Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

- почему  именно из этого материала  данный предмет сделан;

-  как  с ним следует обращаться и  т.д.

Игровой персонаж дает педагогу возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, побуждать к ведению диалога с игровым персонажем и сверстниками, осознанию разумного способа поведения в предметном мире.

 Для  знакомства детей с предметным  миром весьма целесообразен специальный  дидактический материал, моделирующий  предметы посуды, мебели, у которых  нет той или иной части или  они сделаны из другого материала  и потому непригодны для использования  по назначению. Например, у чашки  отбита ручка, нет дна; иголка  сделана из бумаги и пр. игровая  ситуация, разыгрываемая педагогом  с использованием таких дидактических  пособий, очень нравится малышам. Дидактический материал, у которого  отсутствуют те или иные части, очень наглядно для ребенка  обнаруживает значимость каждой  детали, невозможность использовать  такую вещь по назначению и  обеспечивает расчлененное восприятие, а также освоение соответствующего  словаря. Неожиданность ситуации  вызывать у детей эмоциональную, а тем самым повышает познавательную  и речевую активность.

Насыщенная и разнообразная деятельность  дошкольников в детском саду, содержательное общение воспитателя, с каждым ребенком исходя из уровня и интересов является основой конструирования педагогического процесса, ориентированного на знакомство детей со свойствами и качествами таких материалов, как глина, бумага, ткань,  песок, картон, стекло, дерево, металл, пластмасса, резина, фарфор и пр. Необходимо рассказывать об их свойствах и качествах, аргументировать свои суждения.

При этом ребенок   знакомиться  с  новыми  словами,  пополняет  свой  пассивный,  а  затем  и  активный  словарь. 

Дальнейшее конструирование педагогического процесса связано с включением освоенных способов   обследования  предметов в повседневную жизнь ребенка.     

По мере ознакомления с предметным миром в групповой комнате должны появляться новые игрушки, разнообразные атрибуты – заместители, позволяющие развернуть игру.

Итак, изложенные выше современные  взгляды  российских  педагогов еще раз убедительно доказывают влияние ознакомления с  предметным миром на развитие словаря детей дошкольного возраста.  Воспитатель   должен помочь    ребенку   научиться  ориентироваться  в многообразии предметного мира, способствовать  освоению соответствующего словаря. Основная  часть  этой работы  проводится  в  совместной деятельности воспитателя с детьми: на  занятиях, в различных видах деятельности, во время проведения режимных процессов. На современном этапе образовательная деятельность в буквальном смысле сопровождает ребенка на протяжении всего дня присутствия его в детском саду, практически падает та нагрузка, которая ложилась на занятия, но этот вид образовательной деятельности, хот и потерял статус главной формы обучения, не исчез из арсенала воспитателя, приобрел иные формы, стал использовать другие приемы. И потому и на сегодняшний день воспитатель должен знать  виды занятий  по  знакомству  с  предметным  миром,  используемых в детском саду,  а также требованиях,  предъявляемых к их проведению.

 

1.5. Виды  занятий по ознакомлению с  предметным миром и требования  к их проведению.

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий.

Эта система складывается из занятий трех разновидностей:

1.первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;

2.занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;

3.занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

1. Единство  развития словаря с развитием  познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).

2. Целенаправленная  организация речевой и познавательной  активности детей в процессе  занятия.

3. Наличие  наглядности как основы для  организации речевой и познавательной  активности.

4. Единство  реализации всех задач словарной  работы на каждом занятии.

Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Эту роль выполняют занятия – демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Напоим мишку чаем» и т.п.

Основная цель этих занятий – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию, - это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом название многократно повторяют.

Закрепление слова осуществляется на занятиях с предметами, где дети по указанию воспитателя выбирают одни предметы среди других, приносят их, показывают знакомые предметы, разнообразно действуют с ними.

Привлекая внимание ребенка к действиям с предметами, воспитатель активно добивается называния их: предлагает повторить, ответить на вопрос, поощряет говорящих, побуждает говорить детей вместе и порознь.

На занятиях этого вида широко используют игровые приемы: сюрпризность появления предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие, и т.п.

Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.

Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, являются другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей.

При проведении таких занятий следует учитывать ряд требований:

1) Словарная  работа на занятиях опирается  на вычленение качеств и свойств  предметов, поэтому воспитатель  должен уметь организовать их  тщательное сенсорное обследование.

2) Формирование  способов обследования требует  точных указаний воспитателя  к использованию обследовательского  действия, адекватного вычленяемому  качеству.

3) Наглядный  материал предоставляется для  активных обследовательских действий  каждому ребенку, чтобы обеспечить  освоение слов, обозначающих качества  и свойства предметов, на основе  их выделения и восприятия.

4) Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, двигающиеся детали и т.п.) было бы как можно меньше

5)  Выделение  каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих  наиболее эффективно достигается  сравнением его с противоположным.

6). Чтобы  дети осознавали качества и  свойства и осваивали их, необходимо  сделать их значимыми, т.е. включить  их в содержательную деятельность, результат которой будет зависеть  от учета данного качества.

Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов.

Так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в старшей и подготовительной группах.

Целью таких занятий является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Успех занятий, их результативность во многом зависит от ряда условий:

1.Предметы  для сравнения должны иметь  достаточное количество сравниваемых  признаков: как признаков общности, так и различия (цвет, форма, величина  и т.д.).

2.Сравнение  должно быть плановым. Воспитатель  направляет, последовательно ведет  детей от сравнения предметов  в целом к выделению и сравнению  частей, деталей, сначала в плане  различия, затем сходства. Затем  выделяются отличительные признаки  каждого предмета.

3.Основными  приемами обучения следует считать  вопросы и указания воспитателя, помогающие детям в процессе  сравнения.

4.Максимум  речевой активности здесь должны  проявлять дети. Воспитатель точными  вопросами возбуждает и направляет  их умственную и речевую активность.

Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качествами, свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами), прилагательные (названия качеств).

Занятия по формированию понятий в процессе обобщения. Существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и т.п. Например, гольф, чулок, носок отличаются длиной и т.п.

Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их.

Например, в основе таких родовых понятий, как «игрушка», «одежда», лежит способ использования различных по внешним признакам предметов; в основе понятий «овощи», «фрукты» лежит несколько признаков: способ использования, место произрастания, выращивание их человеком и т.д.

Несмотря на значительную общность, занятия по формированию видовых и родовых понятий имеют свои методические особенности, которые объясняются содержанием понятий и возрастом детей. Такие занятия проводятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их методике учитывается следующее:

1.Занятие  строится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать  предметы одного вида, различающиеся  по несущественным признакам, и предметы близких видов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан, бокал и т.п., от которых дети должны отличать чашки.

2.Ребенок  ставится перед необходимостью  выбора предмета из группы  сходных. Он должен мотивировать  свое решение, выделив признак, положенный  в основу выбора.

3.Ребенок  должен понимать необходимость  выбора. Для этого задача выбора  включается в интересную для  ребенка деятельность, чаще всего  игровую.

Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой.

Таким  образом,  все  занятия  по  развитию  словаря  проводятся  только  в тесной  связи  с развитием  познавательной деятельности детей, ознакомления  их  с окружающим  (в том числе  и предметным  миром).  Формируя  у дошкольников  понятийный  характер  слова,  воспитатель  развивает  познавательные  процессы  ребенка.  Овладение  воспитателем  современной методикой  по  ознакомлению  с  предметным  миром, открывает  большие  возможности  в  формировании,  уточнении  и   активизации  словаря  дошкольника.

 

1.6. Методика  проведения работы по ознакомлению  с предметным миром.

 

Между тремя и пятью годами  у детей  наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах. Этот возраст-качественно новая  ступень в развитии ребенка, на которой происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослым и другими детьми.

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств, дифференцировки понятий. Используют больше глаголов для наименования однотипных предметов. Повышенный интерес к слову появляется в словотворчестве.  Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий.  Мы  позволили напомнить  важнейшие особенности развития словаря ребенка  только  для  того, чтобы еще раз подчеркнуть  значимость  словарной  работы  именно в этом возрастном периоде,  который в первую  очередь интересует нас в исследовании.

Задача воспитателя стоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу,  расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений.

Детей  этого  возраста учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета.

Продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые  и родовые понятия, формируют умения использовать обобщающие слова.

В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приемы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей,  речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же занятий.

Содержание речи обогащается в процессе непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром. Проводятся осмотры помещений, рассматривание предметов, картин, игрушек, организуются  экскурсии по улицам города, в общественные учреждения и в природу. Их цель – дать детям новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и на этой основе обогатить словарь. Экскурсии предоставляют возможность соединять слово с образом предмета, обеспечить знакомство детей с точным наименованием объекта. Следует обращать внимание детей на цвет, форму, величину, пространственное расположение предметов, материал, из которого они сделаны. Важно добиваться, чтобы каждое слово соответствовало увиденному, сопровождать наблюдения пояснениями.

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром