Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.
Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.
Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Список литературы.
- почему именно из этого материала данный предмет сделан;
- как с ним следует обращаться и т.д.
Игровой персонаж дает педагогу возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, побуждать к ведению диалога с игровым персонажем и сверстниками, осознанию разумного способа поведения в предметном мире.
Для
знакомства детей с предметным
миром весьма целесообразен
Насыщенная и разнообразная деятельность дошкольников в детском саду, содержательное общение воспитателя, с каждым ребенком исходя из уровня и интересов является основой конструирования педагогического процесса, ориентированного на знакомство детей со свойствами и качествами таких материалов, как глина, бумага, ткань, песок, картон, стекло, дерево, металл, пластмасса, резина, фарфор и пр. Необходимо рассказывать об их свойствах и качествах, аргументировать свои суждения.
При этом ребенок знакомиться с новыми словами, пополняет свой пассивный, а затем и активный словарь.
Дальнейшее конструирование педагогического процесса связано с включением освоенных способов обследования предметов в повседневную жизнь ребенка.
По мере ознакомления с предметным миром в групповой комнате должны появляться новые игрушки, разнообразные атрибуты – заместители, позволяющие развернуть игру.
Итак, изложенные выше современные взгляды российских педагогов еще раз убедительно доказывают влияние ознакомления с предметным миром на развитие словаря детей дошкольного возраста. Воспитатель должен помочь ребенку научиться ориентироваться в многообразии предметного мира, способствовать освоению соответствующего словаря. Основная часть этой работы проводится в совместной деятельности воспитателя с детьми: на занятиях, в различных видах деятельности, во время проведения режимных процессов. На современном этапе образовательная деятельность в буквальном смысле сопровождает ребенка на протяжении всего дня присутствия его в детском саду, практически падает та нагрузка, которая ложилась на занятия, но этот вид образовательной деятельности, хот и потерял статус главной формы обучения, не исчез из арсенала воспитателя, приобрел иные формы, стал использовать другие приемы. И потому и на сегодняшний день воспитатель должен знать виды занятий по знакомству с предметным миром, используемых в детском саду, а также требованиях, предъявляемых к их проведению.
1.5. Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий.
Эта система складывается из занятий трех разновидностей:
1.первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;
2.занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;
3.занятия по формированию понятий в процессе обобщения.
Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:
1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
2. Целенаправленная
организация речевой и
3. Наличие
наглядности как основы для
организации речевой и
4. Единство
реализации всех задач
Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Эту роль выполняют занятия – демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Напоим мишку чаем» и т.п.
Основная цель этих занятий – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию, - это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом название многократно повторяют.
Закрепление слова осуществляется на занятиях с предметами, где дети по указанию воспитателя выбирают одни предметы среди других, приносят их, показывают знакомые предметы, разнообразно действуют с ними.
Привлекая внимание ребенка к действиям с предметами, воспитатель активно добивается называния их: предлагает повторить, ответить на вопрос, поощряет говорящих, побуждает говорить детей вместе и порознь.
На занятиях этого вида широко используют игровые приемы: сюрпризность появления предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие, и т.п.
Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.
Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, являются другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей.
При проведении таких занятий следует учитывать ряд требований:
1) Словарная
работа на занятиях опирается
на вычленение качеств и
2) Формирование
способов обследования требует
точных указаний воспитателя
к использованию
3) Наглядный
материал предоставляется для
активных обследовательских
4) Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, двигающиеся детали и т.п.) было бы как можно меньше
5) Выделение
каждого качества и свойства,
отделение его от
6). Чтобы
дети осознавали качества и
свойства и осваивали их, необходимо
сделать их значимыми, т.е. включить
их в содержательную
Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов.
Так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в старшей и подготовительной группах.
Целью таких занятий является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Успех занятий, их результативность во многом зависит от ряда условий:
1.Предметы
для сравнения должны иметь
достаточное количество
2.Сравнение
должно быть плановым. Воспитатель
направляет, последовательно ведет
детей от сравнения предметов
в целом к выделению и
3.Основными
приемами обучения следует
4.Максимум
речевой активности здесь
Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качествами, свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами), прилагательные (названия качеств).
Занятия по формированию понятий в процессе обобщения. Существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и т.п. Например, гольф, чулок, носок отличаются длиной и т.п.
Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их.
Например, в основе таких родовых понятий, как «игрушка», «одежда», лежит способ использования различных по внешним признакам предметов; в основе понятий «овощи», «фрукты» лежит несколько признаков: способ использования, место произрастания, выращивание их человеком и т.д.
Несмотря на значительную общность, занятия по формированию видовых и родовых понятий имеют свои методические особенности, которые объясняются содержанием понятий и возрастом детей. Такие занятия проводятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их методике учитывается следующее:
1.Занятие
строится на наглядном
2.Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.
3.Ребенок должен понимать необходимость выбора. Для этого задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую.
Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой.
Таким образом, все занятия по развитию словаря проводятся только в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, ознакомления их с окружающим (в том числе и предметным миром). Формируя у дошкольников понятийный характер слова, воспитатель развивает познавательные процессы ребенка. Овладение воспитателем современной методикой по ознакомлению с предметным миром, открывает большие возможности в формировании, уточнении и активизации словаря дошкольника.
1.6. Методика
проведения работы по
Между тремя и пятью годами у детей наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах. Этот возраст-качественно новая ступень в развитии ребенка, на которой происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослым и другими детьми.
Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств, дифференцировки понятий. Используют больше глаголов для наименования однотипных предметов. Повышенный интерес к слову появляется в словотворчестве. Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий. Мы позволили напомнить важнейшие особенности развития словаря ребенка только для того, чтобы еще раз подчеркнуть значимость словарной работы именно в этом возрастном периоде, который в первую очередь интересует нас в исследовании.
Задача воспитателя стоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений.
Детей этого возраста учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета.
Продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умения использовать обобщающие слова.
В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приемы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей, речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же занятий.
Содержание речи обогащается в процессе непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром. Проводятся осмотры помещений, рассматривание предметов, картин, игрушек, организуются экскурсии по улицам города, в общественные учреждения и в природу. Их цель – дать детям новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и на этой основе обогатить словарь. Экскурсии предоставляют возможность соединять слово с образом предмета, обеспечить знакомство детей с точным наименованием объекта. Следует обращать внимание детей на цвет, форму, величину, пространственное расположение предметов, материал, из которого они сделаны. Важно добиваться, чтобы каждое слово соответствовало увиденному, сопровождать наблюдения пояснениями.