Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.

Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

     Большое значение имеет развитие  у детей ретроспективы предметного  окружения как продукта деятельности  человека, как творение человеческой  мысли. Дети начинают понимать, как  постепенно человек изменяет  вещи, делает их более удобными  и полезными, как изменяются функции, детали, назначение предметов, какова  в этом роль человека.

Игры – турне («Определи время предмета», «Каждому предмету свое время», «Кто быстрее», «Послание из прошлого», «Что было – что будет»), игры – путешествия («Путешествуем», «Чудесные превращения волшебной палочки», «Путешествие с Айболитом», «Мой веселый звонкий мяч» и т.д.) проводились под общим девизом – путешествие в прошлое предмета.

Вместе с детьми можно отправиться в прошлое молотка, карандаша, самолета, посуды, одежды и т.д. Выбор темы для подобных путешествий зависит от непосредственного окружения детей, их возраста, возможности показать те или иные предметы, и обусловлен значимостью предметов для детей, интересов к их прошлому, настоящему и будущему.

     Так, игра «Послание из прошлого» направлена на развитие умения называть предметы, относящиеся к прошлому или настольному, а также умения «читать» символы.

Важно и то, что дети проявляли желание участвовать в преобразовании предметов: рисовании часы будущего, придумывали современный транспорт для доктора Айболита и т.д. В результате проведения серии «Игры - турне», «Игры - путешествия» формирующиеся у детей понимание ретроспективы становится средством воспитания, познания и преобразования окружающего предметного мира.

Особое значение для развития творчества детей имеет формирование представлений о взаимосвязи природы и человека, необходимости учиться у природы создавать предметное окружение.

Главная цель таких игр – учить детей понимать то, что не дала человеку природы, он придумал сам (нет крыльев, не умеет летать – создал предмет и постоянно его совершенствует: аэроплан, аэростат, вертолет, самолет и т.д. не умеет плавать на большие расстояния, нет плавников – создал корабли; невысок – придумал подъемный кран и видоизменял его, делая удобным для людей). В этом заключается различие двух миров. Сходство же в том, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы (игры «Что на что похоже», «Найди сходство», «Откуда возникло название», «Чудеса рукотворного мира» и т.д.).

Начиная со среднего дошкольного возраста, мы стремились сформировать у детей умение устанавливать связь между объектами природы и продуктами творческой мысли человека. Например, в игре «Откуда возникло название?» дети начинают понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира. Им предлагают поиграть с «волшебными» словами, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу.

Игры второй группы направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающего средой, что обеспечивает становление мировидения ребенка, развития творчества.

     Они позволяют решить такие  задачи, как формирование умения  видеть многообразие мира в  системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного практического, познавательного, творческого опыта  с помощью наглядных средств: эталонов, символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей; расширение перспектив  преобразовательной деятельности  путем включения детей в мыслительные, моделирующие действия.

     Для детей младшего дошкольного  возраста нами разработаны такие  игры – опыты, игры – эксперименты, как «Игры с соломинкой», «Что  в коробке», «Что звучит», «Музыка  или шум», «Починим игрушку», «Веселые  человечки играют», «Наши помощники», «Бумага: какая она», «Определи дерево», «Назови глину» и т.д.

     Для детей среднего и старшего  дошкольного возраста предусматривались  более сложные экспериментальные  действия, состоящие из нескольких  игровых элементов.

     Игры для детей среднего дошкольного  возраста преследуют следующие  цели:

    - проводить опыты в соответствии  с моделями или алгоритмами;

    - развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости  между предметами и их особенностями;

    - устанавливать причинно –следственные  связи, применяя системный подход.

Серию составляют игры: «Почему птицы могут летать, а человек нет?» «Морской бой», «Волшебный материал», «Удивительное стекло» и т.д.

     Для детей старшего дошкольного  возраста обучающие задачи игр  –экспериментов усложняются: от  умения действовать самостоятельно  в соответствии с заданным  алгоритмом и получать результат  – к умению составлять алгоритм  в соответствии с моделями; от  умения определять, анализировать  структуру, свойства, признаки, особенности  взаимодействия признаков предмета  – к умению представлять их  в системе  взаимосвязей и взаимозависимостей.

     Уровень восприятия и усвоения  представлений о предметном мире, а также овладения способами  действий повышается при использовании  серии «Алгоритмические игры», которые  направлены на формирование умения  вычленять существенные признаки  предмета как продукта творческой  мысли взрослых, устанавливать причинно  – следственные связи между  функцией, назначением предметов  и потребностями людей в их  преобразовании.

В «Алгоритмические игры» (для детей начиная со второй младшей  группы) включены предметно – схематические действия и набор карточек.

Игры третьей группы  направлены на приобщение к преобразованию предметов. Играя, они могут сами объяснить, почему и как один и тот же предмет изменялся, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека.

В эту серию игр вошли игры: «Назови по – другому»; «Сделай по-другому»; «Можно - нельзя»; «Измени предмет» и т.д.

  В ходе игр – преобразований  дети учатся ставить цель, осуществлять  элементарное планирование, реализовать  задуманное и получать результат  адекватный поставленной цели.

Таким образом,  этот  опыт  работы свидетельствует о том, что разработанная система дидактических игр имеет несомненную педагогическую ценность. При этом   использовались нестандартные формы  обучения, системный подход к ознакомлению дошкольников с предметным миром. В результате, у детей формируется   ценностное отношения  к  предметному  миру, развивается словарь дошкольников.   Этот  опыт  работы  помог  нам  спланировать  и  реализовать  и  свою  программу игр и занятий  для  развития  словаря  детей через ознакомление с предметным миром.

 

Выводы      по  1  главе.

 

Из  вышеизложенного  следует, что роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значения в психическом развитии ребенка,  определяет место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду, а  также  принципы и задачи этой  работы.

Мы выяснили, что особенностью словарной работы  в детском саду является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе и связана со всей воспитательно-образовательной работой. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

 В дошкольном  возрасте ребенок  знакомится с   многообразием  предметного мира, учится определять  назначение предметов,  их  свойства  и качества.  Идет интенсивное  развитие словаря.

Воспитатель  должен помочь    ребенку   научиться  ориентироваться  в многообразии предметного мира, способствовать  освоению соответствующего словаря. Основная  часть  этой работы  проводится  на  занятиях.

     В дошкольном  образовательном  учреждении реализация программы  по словарной работе осуществляется  через систему соответствующих  занятий.

Все виды занятий по развитию словаря осуществляются в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей. В процессе  занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление  в процессе их ознакомления с предметами окружающего мира.

Расширяются и углубляются  знания  об окружающем мире.

По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка.  

Процесс освоения обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, формирует способность устанавливать причинно-следственные связи. При этом не только обогащается и активизируется словарь, но и активно развивается способность рассуждать.

Педагогу  следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу,  расширению активного запаса слов; учить, при сравнении предметов, выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия.

 Интенсивное развитие психики  дает ребенку сделать важные  шаги в приобщении  к миру  взрослых и предметов, созданных  их трудом.

В процессе словарной работы, как в решении и других речевых задач, необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Содержание работы на каждом этапе усложняется  в зависимости от возраста детей,  сформированности у них творческих проявлений и от индивидуальных различий.

Формируя представления детей о предметах, важно довести до дошкольника мысль о многообразии предметного мира, о том, что создание его человеком – не самоцель, а удовлетворение  собственных потребностей и потребностей людей.

Таким образом, при правильном планировании и реализации системы по ознакомлению с предметным миром повышается уровень компетентности ребенка в предметном мире, а так же развивается словарь детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2.

Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром

2.1. Диагностика.

Экспериментальную часть своей работы проводила на базе МБДОУ «Дюймовочка» Фроловского района Волгоградской области в средней возрастной группе. Экспериментальная  группа   была в  составе  10 человек: 5  девочек  и  5  мальчиков.

 Констатирующий    эксперимент.

В начале всей работы необходимо было проверить уровень развития словаря дошкольников. С этой целью использовалось наблюдение. При наблюдении за детьми (на занятиях, в игровой деятельности, на прогулках), было отмечено, что они в общении мало используют прилагательные, обозначающие качества, свойства, состояние предметов и явлений, в их словаре преобладают существительные и глаголы. Затем была проведена диагностическая работа, которая позволила нам определить, насколько успешно дети владеют простейшими родовыми понятиями, умением составлять описательный рассказ, насколько логично они научились мыслить, проявлять сообразительность и находчивость,  и  главное,  на  каком  уровне  развития находится  их  активный  словарь. А также  определить  отношение  детей  к  окружающему  рукотворному  миру предметов. За  критерии  были  взяты  следующие  показатели:

Высокий - Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью которого может объяснить, почему предмет таков. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам.

Средний - Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами.

Низкий - Не владея видовыми понятиями, ребенок путает сходные предметы ближайшего окружения. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь.

Детям давались тестовые задания, разработанные Марией Вадимовной Крулехт (см. Приложение №  2)

  В эксперименте  выявлялся  словарь детей  по  следующим   понятиям: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Посуда», «Обувь».    Дети  выполняли  серию заданий  по  всем  группам  предметов.

  Итоги  констатирующего  эксперимента  заносились в таблицу  (см. Приложении  № 1, таблица № 1).

Из этих итогов стало ясно, что дети лучше всего справились с названием предметов из группы «Мебель», здесь высокие показатели самые большие 50% - и 50% - средние.

Хуже всего дети усвоили слова из группы «Посуда», здесь низкие показатели были самыми большими – 50%, средние составили – 40%, а высокие – 10%.

Сам констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей чуть ниже среднего, так как:

-высокие показатели составили всего – 20%,

-средние  показатели – 53,5%,

-низкие  показатели – 26,5%.

На основании полученных результатов был сделан следующий вывод: необходимо организовать занятия с детьми по использованию в речи существительных и прилагательных. Определились задачи работы формирующей части эксперимента:

Информация о работе Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром