Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

Задача воспитания - формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных в жизни убеждений и привычек. Привычка - тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Привычка - вторая природа, но природа, послушная искусству воспитания.

Правила в организации упражнении для формирования прочных навыков и привычек: учащиеся должны понимать сущность и значение того качества, которое мы хотим воспитать; знать, что следует сделать и как делать; для выработки навыков и привычек требуется определенное время, которое зависит от индивидуально-типологических особенностей детей.

Приучение состоит из ряда последовательных действий, которые должен усвоить ученик: показ, как выполняется то или иное действие (убрать со стола, дежурить в классе), закрепление правильных действий под непосредственным наблюдением учителя или родителей.

Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня ребенка в школе и дома, а таюке специально организованные педагогические ситуации.

Требование - один из основных методов педагогического влияния. Виды требований: побуждающие к действию и запрещающие действовать; коллективные и индивидуальные. Максимальной силой воздействия обладают референтная группа и авторитетный педагог. Задача воспитателя: добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе.

Система требований учителя к учащимся: прямое непосредственное требование; косвенное требование (требование-совет; требование в игровом оформлении; требование доверием; требовании выражением недоверия; требование-просьба; требование-намек; требование-одобрение; требование-осузщение; условное требование). Эффективность предъявляемых требований зависит от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель, и др.

Поручения помогают сформировать у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Система общественных поручений приучает ученика жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкретным делам в классе, в школе, в обществе. Но не всякое поручение способствует воспитанию ответственности у ребенка. Требования к поручениям: ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив; поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка; нельзя ограничиваться только распределением поручений - надо научить каждого учащегося их выполнять.

Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Эти ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.

Общественное мнение (как метод воспитания) - совокупность суждений и оценок различных социальных групп по вопросам, представляющим для них интерес. Объект общественного мнения - любые актуальные проблемы, факты, события, мероприятия и намерения, вызывающие общественный интерес. Общественное мнение - форма социального контроля. Задача воспитателя -  формирование такого общественного мнения классного коллектива, которое основывается на эстетических ценностях и способствует достижению воспитательных целей.

 

 

 

67. САМОВОСПИТАНИЕ И СОЗНАТЕЛЬНАЯ  ДИСЦИПЛИНА

 

Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Самовоспитание у детей происходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и семье. Ребенок не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Поэтому самовоспитание - это необходимый этап в совершенствовании личности, когда идет активная работа над собой (осознание своих недостатков и соотнесение их с достоинствами и недостатками своей личности, желание исправить недочеты в поведении, в характере).

Самовоспитание включает умение ребенка ставить перед собой определенную задачу, иметь внутреннее желание ее выполнить, по ходу выполнения осознать необходимость ее выполнения; отдавать себе отчет в том, что сделано, а что еще не сделано или сделано плохо; контролировать себя и оценивать результаты выполнения поставленной задачи.

К самовоспитанию школьника побуждают как внешние воздействия (идеологические и моральные требования общества, требования коллектива и отдельной личности), так и внутренние (материальные и духовные потребности, интересы человека). Процессу самовоспитания содействуют соревнование.

Методы самовоспитания:

Личные обязательства - перечень добровольных заданий ребенка самому себе на определенный период времени.

Самоотчет повышает ответственность ребенка за свои дела, приучает самого отвечать за свои действия и поступки, помогает обмениваться опытом работы по самовоспитанию.

Самоанализ - это размышление над отдельными качествами своей личности, в целом над собой (что я могу, что я за человек?). Самоанализ приучает ребенка думать над своими действиями и поступками, устанавливать причинно-следственные связи.

Самоконтроль - это регулярная запись своего поведения с целью выявления новых качеств характера и борьбы с недостатками.

Самооценка помогает взвесить и оценить свои возможности, посмотреть на себя со стороны, дать объективную оценку развитию как отдельных качеств личности, так и личности в целом, вызвать неудовлетворенность своим поведением. Важно научить ребенка правильно оценивать себя, свое поведение, не завышать и не занижать самооценку, не переоценивать себя.

Сознательная дисциплина - интегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования. Дисциплина учащихся - строгое и точное соблюдение установленного в учебном заведении порядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, требований учителей и школьного коллектива, сознательное подчинение своему долгу. Будучи результатам разносторонней воспитательной работы, дисциплина учащихся сама является важным средством воспитания, выработки сознательности, организованности, культуры труда, разнообразных качеств школьника.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, це-леустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности. В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодейстеиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени – спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганиэации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию. Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера.

 

 

 

 

 

 

68. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания

Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собой - изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности - духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать.

В истории педагогики выделяются различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня.

Классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания: индивидуальные, микрогрупповые, групповые  (коллективные) и массовые.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается.Стоит отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания.

Но серьезным препятствием на пути его распространения является высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых (коллективных) форм воспитания, отличающихся достаточной эффективностью (при условии квалифицирова


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"