Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

      Воспитательный процесс направлен на разрешение противоречий между требованиями, которые предъявляются воспитанникам, и их подготовленностью, уровнем их развития. Противоречия, составляющие движущую силу воспитательного процесса, могут быть как внешними (проявляются в несоответствии, расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей), так и внутренними (относится противоречие между притязаниями школьника и его возможностями). Одним из основных источников развития человека как личности является противоречие между потребностями и способами (условиями) их удовлетворения. Если потребность школьника удовлетворяется соответствующим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Всякое противоречие так или иначе должно быть разрешено, или же оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя.

          В числе наиважнейших субъективных факторов воспитания - личность воспитателя. Роль воспитателя в современном воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

60. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА  ВОСПИТАНИЯ

          Содержание воспитания - это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

          В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

  1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня

разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

  1. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
  2. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
  3. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы.
  4. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя.
  5. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

     Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:

  • от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;
  • от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
  • от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

         Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61. РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

          Результат воспитательного процесса - достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика - оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

          В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии, теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

          Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» (в педагогике используются мало, это важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений: число разводов и распавшихся семей) и «мягкие» / облегченные критерии (помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества).

          2 группы критериев воспитанности: содержательные (выделение адекватных изучаемому качеству показателей) и оценочные (точная фиксация интенсивности проявления диагностируемого качества).

          Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива - и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые конкретные задачи воспитательного процесса.

          По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности делятся на 2 группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

          С помощью оценочных суждений изучаются представления воспитанников о нормах и правилах поведения, мнения, суждения, оценки по всем другим интересующим воспитателя вопросам. Используются прямые вопросы (Что такое честность?). Для диагностики оценочных суждений широко применяются и сочинения на заданную тему. Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая стремление части воспитанников уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы, занимать нейтральную позицию.

          Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются: применяются другие, в частности социометрические, методы выявления внутренней позиции. Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о степени сформированности необходимых качеств.

          Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать 2 задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация -это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств.

          В последнее время принято создавать проблемные воспитывающие ситуации, искусственно созданные, когда ребята вынуждены решать поставленные Проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе. Проблемная ситуация в воспитании может создаваться как для целого коллектива, так и для отдельной личности.

          Регистрация результатов диагностики осушествляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения. Некоторыми педагогами используется шестибалльная шкала регистрации моральной воспитанности личности. В ней три положительные оценки +1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности готовности) и три отрицательные оценки (-1, -2. -3) - степени моральной невоспитанности (запущенности).

          В основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества и поступки.

 

 

 

62. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

          Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

          Требования к принципам воспитания:

          Обязательность. Принципы воспитания это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

          Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности; предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.

         Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

         Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами

         Общественная направленность воспитания. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически- мотивированного взаимодействия с воспитанниками.

          Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в 2 главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей; происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

          Опора на положительное. Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и. опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона.

          Гуманизация воспитания. Этот принцип требует:

  • гуманного отношения к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

  Личностный подход в воспитании требует, чтобы воспитатель;

  • постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности своих воспитанников;
  • постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  • своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;
  • максимально опирался на собственную активность личности;
  • сочетал воспитание с самовоспитанием личности;
  • развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"