Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"
Принцип гуманизма, уважения
к личности ребенка. Суть этого принципа
заключается в том, что родители
должны принимать ре¬бенка как данность,
таким, каков он есть со всеми особенностями,
специфическими чертами, вкусами, привычками
безотносительно к каким бы то
ни было внешним эталонам, нормам, параметрам
и оценкам. Ребенок пришел в мир
не по своему желанию и хотению: в
этом «повинны» родители, поэтому
не следует сетовать на то, что малыш
в чем-то не оправдал их ожидания, а
уход за ним «съедает» много времени,
требует самоограничения, терпения,
выдержки и т.п. Родители «наградили»
ребенка определенной внешностью, природными
задатками, особенностями темперамента,
окружили вещной средой, используют в
воспитании те или иные средства, от
чего зависит процесс формирования
черт характера, привычек, чувств, отношения
к миру и многое другое в развитии
малыша. Да, не всегда ребенок отвечает
тем идеальным представлениям о
нем, которые сложились в сознании
его родителей. Но необходимо при¬знать
самобытность, уникальность и ценность
личности ребенка на данный момент
его развития. А это значит принять
его индивиду¬альное
Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принци¬па гуманности: избегать сравнения ребенка с кем-либо (с родите¬лями, сверстниками, литературными героями, великими людьми); не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не при¬зывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы дви¬гаться вперед (в этом суть развития), надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегод¬ня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется опти¬мизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, умень¬шает число внешних и внутренних конфликтов и способствует ук¬реплению психического и физического здоровья ребенка.
Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недо¬статки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей (заячья губа, выраженные пигментные пятна, деформация ушных раковин, уродства и др.). Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей не¬полноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого (или хотя бы смягчить), родители должны прими¬риться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, пре¬одолеть которую полностью не удастся. Далее следует постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он обречен жить с таким недостатком и к нему надо спокойно относиться. Конечно, сделать это очень непросто, потому что в детском саду, школе, на улице возможны любопытные взгляды, реплики, смех и прочие проявления душевной грубости детей, взрослых, даже педагогов-профессионалов. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узна¬ют, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, досто¬инства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физически. Любая «изюминка» в личности ребенка будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным своим недостаткам.
Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и де¬тей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, вза¬имном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пе¬кутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то пося¬гает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собствен¬ность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день.
К сожалению, у родителей
достаточно распространена позиция
по отношению к ребенку - «стань таким,
как я хочу». И хотя дела¬ется
это из хороших побуждений, но по
существу это пренебреже¬ние к личности
ребенка, когда во имя будущего ломается
его воля, гасится инициатива. Например,
постоянно торопят
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развер¬тываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отве¬чающих возрастным особенностям и индивидуальным возможно¬стям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего воз¬раста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвле¬чения, в воспитании детей 5-6 лет он уже «не сыграет», здесь уме¬стны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание пред¬ставляет собой процесс длительный, результаты которого «про¬растают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуще¬ствляется воспитание ребенка.
Последовательность и планомерность воспитательной деятель¬ности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным об¬разом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благо¬даря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а зна¬чит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода других. Не бу¬дет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня в день приучают его к самостоятельности. прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоцииру¬ется со строгостью, однако это не одно и то же. При строгом вос¬питании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельно¬сти, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). Иными словами, при после¬довательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.
К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетер¬пением, зачастую не понимая, что для формирования того или ино¬го качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнооб¬разно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ре¬бенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день ви-дит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в вос¬питании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае, учитывая, что для маленького ребенка всегда актуальнее непосредственный раздра-житель (вид беспорядка в доме), чем словесный («убери все на ме¬сто!»), не следует рассчитывать на успех в воспитании. Дезоргани¬зуют ребенка, вредно действуют на его психику воспитательные «атаки» взрослых. Например, приехавшая погостить к детям ба¬бушка стремится наверстать за короткий срок все, что упущено, с ее точки зрения, в воспитании внука. Или папа после родительско¬го собрания в детском саду (чтения популярной психолого-педа¬гогической литературы) начинает усиленно развивать логическое мышление пятилетнего сына, давая ему задания, обучая игре в шахматы, вовлекая в решение головоломок. Сама по себе такая ра¬бота заслуживает положительной оценки, если не «выливается» в кратковременное массированное воздействие на ребенка.
Принцип комплексности и
систематичности. Суть принципа за¬ключается
в том, что в семье осуществляется
многостороннее влия¬ние на личность
через систему целей, содержания,
средств и мето¬дов воспитания, при
этом учитываются все факторы
и стороны пе¬дагогического процесса.
Известно, что современный ребенок
рас¬тет в многоплановой
Научная педагогика условно дифференцирует целостный про¬цесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок ос¬ваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятель¬ность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Со¬гласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями раз¬вить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культу¬ры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие ок¬ружающего мира. Но к сожалению, далеко не все родители пони¬мают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстети¬ческое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оп¬тимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организу¬ют занятия музыкой, посещение изостудии). В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому ос¬новное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблю¬дается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обя¬занностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полно-ценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, жела¬ния трудиться, формирования трудовых навыков, привычек (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева).
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осу¬ществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей ма¬ленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского са-да, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необхо¬димо согласование целей, содержания воспитательной деятельно¬сти, средств и методов ее осуществления. В противном случае по¬лучится, как в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак да щу¬ка». Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются зна-чительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с воз¬растом все само наладится. Несогласованность требований и под¬ходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.
Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руко¬водить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.
13 вопрос ПОНЯТИЕ О
Как отмечалось в предыдущей
главе, среди разнообразных функций
семьи первостепенное значение, бесспорно,
имеет воспи¬тание
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, дру¬гие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоя¬тельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существова¬нию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители ис¬пользуют их, зависят результаты домашнего воспитания.
Понятие «воспитательный (иногда
говорят - педагогический) по¬тенциал
семьи» появилось в научной литературе
сравнительно не¬давно и не имеет
однозначного толкования. Ученые включают
в него много характеристик, отражающих
разные условия и факторы жиз¬