Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:43, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности использования народных и авторских сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря дошкольника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок.
Гипотеза:
Эффективность работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством сказок обеспечивается реализацией педагогических условиях.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Состояние проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Особенности формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок…………………………..9
1.3. Педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………....................12
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
Глава 2 Проведение опытно-поисковой работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..17
2.1. Изучение уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
2.2. Реализация педагогических условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок……………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………......27
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..……………………………………………………36
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.
Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного и пассивного словарного запаса.
В протоколах фиксировались ответы дошкольников.
После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития словарного запаса каждого испытуемого.
Также составлялись сводные таблицы для дальнейшей статистической обработки и выявления процентных соотношений в группе.
Приложение 2
Таблица 1 Результаты диагностического исследования в констатирующем эксперименте
Методика «Назови слова» |
Методика «Расскажи по картинке» |
Методика «Выяснение пассивного словарного запаса | ||||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень | |
Экспериментальная подгруппа | ||||||
|
4 |
Средний |
3 |
Низкий |
5 |
Средний |
|
5 |
Средний |
5 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
5 |
Средний |
|
4 |
Средний |
4 |
Средний |
7 |
Высокий |
|
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
6 |
Средний |
|
5 |
Средний |
5 |
Средний |
5 |
Средний |
|
1 |
Оч.низкий |
1 |
Оч.низкий |
3 |
Низкий |
|
4 |
Средний |
4 |
Средний |
5 |
Средний |
|
1 |
Оч.низкий |
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
|
1 |
Оч.низкий |
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
Контрольная подгруппа | ||||||
|
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
|
5 |
Средний |
5 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
4 |
Средний |
4 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
5 |
Средний |
|
4 |
Средний |
4 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
2 |
Низкий |
2 |
Низкий |
7 |
Средний |
|
1 |
Оч.низкий |
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
|
5 |
Средний |
4 |
Средний |
5 |
Средний |
|
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
6 |
Средний |
|
1 |
Оч.низкий |
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
Таблица 2 Результаты диагностического исследования в контрольном эксперименте
Методика «Назови слова» |
Методика «Расскажи по картинке» |
Методика «Выяснение пассивного словарного запаса» | ||||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень | |
Экспериментальная подгруппа | ||||||
|
6 |
Средний |
4 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
8 |
Высокий |
5 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
2 |
Средний |
5 |
Средний |
5 |
Средний |
|
5 |
Средний |
7 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
3 |
Средний |
4 |
Средний |
7 |
Высокий |
|
8 |
Высокий |
6 |
Средний |
6 |
Средний |
|
2 |
Низкий |
2 |
Низкий |
4 |
Средний |
|
4 |
Средний |
6 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
4 |
Средний |
|
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
Контрольная подгруппа | ||||||
|
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
3 |
Низкий |
|
5 |
Средний |
5 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
5 |
Средний |
5 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
3 |
Низкий |
2 |
Низкий |
6 |
Средний й |
|
5 |
Средний |
4 |
Средний |
8 |
Высокий |
|
4 |
Средний |
2 |
Низкий |
7 |
Средний |
|
1 |
Оч.низкий |
1 |
Оч.низкий |
3 |
Низкий |
|
5 |
Средний |
4 |
Средний |
5 |
Средний |
|
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
6 |
Средний |
|
2 |
Низкий |
2 |
Низкий |
3 |
Низкий |
Приложение 3
Конспекты занятий по народным сказкам
Развитие словаря на материале русской народной сказки
«Репка»
Задачи:
учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в сказке с помощью модели;
учить вы делят ь и называть характерные признаки персонажей;
развивать интонационную выразительность речи;
обогащать речь ребенка запомнившимися словами и выражениями;
воспитывать любовь к устному нар одному фольклору.
Материал: Фланелеграф, лист бумаги с нарисованными кружочками, карандаш, игрушечная мышка.
Словарная работа: крошечная, маленькая, большая, желтая, круглая, старый, усатый, серая, полосатая, мягкая, усатая, тоненький хвостик, ушки.
Ход занятий
- Ребята, посмотрите, какая крошечная гостья к нам пришла. Она принесла нам сказку, но сначала нужно отгадать ее загадку:
"Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядки колобок. Врос в землю крепко. Что же это?"
Молодцы, отгадали. Мышка хвастается, что вытащила большую репку. Какая наша мышка? Как назвать ее по - другому?
Маленькая мышка принесла нам сказку. Садитесь удобнее и слушайте.
По ходу рассказывания, сказку показываю на фланеллеграфе.
Ребята, скажите, мышка сама вытащила рыбку? Кто ей помогал? Они трудились все вместе. Любое дело нужно делать вместе, дружно. Кто лениться, тот не ценится. Мышка маленькая, слабенькая, да удаленькая.
Физ.минутка:
"Вот идет черный кот (шаг с высоким подниманием колен) Притаился - мышку ждет (присесть, руки на колени) Мышка норку обойдет (встать, повернутся) И к коту не попа дет (руки в стороны)"
- У вас на столе листочки. На ней нарисованы кружочки. Кружочки превратим в героев сказки. Первый кружочек превратим в репку. Репка какая? (Большая, желтая, круглая).
У репки сверху листочки, нарисуйте их. (Жестами показываем форму, размер).
- Пришел дед репку тащить. Дед какой? (Старый, усатый) (Жестами показываем усы)
- Пришла бабка. Бабка какая? (Старенькая, на голове платочек)
- Внучка маленькая. Что у нее на голове?
- Со бачка Жучка какая? Нарисуем хвостик бубликом
- Кошка мурка какая? Что у нее на голове? Какая кошка? (Серая, полосатая, мягкая, усатая)
- А мышка какая? (Маленькая, крошечная) Что у нее есть? (Тоненький хвост)
- Мы нарисовали героев сказки, листочки заберете домой. Попробуйте рассказать сказку родным.
- А еще хочу сказать вам, что репу можно есть пареную, вареную, готовить из него пюре, как из картофеля. Сегодня мы на обед попробуем пюре из репы.
Занятие по развитию речи «Путешествие колобка»
Программное содержание:
Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".