективной реальности, обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и одинаково понимаемая коллективом людей, объединенных исторической общностью " (М.И.Фомина, 1973) [28; 28].
Под значением слова понимают его содержательную сторону, к которой относится не только та информация, которая непосредственно выражается звучанием, но и все существенные признаки, сопутствующие связи и отношения, которыми потенциально обладают объекты, обозначаемые словом (А.А.Леонтьев , 1970).
Авторы выделяют сложное семантическое строение слова, где выделяется лексическое и психологическое значение (Л.С.Выготский, 1934; О.Р.Лурия , 1969; А.Н. Леонтьев, 1965). Лексическое значение слова - это содержание слова, отражающий и закрепляет в нем представление о предмете, качество, явление, процесс и т.п.
Лексическое значение слова формируется в процессе активной речевой деятельности ребенка, играет огромную роль в ее познавательной деятельности и непосредственно связано с такими видами мыслительных процессов, как обобщение, сравнение, классификация. Лексическое значение слова состоит из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и деривационного значения, выражается словообразующим аффиксами. В основе лексического значения лежит обобщение, лексическое значение слова носит обобщенный и обобщающий характер, у языке нет названий для каждого конкретного предмета, явления, признаки, а есть названия для их классов и групп. Таким образом, лексическое значение слова - это обобщенное отражение однородных предметов, действий, явлений и качеств.
Как отмечает в своих исследованиях Р.А. Лурия [15; 48], человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив.
Слова в языке не могут существовать изолированной, напротив, они образуют лексическую систему.
Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы).
Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Частью работы по развитию речи в ДОУ является словарная работа [32; 157].
Как отмечает ученый-методист А.В. Текучев, словарная работа – это не эпизод в работе педагога, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа [28; 217].
Специфика освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта.
Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.
По словам А.М. Бородич, развитие словарного запаса детей происходит в двух направлениях: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов [3; 38].
В дошкольном возрасте всеми исследователями отмечается быстрый количественный рост словаря детей. Он зависит от многих факторов, таких как условия жизни и воспитания ребенка, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Поэтому индивидуальные количественные параметры словарного запаса каждого ребенка могут значительно отличаться. Как писал Д.Б. Эльконин, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
Н.Х. Швачкин [30; 67] подчеркивает, что развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.
Наиболее быстро растет количество существительных и глаголов. Количество прилагательных увеличивается медленнее.
Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
На первом месте стоит употребление обиходных слов, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. А вот абстрактные слова и понятия, слова, обозначающие более отдаленные от детей явления, усваиваются значительно медленнее. Тем не менее, как показали исследования М.М. Кольцовой [12; 105], к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.