Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Содержание

1. Сообщить детям, что сегодня будет разговор о птицах (включается грамзапись с голосами птиц).

Вопросы:

1. Каких птиц вы узнали  по-голосу?

2. Можно ли их услышать  сейчас в природе?

3. Почему нельзя?

4. Почему они улетели?

5. Какой корм едят  эти птицы? 

6. Где сейчас эти насекомые`?

Подвести итог: птицы  улетели в дальние края, так  как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом (перелетные), показать на картинках.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом`? (Зимующие. Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц.)

Посмотрите, кого вы здесь  видите? Как вы догадались, что это за птицы? (Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь - сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький.)

Воспитатель с детьми рассматривают  календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его

мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках - это доброе дела людей, любящих природу

Воспитатель: Отгадайте, про поет «синь-синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает)? А теперь посмотрим, что делают снегири? (Склевывают рябину.) Покажите, как они это делают. А что делает воробей? (Клюет, прыгает, летает). А сорока? (Прыгает, скачет по снегу.)

Покажите, как она делает это. Синица? (Поет). Покажем. (Низким и высоким голосом.) Голуби? (Воркуют: гру-гру-гру.) Покажем. Ворона? (Важно ходит, громко каркает.) Покажем.

2. А теперь поиграем в игру  «Отгадай, какая птица». (Дети повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.)

Воспитатель: Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь.)

Воспитатель демонстрирует падение  двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист - медленно планируя? Делается вывод: гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает им птичьи перья для рассматривания (маховые и пyxoвыe).

Вопросы:

1. Чем перышки отличаются друг  от друга?

2. Какое из них согревает птичку  и называется пуховым? 

3. Где на теле у птицы растут  пуховые перья?

4. Какое перо помогает птице  летать и называется маховым?

5. Легкое оно или тяжелое?

6. Почему оно легкое?

7. Где у птицы на теле есть  маховые перья?

        Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

Что еще делает птицу легкой? Как  она ест - много или мало? Часто  или редко? Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.

Птицы летают, потому что у ник:

1) широкие крылья и хвост;

2) легкие перья с полым стержнем;

3) жесткие маховые перья;

4) птицы легкие, т. к. едят понемногу  и часто.

В последующие дни во время прогулок продолжается разговор о полетах по воздуху. Дети делают бумажных голубей, запускают их. Одному, по предложению воспитателя, склеивают крылья и наблюдают его

падение. Воспитатель рассказывает, что человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Дети перечисляют их, рассматривая изображения на картинках (воздушный шар, самолет; вертолет, парашют и дельтаплан).

Физкультминутка

Руки подняли и помахали – 

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – 

Ветер сбивает росу

       Плавно руками помашем –

       Это к нам  птицы летят.

      Как они сядут,  покажем –

 Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения  по тексту)

3. Зима - очень трудное время  для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.

Для корма пригодны семена различных  растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки; преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно - утащат вороны. Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать

кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского

сада и кладут туда корм.

      Воспитатель  читает стихотворение:

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку.

И пойдет веселый стук – 

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

 Занятие  на тему: «Двугорбый верблюд пустыни».

 Программное содержание: Углубить представления детей о многообразии живых существ, Развивать познавательную активность детей, творческое воображение.

1.Напиши письмо верблюду

Цель: Расширить представления детей о животном мире. Показать его разнообразие. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

2. Опыт определение возможности проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды

Цель: показать,  почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.

 Развивающая среда: картинки с изображением верблюда, пособие Н. Рыжовой «Напиши письмо мартышке», зеркальце.

Содержание

1. Воспитатель предлагает детям  рассмотреть картину «Верблюд».  Читает стихотворение С. Баруздина  «Верблюд»

  Интересно прокатиться

 На коне и на слоне! 

Но удобнее сидится

У верблюда на спине!

С виду горд и непреклонен,

Он на деле не таков!

По натуре он тихоня

И добряк из добряков!

У кого возможность будет 

Съездить в дальние края,

Прокатитесь на верблюде, -

Право, здорово, друзья!

Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже около 5 тысяч лет. Он хорошо приспособлен для жизни в  пустыне. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходится колючим кустарником и травами.

Самое замечательное у верблюда - его горбы. Вёрблюды бывают двугорбые и одногорбые. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут болтаться.

Как вы думаете, что используют люди в пищу? (Верблюжье молоко.) А из шерсти что делают? (Одежду.)

Воспитатель просит детей показать друг другу движения животных (медведя, зайца, лягушки, кенгуру и т. д.), по которым нужно узнать животных.

2. Затем дети «пишут» письмо  верблюду.

       Здравствуй, уважаемый  Верблюд!

Многие называют тебя кораблем пустыни. Как корабль, плывешь ты по песчаным волнам, преодолевая сильный ветер. Ни одно животное не может выдержать такое длительное время без воды и пищи. Гордое и сильное животное! Мы очень хотим быть твоими друзьями.

    Дети подготовительной группы детского сада

Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать «угощение» своему другу. Через некоторое время; когда воспитатель сочтет, что письмо уже «дошло» до адресата, он вкладывает ответ верблюда в конверт и читает детям, или дети читают его самостоятельно.

 

Письмо одногорбого  верблюда

Здравствуй, дорогой друг!

Пишет тебе из пустынного края одногорбый верблюд по имени Дромадер. Рад  твоему письму. Я тоже очень хочу быть твоим другом. Считай, что я  уже стал им.

Верблюд я домашний. Но это не значит, что все люди - мои друзья. Бывает, идешь-идешь, приляжешь, а хозяин уже тут как тут - с палкой в руках. Не люблю этого. Ведь не злюсь я на хозяина, когда он вдруг останавливается на отдых. Но сейчас у меня хороший хозяин, ты не волнуйся. Несколько слов о себе. Животное я сильное. Поскольку я все время что-нибудь жую, меня называют жвачным. Любишь ли ты жевать? Если да, то ты, наверно, наш дальний родственник. Напиши, хватает ли у вас жвачки? Может, тебе прислать верблюжьей? Она необыкновенно вкусная.

Я довольно высок - целых два метра  в высоту! Да и в длину я не маленький: три метра от начала морды (так у меня называется лицо) до хвоста. Самое интересное, что и от конца хвоста до начала морды столько же! Это меня удивляет. У меня очень длинная шея, короткая голова, а нос и рот - особые. Они так устроены, что пыль никогда не мешает мне дышать.

Как ты знаешь, горб у меня один, но мне хватает. В нем я запасаю  жир на черный день, когда есть, будет  совсем нечего. Чем больше я ем, тем больше торб, и наоборот. Это очень удобно. Удивляюсь, почему люди так не делают иметь горб гораздо удобнее, чем таскать с собой в сумках или баулах огромные запасы еды, как это делает мой хозяин. Ведь я, например, благодаря своему горбу могу прожить без пищи целых десять дней.

Горжусь я и своей шерстью. А  как же - она такая густая, волнистая, мягкая. Самые длинные волосы у меня - под шеей, на горбе, плечах и затылке. Может, кому-то не нравится цвет моей шерсти - не слишком выразительный. А для меня такой песочный цвет очень важен - помогает укрываться в пустыне. На груди, коленях и передник ногах у меня образовались мозоли. Но это вовсе не оттого, что я такой трудолюбивый. Эти мозоли защищают меня от горячего песка, на котором я вынужден отдыхать.

Чтобы выжить в пустыне, мне приходится питаться сухими и жесткими растениями, даже если на них много колючек и шипов. Мне они даже кажутся вкусными. Ведь некоторые люди тоже любят «острые» блюда. Если среди твоих друзей есть такие, могу прислать парочку колючек. Прощай, мой друг. Мне скоро отправляться в дальнюю дорогу с караваном. Вернусь не скоро. Путь предстоит нелегкий. Но я не жалуюсь, ведь я - выносливый верблюд. Пожелай мне удачи и побольше колючек в пути.

Прощай.

Твой Верблюд - корабль пустыни.

3. Опыт.

Воспитатель предлагает детям подышать на зеркальце. Дети выясняют, что зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки воды. Воспитатель поясняет: воздух, выдыхаемый человеком, так же как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

 

 

Занятие на тему: «Как узнать растения»

(Обобщающая беседа с элементами  труда с детьми старшего возраста)

Программное содержание: Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель;

применению детьми знаний о состоянии  растений при недостатке влаги (листья вялые, мягкие, опущены вниз; стебель опущен; земля сухая, серого цвета) и умений помогать им (поставить цель - сделать так, чтобы растение чувствовало себя хорошо, листья и стебель поднялись, растение стало красивым; выбрать инструменты (лейка), материалы (отстоявшаяся, теплая вода); выполнять трудовые действия в нужной последовательности и правильно; лить воду на землю, ставить носик лейки у края горшка, поливать понемногу и ждать, пока вода не впитается и не появится на поддоне; воду слить через некоторое время); получать результат, совпадающий с целью (растение в хорошем состоянии); воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом.

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста