Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. ЧАСТНАЯ ШКОЛА КАК  НОВАЯ ФОРМА

ОБРАЗОВАНИЯ

          С 1991 г. в России разрешено открывать частные образовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования.

          Типология частных школ по направленности и содержанию работы:

  • привилегированные, в которых за очень высокую плату

обеспечивается высокое качество образования;

  • для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности,  напряженность ритма образовательного учреждения;

одаренных детей, которым необходимы особая  атмосфера для развития и специальная программа  обучения.

Основные признаки нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений:

  • специфичность целей и содержания образования,
  • добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности.
  • относительная административная независимость,
  • особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

          В частных школах более активно применяются новые методы обучения. Поэтому их часто называют альтернативными. К альтернативным образовательным  учреждениям относят:

  • гимназии и лицеи, которые выбрали свой профиль и  модель обучения;

детские сады и школы Р. Штайнера, или т.н.  вальдорфские школы, по модели которых работают ' учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира,  в т.ч. и России. Созданная в начале 20-х гт. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии)  педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861 - 1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников.

  • школа Марии Монтессори, где главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма.
  • национальные учебные заведения, которые реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.

      Альтернативные учебно-воспитательные учреждения,

дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Качество подготовки в частных школах выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

          Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как  целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных  ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов  предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не  только воспитанники, воспитательная деятельность, сам  воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

          Свойства воспитательного процесса: статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В  процессе воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.

          Особенности процесса воспитания:

          Целенаправленный процесс формирования личности. Воспитание - это специально организованное, управляемое и  контролируемое взаимодействие воспитателей и  воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.  Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в  цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством  целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

          Процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

          Многофакторность процесса воспитания. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием  сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

          Деятельность воспитателя, управляющего процессом  воспитания, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

          Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

          Длительность. По сути, воспитательный процесс длится всю жизнь.

          Непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

          Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

          Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

          Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях, от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

          Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

 ПРОЦЕССА

          Процесс воспитания - сложная динамическая система. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени.

          По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:

  • целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
  • формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной;
  • мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
  • приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
  • воспитание жизненной позиции, соответствующей демо-кратическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; ,
  • развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
  • организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
  • организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
  • развитие важнейшей социальной функции личности - общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

      Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач:

          Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения - важный этап процесса воспитания. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

          Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

          Формирование чувств - важный компонент воспитательного процесса. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

          Деятельность в практике воспитания всегда сливается сформированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

          Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию - связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса:

а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания;

б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно -ориентированной) деятельности;

в) регулирование межличностного общений и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;

г) контроль и подведение итогов, установление соотно- шения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

           В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда структура будет выглядеть так;

ознакомление с общими нормами и требованиями;

  • формирование отношений;
  • формирование взглядов и убеждений;
  • формирование общей направленности личности.

 

 

 

 

 

 

59. АКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

          В основе воспитательного процесса, лежат  закономерности, отражающие объективные потребности  общественной жизни, социальную сущность и естественную природу человека. 

          Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного  процесса. Закономерности, которые определяют связи в  отдельных компонентах системы, называются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса.

Эффективность воспитания зависит:

  1. От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее

I отношение ко всему окружающему, в том числе и к '

I педагогическим влияниям.

  1. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация»  включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы.
  2. От соответствия социальной практики и  характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает  нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.
  3. От совокупного действия объективных и  субъективных факторов. К субъективным факторам относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический  климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.).
  4. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная  на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса.
  5. От активности его участников в педагогическом  взаимодействии.
  6. От эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию.
  7. От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности.
  8. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рассматриваемая как целостное образование.
  9. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников.
  10. От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"