Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом («Эта кукла – хорошая игрушка.Сколько у тебя игрушек – и кукла, и автомобильчик, и мячик!»).

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения.


-М.М. Кольцова, Ребенок учится говорить. – М.: 1973.

Сужение или расширение знаний слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т.д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».

 Н.Х. Швачкин обратил внимание на  следующие особенности понимания  значений слов дошкольник.

1. Прежде  всего, в восприятии дошкольника  каждый предмет должен обладать  свойственным ему названием. Поэтому  ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относятся слова.

2. Малыш  ищет непосредственную связь  между звучанием и значением  слова, «бунтует» против немотивированного  сочетания звуков в слове. Этим  объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо перчатки - пальчатки, вместо вазелин - мазелин. Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

3. В значении слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ.

4. Дошкольник  имеет склонность придавать буквальный  смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей.

Значение детских слов динамичны. Л.С. Выгодский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал , что на разных  этапах за значением  слова  стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными знаниями, а в 5-6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет и ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется  и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общения. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от  чувственной ситуации.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно, как отмечала А.В.Захарова «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».

__________________________________________________________________

-Н. X. Швачкин, Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948.

-А. В. Захарова Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.


Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит, как готовят пюре: «Почему картошку долбишь? Почему ты расталкиваешь картошку? Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!»

       Словарь дошкольников активно обозначаются за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсь», «намакоронился», «кусарик», «чиник»). Словотворчество составляет важную особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами,

лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

 Таким  образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. Это обусловлено тем влиянием, которое  оказывает ознакомление с предметным миром на формирование словаря детей.


Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987.

 

1.4. Влияние  работы  по  ознакомлению  с предметным  миром  на  развитие  словаря  детей среднего  дошкольного  возраста.

 

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки в дошкольном  возрасте  имеют особое значение для его развития. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.

Воспитатель должен помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и, главное, должен воспитывать ценностное отношение к предметному миру. 

Сегодня этому вопросу уделяется должное внимание в трудах российских педагогов и психологов. Исследования по дошкольной педагогике (В.И.Логинова, Г.Н.Бавыкина, Л.А.Маришина, М.В. Крулехт и др.)  показали, что педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть ребенку сущность предмета – его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения. Вначале предметный мир воспринимается ребенком функционально. Поэтому важно помочь ребенку отделить функцию от назначения, научиться воспринимать предметный мир через понимание назначения предметов - без этого ценность предметного мира не будет осознаваться.

Предметы сделаны из разных материалов, и это опять-таки не случайно: каждый материал, будь-то ткань или бумага, песок, глина, пластмасса, металл, дерево, имеет свои свойства и качества. Только целенаправленное знакомство с предметом дает возможность малышу ответить на эти вопросы, осознать, почему так или иначе сделан предмет и как им пользоваться. А значит, и усвоить название предмета, обозначить словом его качества, свойства и действия с ним.

Зачастую  дети неправильно называют многие предметы одежды и обуви, мебели, посуды, хотя эти предметы обихода непосредственно окружают их дома и в детском саду.

Комплекс видовых признаков – назначение предмета, его строение, материал – помогает ребенку оперировать видовыми понятиями, так как существенными признаками для видовых обобщений являются, как правило, внешние особенности предметов. Например:  гольфы, чулки и носки – отличаются  только  длинной; шарф, платок, косынка – формой.

Еще более сложными для дошкольников являются родовые понятия: мебель, посуда, одежда, обувь, продукты, инструменты, транспорт и т.д. Используя данные слова в своей речи, дети вместе с тем часто не выделяют понятие, поэтому сужают или расширяют значение слова. Сложность освоения родовых понятий дошкольниками объясняется тем, что существенными для родовых понятий могут быть как внешние, так и внутренние признаки или их группы. Они более скрыты и потому не всегда доступны для детского способа мышления без помощи взрослого.  Рассмотрев  путь вхождения ребенка дошкольного возраста в предметный мир, можно  выделить  его возрастную этапность.

В младшем дошкольном возрасте начинается вхождение ребенка в предметный мир. Воспитатель детского сада призван помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности, воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом  человека; обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных в предметах качеств (назначение предмета; его части и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, величина и т.д.); помочь ребенку освоить соответствующий словарь.

В среднем дошкольном возрасте продолжаем  знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Основная задача заключается в том, чтобы способствовать накоплению разнообразных знаний о предметах. Следует продолжать знакомить детей с признаками предметов (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.); способствовать освоению понятий, имеющих общую функциональную основу (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.); воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.

В средней группе особое внимание в словарной работе  уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.

Продолжается работа по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств, действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

При ознакомлении с предметным миром в средней группе необходимо учитывать, названия отдельных предметов, например, мебели, дети уже знают, но обобщающим словом пользуются редко и не всегда могут объяснить, почему целый ряд предметов можно назвать одним словом. Трудность состоит в том, что у каждого предмета свой способ употребления. Поэтому необходимо побуждать детей объединять и классифицировать предметы по разным признакам.

 К  классификациям предметов и явлений  по признакам, особенностям, видам  можно подводить детей очень  рано. В простейших формах соответствующие  игры возможны уже с трех  с половиной - четырехлетними детьми. Вначале эти игры ведутся с  иллюстративным материалом,  главным  образом с картинками. Разнообразные  виды лото преследуют цели  классификации предметов. используется система постепенно усложняющихся дидактических игр на классификацию, где дети оперируют с наборами предметов и картинок, включающих предметы одного вида, различающихся по несущественным признакам, с детьми 6-7лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.

В средней группе для классификации предметов по разным признакам используют дидактические игры: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», « Петрушка в спортивной форме», «Что лишнее?» и т.д.

 На  пятом году жизни у детей  растет интерес к различению  и называнию разных признаков  предмета и описанию предметов. Помогут в этой работе игры: «Назови предмет», «Расскажи Незнайке  о любимых предметах» и т.д..

 Необходимо  расширять представления детей  о целесообразности создания  предметов быта, которые делают  жизнь людей удобной.

Особый интерес у детей вызывает тема «Наши любимые игрушки». Необходимо подвести их к пониманию того, что взрослые создают игрушки не только для забавы. Техническая игрушка, например, помогает познавать мир. Педагог создает ситуации, с помощью которых дети осознают необходимость игрушки в их повседневной жизни.

Наиболее эффективны игровые проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж.      Игровой сюжет предполагает разыгрывание процесса знакомства персонажа с незнакомым для него предметом. Идет детальное рассматривание предмета, определяется:

- для  чего он нужен;

- из каких  частей сделан и для чего  нужна та или иная его часть;

- из какого  материала сделан предмет, какие  у данного материала качества  и свойства;

- как  их выделить с помощью обследовательских  действий;

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром