Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Развитие речи".

Вложенные файлы: 1 файл

17.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

группах. По форме рассказ м б описательным.  Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описател рассказ м б составлен и по предметным картинкам. На занх вль учит реб выделять существе призн, качва предм или явл, существе м/у ними связи и отношя и придержився опредной последовати при описании их; исполть точн обозначения, эмоц окраше слова и словосочетания. Однако описательный рассказ, м б, развернут и на материале образов памяти — реб припомет то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д. Наиболее интересны игрушки тк позвют исполть разные анализаторы для знакомва. При рассматриви картин дети воспринют отраж образ предмета,  раб вклся тол зрит анализотор. Значе нагляд матла: 1. матл явлся стимулом и вызет у детей желае выказаться. 2. позвлет обогатить сенсорн опыт реб и уточнить конкрете представле, кот у него есть. 3. позв реб отобрать необход предметно логическое содержание рассказа. 3. явлся источником нов слов, способет активизации словаря. 4. позвет композиционно выстроить свой текст. 6. развеет познават проц реб (воспре, память, мышле, воображе). Задачи: 1 гр задач: учить реб внимно рассматривать предметы, картину (испол все анализаторы), отмечать его своеобразие и признаки. 2 гр.задач: уч детей слушать вопр вля и отвечать точно на них. 3 гр задач: воспит желе общаться с влем  и детьми, вступать в диалог, высказть св отношение к изображю, игрушке. Зане по рассматривю: 1. ввод часть: вызвать интерс, желане вступить в диалог. выявить представле реб о предмете. Приемы: внезапнее появление и исчезновение предмета, замена положения предмет, появле героя дается время на самост рассматриве. 2. осн часть научить последно рассматривать картины, игрушки. Приемы: вопр к детям, внимане общается на центральный образ, затем опредся где это происхт, когда это могло проиходить. 3. заклбчит подвести итоги, обощить представляя о предмете. приемы: обощающий рассказ вля по содержю картины,игрушке, чте произведя, кот совпадает с содержаем представ матла.

Обучене детей рассказыванию: начинся со сред гр! 1. учить детей опредть или назвать премет, объект для описания. 2. уч детей выделять и называть признаки описываемого объекта (последть признаков опредет сам реб) 3. учить детей выражать свое отношение к описываемому объекту

структура заня по обучению составляя рассказыванию: 1. вводная цель: вызвать интерес, выявить представления. в начале года проводится отдельное зане по рассматриванию картины, затем зане по рассказваю по этой же картине. с середины года вносим картину за несколько дней до заня и по заня рассматрив объект в ввод части. 2. ц: научить детей составл описател рассказы а осн картик и игрушек. приемы: образец – краткое живое описание предмета, доступное к пониманию детей.

29.Обучение детей пересказыванию литературных произведений. Принципы отбора художественных произведений. Методика обучения.

Принципы отбора художественных произведений: * кажд произведение д учить полезному, развить черты Лти. * д б доступны по содержанию возрасту детей, близки их опыту, чтобы в персказе реб мог отразить лное отношение к нему. *присутствовали знакомые детям персонажи * произвед сюжетные с четкой композицией, с хорошо выраженной последоватью собй * язык произведй д б доступным словарю реб, короткие ческие фразы, отсутствие слож граматич форм.; д б выразительным язык, наличие богатых и точных опредений, сравнений, наличие несложный форм прямой речи, что способствует формирю выразительности речи детей.. * д б подобраны с учетом особенностей детского внимание и памяти

Структура заня по пересказу: 1.  Ввод часть. Подготовка детей к восприю нов произведения, гл обр его идеи   (оживление аналогичного лго опыта детей, показ картинки и др.). 2.  Первич чте без предупрежния о последующем пересказе, обеспечить свободн художест воспре. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. 3.  Вторич чте с установкой на запоминание и послед пересказ. 4. Подготовител беседа (разбор произведепия). Цели: уточнение содержания (гл об идеи и характик образов), привлече внимя к языку (подчеркнуть точн определения, сравня, фразеологизмы), подготовка к выразитму пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). 1-й и 4-й эт опускаются, если сравните сложн произведе было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. 5.  Повторн чте, суммирующее резты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». 6.  Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7.  Пересказ (3—7 человек). Активное руковво вля. В кон вызвать реб с наиболее яркой речью или использоть эмоцион приемы (пересказ по ролям, инсценировка). Во втор половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести заня по пересказу знаком сказок уже по выбору самих детей. Вль называет 2-3 сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое зане помогает формирть вкусы и интересы реб.

Приемы обучения пересказу: Образец чтя произведя, вопросы, объяснения, указания, обращения к лному опыту детей, показ нагляд матла, подсказ слова, фразы, совместный пересказ реб и педагога, отраженный пересказ (повтре реб сказанного пегом, особенно начал фраз), пересказ по частям, оценка пересказа пегом , пересказ по ролям (если есть диалог), хоровые проговаривания коротких реплик,  игра-драматизация, инсценировка.

 

30.Обучение дошкольников творческому рассказыванию. Этапы, условия, виды занятий, методика обучения.

Творческое рассказывание  по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные  фантастические рассказы по мотивам  изображенного.

Виды рассказов:

— фантастическое преобразование содержания;

— рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма  обучения дошкольников рассказыванию  — дидактическая игра, которая  имеет определенную структуру: дидактическую  задачу, игровые правила и игровые  действия.

Предлагаемое пособие включает в себя игры как с изображенным на картине объектом, так и в  целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и  преобразовывать в дальнейшем могут  использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации  работы с картиной

1. Работы по обучению детей  творческому рассказыванию по  картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо  учитывать количество нарисованных  объектов: чем младше дети, тем  меньше объектов должно быть  изображено на картине.

3. После первой игры картина  оставляется в группе на все  время занятий с ней (две-три  недели) и постоянно находится  в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с  подгруппой или индивидуально.  При этом не обязательно, чтобы  все дети прошли через каждую  игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр)  следует рассматривать как промежуточный.  Результат этапа: рассказ ребенка  с использованием конкретного  мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый  рассказ дошкольника, построенный  им самостоятельно с помощью  усвоенных приемов.

  1. Этапы и приемы обучения рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания.

Этапы обучения детей рассказыванию: 1. подготовительный (Ц: научить детей  детей рассматривать предмет, игрушки, картины) 2. учить детей составлять рассказы на наглядной основе

Ушакова: 1. подготовительный 2. обучение составлению описательных рассказов 3. составл повествоват рассказов 4. обучение рассуждению

Приемы обучения рассказыванию: назначение – получить от реб связное высказывание, монолог.

- образец рассказа – это краткое,  живое описание предмета, собя, доступ  детям для заимствования по  содержанию и форме., облегчает  проц обучя, т к показывают резтат, кот он должен достичь, опред примерное содер буд рассказов детей. в нач заня

- частичный образец – употреб  в проц закрепляя умя рассказать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задя, напр придумывания в нач повествования.

- дублер образца, при сопоставли  кот с первым ярче выявятся  общие закономерности постороения  повествования, напр вль описывает 2 разн игрушки и поясняет обязатные элемента эт описаний.

- разбор образца рассказа –  способстет осмысленному отбору  речевых форм, подводит к вычленению  плана высказывания

- план рассказа – это 2-3 осн  вопр (пункта), опредяющих содер и  последовать изложения

- воспроизведе плана детьми (подгот  гр) вль не говорит слово «план», предлагает всем про себя повторить  о чем и как они сейчас  будут рассказывать и вызывает1-2 детей для ответа вслух. план д б сообщен четко, отделяя смысловыми паущами один пунтк от другого, подчеркивая ударением опорные слова.

- коллект разбор плана –  облегчает составление детьми  рассказа, заранее обогащет содерж  их высказываний, на перв ступенях  обуч рассказнию. обсуждение с  детьми некот вопр плана, показвая  возможное разнообразие содер  их буд рассказов. 

- коллект составле рассказа  – испол в онс на перв  ступенях обуч творческому рассказыванию. разбираянамеченный заранее план, вль и дети выслушивают отдел ответы, обсуждают, наиб удачные, вль повторяет их как начало буд рассказа -> выбир лучш ответы на послед вопр -> вль соединяет фразы в целое повествование, включ в него свои предложения. в заключ вль повт рассказ, и кто-то из детей.

- составление рассказа по частям  – содер рассказов полнее и  глубже, удается спросить большее  колво детей. по частям описыватся картины с общим смыслом (праздник 1 мая в д/с)

- окончание детьми рассказа  начатого влем

- подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств  действия)

- оценка, для того чтобы дети  подражали тому, что похвалил  вль, избегали того, что он осудил. тут же после рассказа реб, в подгот м оценить рассказ сверстника сам ребенок.

32Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»1,— писал В. Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в  процессе усвоения языка тех произведений, с которыми знакомит его писатель. Художественное слово помогает понять красоту звучащей род-кой речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малыш слушает авторские сказки, стихи, рассказы.

Народ — непревзойденный учитель  речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки  и др.). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает  воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.                                         

И эстетические и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного наносит часто непоправимый вред: «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу же после чтения утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает.

Вот что писал о силе слова  К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит era в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»1. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"