Сознание воспитанника
– это не кладовая, в которую складываются
ЗУН, впечатления, полученные в разных
сферах жизни и деятельности. Точно так
же, как и знания, и эмоции, вызванные в
процессе обучения, актуальны для личности
в сферах её внеурочной жизнедеятельности.
Поэтому, рассматривая
содержание воспитания, следует
иметь в виду, что это содержание
всего педагогического процесса,
выражение общей цели воспитания,
которая достигается в результате
реализации системы частных целей,
тесно связанных между собой.
Возможно что 4 элемента содержания
образования (ЗУН, опыт, отношения)
дополняется еще одним – воспитательной
работой по формированию характера,
будут в достойной мере отражать
ту цель воспитания, которая соответствует
современной социальной ситуации:
воспитать личность – индивидуальность
с присущим ей характером, волевыми
качествами, особенностями восприятия
окружающей действительности и
участия в её преобразовании
и в то же время воспитать
ответственного гражданина, отвечающего
требованиям условий социальной жизни.
- Основные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Успешность и эффективность
воспитания зависит от многообразия
и неординарности форм воспитательной
работы. Для упорядочения всего
многообразия их желательно составление
картотеки форм внеурочной деятельности.
В основе её
– виды воспитывающей деятельности,
назначение – стремление избежать
однообразия в делах, найти
новые оригинальные формы, облегчить
планирование деятельности классного
воспитателя.
Познавательная деятельность
– устный журнал, смотр знаний,
викторина «Что? Где? Когда?», вечер
разгаданных и неразгаданных
тайн, неделя школьной науки, психологический
практикум, «Учись учиться», серия
классных часов «Замечательные
люди науки».
Ценностно-ориентированная
деятельность: встречи с литературой,
конкурсы посвящения, юбилейные творческие
вечера, посещение мемориальных музеев,
классные часы на морально-этические темы,
интересные встречи.
Трудовая деятельность:
работы по восстановлению памятников
старины, дежурство по школе,
оборудование спортплощадок, украшение
школы, неделя ремесел, выставки
технического творчества.
Общественно-полезная
деятельность: школа актива, сбор
лекарственных трав, акции милосердия
и благотворительности, шефство
над детским домом, праздник
игры и игрушки для малышей,
вахта памяти.
Художественно-творческая
деятельность: новогодний бал, вечер
художественной самодеятельности,
этический театр, литературно-художественная
композиция, вечер авторской песни.
Физкультурно-спортивная
деятельность: День здоровья, «Школа
ЗОЖ», «туристический поход и
слёт», «День бегуна», «Веселые старты».
Деятельность свободного
общения: вечер авторской песни,
концерты, вечера поэзии.
Возможны и формы
внеурочной деятельности, соединяющие
в себе несколько видов деятельности,
разного вида фестивали, состязания,
школьные праздники, недели школьной
науки, вечера встречи, большие
ролевые и организационно-деятельностные
игры.
- Общее понятие о методах воспитания и их классификация.
И.Ф.Харламов определяет
методы воспитания как совокупность
способов и приёмов воспитательной
работы для развития потребностно-мотивационной
сферы и сознания учащихся, для
выработки привычек поведения,
его корректировки и совершенствования.
Приём воспитания
– часть общего метода, отдельное
действие, конкретное улучшение.
Они подчиняются методам воспитания
и входят в их структуру,
тесно связаны между собой
и в зависимости от ситуации
могут выступать самостоятельно.
Классификация методов
воспитания – это построенная
по определенному признаку система
методов. Современной педагогикой накоплено
много различных модификаций методов
воспитания.
Так, И.Ф.Харламов
выделяет общие методы воспитания,
устанавливая их определенную
связь с формированием соответствующих
структурных компонентов личностных
качеств:
- Убеждения;
- Положительный пример;
- Упражнение (приучение);
- Одобрение;
- Осуждение;
- Требование;
- Переключение на другие виды деятельности;
- Контроль за поведением.
Однако названные
общие методы воспитания в
педагогическом процессе имеет
специфический характер. Одни из
них, в известной мере, играют
определенную роль в развитии
формирования личности. Другие же
методы используются для стимулирования,
регуляции и коррекции поведения
учащихся и выполняют вспомогательную
или регулятивно-коррекционную роль.
В настоящее время наиболее
объективной и удобной представляется
классификация методов воспитания
по их месту в процессе воспитания. По характеру:
убеждение, поощрение или наказание, упражнения.
По результатам: воздействия, создающие нравственные
установки; мотивы, отношения; воздействия,
создающие привычки, определённые мотивации
или тип поведения.
Условия и факторы, определяющие
выбор методов воспитания:
- Цель и задачи воспитания;
- Содержание воспитания;
- Возрастные особенности воспитанников;
- Уровень сформированности;
- Индивидуальные и личностные особенности воспитанников;
- Условия воспитания;
- Средства воспитания;
- Уровень педагогической квалификации;
- Время воспитания;
- Ожидание последствия.
Выбор методов
воспитания – высокое искусство,
опирающее на науку. Выбор методов
воспитания не есть произвольный
акт. Он подчиняется ряду закономерностей
и зависимостей, среди которых
первостепенное значение имеют
цель, содержание и принципы воспитания,
конкретная педагогическая задача
и условия её решения, учёт
возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. Одни и
те же задачи могут быть
наполнены различным смыслом,
поэтому важно правильно увязать
методы воспитания не с содержанием
вообще, а с конкретным смыслом.
- Методы формирования общественного сознания учащихся. Основные требования к их применению.
Значение методов формирования
сознания в воспитании возрастает по мере
созревания у учащихся внутренней нравственной
потребности в расширении жизненного
кругозора, углубления самосознания.
Методы формирования
сознания – это методы воздействия
на сознание, поведение, волю детей
с целью формирования у них
системы взглядов и убеждений.
Они обеспечивают решение главной
задачи воспитания школьников, формирование
их мировоззрения, высоких общественных
и политических качеств, сознательной
убежденности. Их синонимическое
название – методы убеждения,
т.к. главное их назначение
– формирование устойчивых убеждений.
Функции методов
формирования сознания:
- Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;
- Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;
- Обобщение, анализ собственного опыта школьников;
- Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент
– слово, сообщение и обсуждение
информации; убеждать нужно и
делом и словом.
Средства убеждения
– логические выводы, цифры, факты,
примеры, эпизоды, практическая
деятельность. К этой группе методов
относятся рассказ на этическую тему(Это
яркое эмоциональное изложение конкретных
фактов и событий, имеющих нравственное
содержание. Функции: служить источником
знаний, обогащать нравственный опыт личности
опытом других людей; быть положительным
примером в воспитании. Требования: краткость,
эмоциональность, доступность, иллюстрированность,
соответствующая обстановка, живая и образная
речь.), этическая беседа
( Это метод систематического и последовательного
обсуждения знаний в вопросно-ответной
форме. Предполагает участие обеих сторон
– воспитателя и воспитанника. Цель этических
бесед – формирование системы нравственных
взглядов и убеждений. Этическая беседа
состоит, как правило, из краткого вступления
учителя и постановки вопросов для обсуждения.
Предметом для этических бесед могут быть
нравственные, социальные, этические и
другие проблемы. Требования: интересное
содержание, проблемный характер, возможность
высказать свое мнение, живой разговор)
, диспут (
Это спор с целью выработки правильных
суждений и установок, обучение умению
вести полемику, защищать свои взгляды,
убеждать в них других людей. Для проведения
диспута требуется сформировать названия,
вопросы для обсуждения, выбрать ведущего,
ознакомить участников с правилами. Результатом
обсуждения должны стать получение и осмысление
информации, самое размышление и выбор.
Одно из условий не требовать единого
решения и не делать никаких общих выводов.), лекция
(Это систематизированное изложение проблемы
в монологической форме. Темы лекций –
социальная жизнь, нравственные, эстетические
проблемы. Лекция проводится в старших
классах. От рассказа лекция отличается
большей продолжительностью, глубиной
общественного вопроса. Требования: информативность,
доступность, эмоциональность, убедительность,
логичность и др.), разъяснение
( Это метод эмоционально-словесного воздействия
на группу или отдельных воспитанников.
Функции: сформировать или закрепить новое
качество или форму поведения для выработки
правильного отношения к уже совершенному
поступку. Разъяснение опирается на внушение.), пример, внушение
(Это воздействие на личность с помощью
эмоциональных приёмов при сниженной
критичности личности и известном доверии
к внушаемому. Функции: иллюстрация, конкретизация
общих проблем, активизация собственной
душевной работы. Его действие основано
на свойстве личности к подражанию, характер
которого зависит от возраста.)
- Методы формирования опыта, навыков и привычек общественного поведения. Основные требования к их применению.
Методы организации деятельности
и формирования опыта поведения является
ведущим в классификации методов воспитания
по их месту в процессе воспитания и тесно
связаны с методами формирования сознания,
т.к. только по конкретным действиям, поведению
сформированности его нравственного сознания,
об уровне его воспитанности.
Основное понятие – воспитание
в деятельности проходит через
все методы этой группы, т.к.
они основаны на практической
деятельности воспитанников. Т.о.
методы организации деятельности
и формирования опыта поведения
– это пути выделения, закрепления
и формирования в опыте детей
положительных способов, форм поведения
и нравственной мотивации. Их
синонимичное название – методы
приучения, методы упражнения.
Средства упражнения –
сохранение порядка обучения, исполнение
познавательных задач, исполнение
задач деятельности (труд, общественное
поручение, отношение, игра).
Основная функция – методы
организации деятельности и формирования
опыта поведения – выработка
умений и привычек правового
поведения.
Приучение – это организация
регулярного выполнения детьми
действующими с целью превращения в привычные
формы поведения. Привычки становятся
устойчивыми свойствами и отражают сознательные
установки личности, поэтому их так важно
формировать. Приучение эффективно на
ранних этапах развития. Методика требует
объяснять учащимся, что, как и зачем нужно
делать. Приучение предлагает и проверку
выполнения действий.
Упражнение – это многократное
повторение, совершенствование способа
действий как устойчивой основы
поведения. Упражнение опирается
на приучение и реализуется через поручение,
выполнение роли в общей деятельности.
Результат упражнения – устойчивые качества
личности: навыки, привычки. Организация
упражнений по формированию у учащихся
личностных качеств включает в себя следующие
приёмы:
- Постановку воспитательных задач по выработке соответствующих навыков и привычек поведения;
- Разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве;
- Практический показ этих способов;
- Побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов;
- Последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения;
- Предъявление к требованиям учащихся по соблюдению правил поведения;
- Напоминание и контроль за поведением.