Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)

   Условия эффективности:

  • Система упражнений;
  • Доступность и посильность;
  • Частота повторений;
  • Контроль и коррекция;
  • Учет личностных качеств;
  • Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т.д.

   Педагогическое требование  – это предъявление требований  к воспитанию определённых норм  поведения, правил, законов, традиций  принятых в обществе. Требование  может выражать как совокупность  норм общественного поведения,  реальная задача, конкретное задание  к выполнению какого-либо действия.

   По форме требования  бывают: прямые и косвенные.

   Поручение – с  помощью этого метода детей  приучают к положительным поступкам,  развивают у них положительные  качества. Поручения могут быть: временные, постоянные.

   Общественное мнение  – это выражение группового  требования. Это совокупное оценочное  суждение, выражающее отношение  коллектива, событиям и явлениям  окружающей среды действительности. Педагог должен формировать здоровое  общественное мнение, стимулируя  выступления учащихся с оценкой  их действительности.

   Воспитывающие ситуации  – это обстоятельства затруднения,  выбора, толчка к действию, они  могут быть специально организованы  педагогом. Их функции – создать  условия для сознательной активной  деятельности, в которой проверяются  сложившиеся и формируемые новые  нормы поведения, ценности.

  1. Игра, её виды и значение. Условия эффективности её применения в воспитании младших школьников.

   Для актив.позн. деят-ти использ. Акт. Мет. Обучения.

Классификация активных методов :

      • Работа в группах (мозайка, ледокол, обучение сверстников)
      • Работа в парах
      • Дискусии
      • Обсуждение ситуации
      • Игры: дидактические (игры-упр., игры-загадки, игры-соревнов., игры-предложения), ролевые , иммитационные, метод проектов

Игровая деят-ть – это естественная потребность ребенка в основе ко лежит интуитивное подражание взрослому.

Игра – это модель поведения , ко. Складывается непосредственно в процессе обучения

Значение игры:

  1. Ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участникам уч. Процесса
  2. Активность проявл. В самостоятельном поиске средств и способов решения поставленнй проблемы
  3. Отход от стандартного мышления стереотипов действия позволяет развивать стремление к знаниям, создает мотивацию к обучению
  4. В процессе игры совмещаются З и У
  5. Активизируют психические процессы , вызывает интерес к изучаемому мат. , созд. Радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Методические  требования к проведению игры:

  1. Необходимо учитывать уровень сложности  и доступности мат.
  2. Учитывать уровень уч-ся
  3. Ставить конкретные задачи
  4. Четко объяснять правила игры
  5. Во время игры уч-ся д.б. внимательными не мешать др. Другу, и втоже время д.б.активными
  6. Уч-ся в игре стан-ся главными фигурами уч-воспит. процесса , что делает обучение личностно-ориентированным

Дидактические игры – это игры с правилами. Их главная св-во заключ в том, что познават. Задачи выступают перед ребенком  не прямо, а в завуалированной форме, т.е. играяребенк и не думает учиться,,  но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит не навящево, непреднамеренно. Такой тип игры помогает формир. Такие учебные компоненты как: самооценка, самоконтроль, принятие уч. Задачи.

Ролевые игры – это игры имитирующие возможно реальную ситуацию основанную на моделированиисоц. Содержания действ-ти

Мет. Проведения и подготовк  а к ролевой игры:

  1. Начинать подготовку к игре неоюходимо решить какаова ее роль , какие умения и навыки будут формир. В процессе игры, как орг. Деят-ть уч-ся (соревнование отд-х уч-ов команд класса) и как подводить итоги

Организатору игры необходимо:

  1. Выбрать конкретную тему и подобрать мат. , ко. Будет использ. Во время игры
  2. Наметить роли уч-ов
  3. Предусматреть необходимый реквизит
  4. Продумакть каки ебудут правила игры, и ка познакомить уч-ся в минимально короткий срок
  5. Решить кака использ. Рез-т игры.

Для созд. Игровой атмосферы  необходимо помнить  о том что:

  1. Исключить порицание и критику во время игры
  2. Обстановка во время игры д.б. доброжелательная и спокойная
  3. Учитель д.играть как юы двойную роль, с одной сторнф он должен непосмредственно вступать вигру вместе с учениками , а сдругоой –станочвиться объективнывм наблюдателеи того что происходит в процессе игры

Имитациооные игры – основаны на моделировании реальности и предметного содержания. В ходе игры участники принимают на себя роль , кот, соответствуетреальной, кот. Ему помогли бы использоватьподленные персонажи, имитируемой ситуации. Н-р: “Кто что ест?”

Метод проектов – когда пед. Процесс из стен уч. Заведения выходит в окруж-ий мир в природную и соц. Среду. Включ след. Этапы:

      • Цель проекта
      • Разработка планов действия
      • Практич. Действит-ть
      • Подведение итогов проекта

Могут быть:

      • Кратковр.
      • Длительные
  1. Педагогические условия эффективности режима дня младших школьников.

 

Значение РД – помогает сохранить баланс м\у расходом и  восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое , жизнерадостное настроение, воспитыыввает  аккуратность,  точность, арганизованность, дисциплин., чуство времени, побуждает  к самоконтролю

Режимные моменты:

Утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление  д\з, общ. Работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам

Надо непременно встряхивать  себя физически , чтобы быть здоровым нравственно .

Умственное и физ. Образование так тесносвязаны м\у собой, что должны составлять единую неразлучную задачу школы : всякое односторонне разв. Ннепременно разрушит  гармониюв обр-ии  и не сздает условий для развития цельного чел.  – П. Ф. Лесгафт

Спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественные поручения, их виды и условия повышения воспитательной эффективности.

Поручение – детей приучают к положительным поступкам, развития у них положит. Качества.

Поручения временные ,постоянные

Значение – воспи. У  детей ответственность , дисципл-ть нрав-ые кач.

Поручения м.б. разнообразными: посетить больного товарища, помочь ему  в обучении, украсить к празднику  классную комнату

Поручения дают и для того , чтобы развить необходимость  кач-ва, неорганизованным дают задания  подготовки проведения мероприятия, требующие  точности и пунктуальности. При этом не надов деталях объяснять как  выполнять поручение, особенно старшим  шк-ам.

Контроль может иметь  различные формы:

      • Проверка в процессе выполнения задания
      • Отчет о выполненной работе

Заканчив. Проверка оценкой  качества выполненного задания

Общ-ые поручения – приучают шк-в жить и раб-ть по законом гос-ва. , чувствовать свою причастность к  общ-ым делам. В школе есть ученики, кот. Взявшись за дело не доводят его  до конца, или, выполнив одно добросовестно  поручение, к др. Относятся жалостно

Привлекая уч-ся к поручениям необходимо управлять мотивами их общ-ой деят-ти активности. В школе оправдывает  себя саомуправление

Орг. Самоуправлениянесут  ответственность за многие конкретные вопросы. Орг. Учения , труда и свободы  времени уч-ся

Классное собрание выбирает актив класса, старосту, членов комиссии , кот. Орг. Дежурных по классу , школ и  посредством шк-х поручений вовлекают  всех шк-в в общественно полезные дела. Все вопросы жизни кол-ва обсужд. На классном собрании.

Работа органов самоуправления спсобствует тому, что все уч-ся привлекаются к выполнению общ-х  поручений.

Эффективность выполнения общ-х  поручений будут тогда, когда  уч-ся будут осознаватьих значимость, видетьрезультат выполнения этих поручений.

Учитель должен знат всю  широту интересов уч-ся и ставить  перед ними , такие цели и задачи, кот. Дают возможность реализовать  эти интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы стимулирования положительного поведения учащихся. Основные требования их применения.

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед. Но нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда (А.С. Макаренко).

Применение метода наказаний  в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие о детском коллективе, его приметы. Особенности формирования коллектива в начальных классах.

Коллектив имеет большое  влияние на форм-ие личности. В общей  работе у чел-ка разв-ся чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочуствия. Коллектив в пед-ке =объединение уч-ов, отличающихся признаками: 1)Общая  общест-знач цель. 2) Общая совместная деят-ть.3) Доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество 4)Общий выборный руководящий орган.

Особ-сти коллектива:  сплоченность, взаимопон-ие, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответсв-ть, доброжелат-ть, бескорыстие.

Ученич. коллектив =группа уч-ков, объед-я общей целью, деят-тью, орг-цией этой деят-ти, имеющая общие выборные органы и отлич-ся сплочен-ю, общей ответст-стью.

Этапы создания кол-ва: 1) становление колл-ва (стадия первонач-го сплочения). От педагога исходят все требования. (став-ся цель) 2) созд.актива (саморегул-я, организ-я, инициатива от детей) 3) Созд. собств. кол-ва.

Стадии развития коллектива:

1.   Педагог организует  деятельность детей. Подбирает  актив класса – неформальные  лидеры.

2.   Актив класса  принимает требования педагога  и передаёт их коллективу. Требования  вырабатывает педагог с ребятами.

3.   Большая часть  учащихся предъявляет требования  к поведению коллектива и себя  самого – стадия расцвета коллектива.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"