Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.
Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.
Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Список литературы.
2. Формирующий эксперимент
Работа в формирующей части эксперимента началась с планирования деятельности (см. приложение № 3). Работа была построена так, чтобы она проходила в первом и во втором блоке деятельности и включала несколько направлений нашей работы.
Первое направление словарной работы предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих не только название предметов и действий с ними, но и ознакомление со свойствами и качествами предметов, их назначение строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены. Освоение указанного содержания основывается на развитии дифференцированного восприятия предметов: умения видеть его части и детали, фокусировать внимание на одной из его характеристик, абстрагируясь от других. При этом словарный запас ребенка пополняется прилагательными, наречиями (см. Приложение № 4 Занятий по знакомству с предметным миром)
Для реализации этого направления также мы организовали такие образовательные ситуации, как рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение их свойств и качеств. Для рассматривания выбирали предметы с ярко выраженными структурными частями, понятным им назначением и строением. При выборе предметов руководствовались значимостью знаний об их строении для успешности детской деятельности. Например, для того чтобы интересно и разнообразно играть с грузовиком, необходимо знать его строение и назначение каждой части; кузова, кабины, колес. Чтобы правильно пользоваться чашкой, надо знать, для чего она предназначена, почему у чашки есть ручка, а у стакана ее нет. Чтобы научиться правильно, одеваться надо научиться различать перед и зад у колготок, правый и левый тапочек, понимать для чего на рубашке так много пуговиц и почему нужна застежка на платье. Эти знания помогают ребенку сознательно выполнять правила бережного обращения с предметами: нельзя бросать чашку в мойку или ронять ее на пол, потому что отобьется ручка, и нельзя будет пить из нее горячий чай; надо аккуратно расстегивать пуговки на рубашке, иначе они оторвутся. Поэтому при рассматривании предмета учили не только показать его части, но и устанавливать связи между назначением и строением, назначением и материалом, из которого сделан предмет; при этом предмет воспринимается ребенком как система, нарушение целостности которой приводит к ее разрушению и утрате функционального назначения. Так, из чашки без ручки нельзя пить горячий чай – обожжешься; машина с отломанными колесами не сможет перевезти груз; рубашка с оторванными пуговицами не будет защищать от холода и т.д.
Второе направление словарной работы мы реализовали в процессе ознакомления детей с качествами и свойствами предметов и материалов. Словарный запас детей пополняется за счет слов, обозначающих не только свойства и качества, но и обследовательские действия, которые позволяют их определить. Совершая их дети узнают разные качества предметов (твердый – мягкий, гладкий – шероховатый, холодный – теплый – горячий, тяжелый – легкий, прозрачный – непрозрачный), учатся выполнять и называть соответствующие обследовательские действия (надавить, сжать, погладить, взвесить и т.д.). Выявление свойств предмета (прочный, хрупкий; рвется, мнется, размокает, тает, горит, тонет, бьется и т.д.) требует более сложных действий (разорвать, смять, опустить в воду, ударить, бросить и т.д.). Организации познавательной деятельности каждого ребенка является важнейшим условием успешности решения данной задачи.
Знакомили детей со свойствами и качествами материалов: песок, глина, пластилин, бумага (и ее разновидностями), ткань (и ее разновидностями), металл, дерево стекло, пластмасса, резина.
При этом речь детей обогащается за счет активизации относительных прилагательных: металлический, деревянный, стеклянный, резиновый, пластмассовый и т.д.
При реализации первого направления мы обращали особое внимание на то, чтобы дети освоили основные обследовательские действия: их название и способ выполнения, что поможет в будущем самостоятельно выявлять особенности предметов, характеризовать их свойства и качества. Пополняли словарь детей названиями предметов и их действий.
Второе направление словарной работы предполагает освоение слов, обозначающие видовые и родовые обобщения. В среднем дошкольном возрасте дети уже умеют объединять в одну группу и называть одним словом предметы, имеющие некоторые внешние сходные признаки, поэтому способны освоить видовые обобщения (чашка, тарелка, стул, кровать и т.д.). Мы учили детей сравнивать, обобщать, формировали способности устанавливать причинно – следственные связи. Развивали способность рассуждать.
Освоение родовых обобщение так же осуществлялось в совместной деятельности воспитателя с детьми, эта работа требует активного руководства. Мы формировали такие родовые понятия как, игрушки, посуда, одежда, мебель, обувь, транспорт.
Для этого с детьми проводились разнообразные дидактические игры: «Магазин», «Что не так», «Найди лишний предмет», «Переезжаем на новую квартиру», «Веселое лото» и т.д.. (см. Приложение №5).
На занятии «Игрушки» систематизировали знания детей об игрушках; формировали обобщающие понятия «игрушки»; совершенствовали умение описывать предмет, указывая на его существенные признаки, учили узнавать по описанию. Применяли игры «Найди предмет по описанию», «Что предмет расскажет о себе» и т.д.
На занятии «Поиграем с нашими гостями» учили сравнивать предметы одного вида; группировать картинки по функциональному признаку; активизировать название одежды, обобщающие слова: мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи. Применяли дидактические игры: «Что лишнее?», «Посмотри и запомни», «Наведи порядок».
Мы учили детей находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщений в речи.
После того как дети освоили родовые обобщения мы упражняли детей в квалификации, показывая разные варианты: посуда – столовая, кухонная, чайная; одежда – летняя, зимняя, демисезонная ; транспорт – пассажирский, грузовой; наземный, водный, воздушный и т.д.
Для этого применяли игры: «Посмотри и запомни», «Путешествие в страну вещей», «Магазин », «Какой из 4 предметов лишний» и др.
Для этого проводили занятия направленные на освоение видовых обобщений, занятия по формированию родовых обобщений, упражняя в классификации. Реализуя данную систему словарной работы, можно решить все задачи по обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов, ознакомлению с предметным миром.
3. Контрольный эксперимент.
После формирующего эксперимента провели по той же тестовой методике контрольный эксперимент. Цели и результаты констатирующего и контрольного эксперимента мы свели в таблицу. Представляем ее.
№№ |
Цели констатирующего эксперимента |
Результат |
Контрольный эксперимент |
Результат |
Вывод |
1 |
Установить умение детей классифицировать предметные картинки по группам: мебель, посуда, одежда. |
Трудности в обобщение информации. |
Установление способности детей классифицировать предметные картинки по группам: о мебель, посуда, одежда. |
При использовании наводящих вопросов дети обобщали информацию, называли предметы одним словом. |
Занятие развило способность детей к обобщению. |
2 |
Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку. |
Дети испытывали трудности в определении при- знаков некоторых предметов. |
Установление, знания детьми признаков предметов. |
Детям знакомы все признаки предметов. |
Занятие позволило расширить диапазон знаний детей о прилагательных. |
3 |
Установить умение детей подбирать слова - антонимы. |
Дети довольно легко подобрали антонимы, т.к. в игре были использованы знакомые детям понятия. |
Установление умения подбирать слова - антонимы. |
С заданием справились блестяще. |
В ходе повторного занятия закрепили знания детей. |
Итоги также были сведены в таблицу (см. Приложение № 1, таблица № 3)
Контрольный эксперимент показал, что уровень детей значительно увеличился. Из эксперимента мы видим, что также как и в констатирующем эксперименте лучше всего дети справились с названиями предметов из группы «Мебель», здесь опять высокие показатели самые большие -100%, а группа «Посуда», опять оказалась самой трудной, детям приходилось задавать наводящие вопросы, результат составил 50% - высокие показатели и 50% средние показатели. В основном с заданиями все справились, это хорошо видно в процентном соотношении констатирующего и контрольного эксперимента:
Игрушки |
Одежда |
Посуда |
Транспорт |
Мебель |
Обувь | |||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после | |
В |
10 |
80 |
20 |
60 |
10 |
50 |
10 |
60 |
50 |
100 |
20 |
80 |
С |
70 |
20 |
40 |
40 |
40 |
50 |
50 |
40 |
50 |
0 |
70 |
20 |
Н |
20 |
0 |
40 |
0 |
50 |
0 |
40 |
0 |
0 |
0 |
10 |
0 |
Вывод
В ходе практических занятий была продолжена работа по ознакомлению детей с предметным миром. На занятиях изучались признаки предметов, использовались как сами предметы, так и их изображения. Дети учились распознавать предметы по их признакам, характеристикам и с помощью тактильных ощущений. Так же был разработан план работы по ознакомлению детей с предметным миром. Последовательность дидактических игр была установлена в соответствии с поставленными задачами. В ходе эксперимента была апробирована система работы по развитию словаря детей дошкольного возраста. Данная система дала положительные результаты. Дети начали активно применять в речи признаки предметов, обобщающие слова и научились определять материалы, из которых они состоят. Знания закреплялись за счет повтора занятий и игр. Результат оценивался в ходе опросов. Таким образом, задачи, поставленные в практической части дипломной работы, были выполнены. Также была доказана состоятельность нашей гипотезы о том, что развитие словаря происходит через ознакомление с предметным миром.
Заключение
С каждым годом неуклонно растет объем знаний, который нужно передать подрастающему поколению. Для этого создаются новые программы подготовки детей к школе в дошкольных учреждениях. Чтобы помочь детям справиться с решением сложных задач, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего оно играет большую роль в их умственном развитии.
Родной язык — это «ключ, который открывает детям сокровища знаний». Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре (художественной литературе, фольклору, изобразительному искусству), получают знания об окружающем мире (животном и растительном царстве, о людях и их взаимоотношениях и т.д.). Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. А так как любое слово является в той или иной мере обобщением, то в процессе овладения речью у ребенка постепенно развивается логическое мышление. Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Обучение родному языку создает больше возможности для нравственного развития дошкольников. Слово помогает развитию совместной деятельности детей, сопровождая их игры и труд. Через слово ребенок усваивает нормы морали, нравственные ценности. Таким образом, роль родного языка во всестороннем развитии ребенка огромна и неоспорима. В ходе выполнения курсовой работы была изучена литература по выбранной теме, выявлен уровень развития речи детей и разработан план занятий. Детям не только предоставлялась возможность больше говорить, давался материал и темы для устных высказываний. Были подобраны игры, проведена целенаправленная работа над речью детей, отработаны принципы формирования устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Эффективность предлагаемой системы игр оказалась довольно высокой, следовательно, цели дипломной работы достигнуты.