Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:59, курсовая работа
Актуальность: проблеме развития письменной речи у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
– большая распространенность среди младших школьников допущения ошибок, обусловленных несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
– многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфических ошибок, привлекающие к ним внимание специалистов из разных областей науки (психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов, клиницистов);
Введение 3
Глава I. Теоритические особенности дисграфических ошибок и методические аспекты их логопедической коррекции у учащихся младших классов с умственной отсталостью
1.1. Этиология умственной отсталости 8
1.2. Особенности развития речи младших школьников с умственной отсталостью 10
1.3. Особенности нарушений речи младших школьников с умственной отсталостью 14
1.4.Особенности нарушений письма у младших школьников с умственной отсталостью. Классификация дисграфий 17
1.5. Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников 25
1.6 Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии 27
Выводы по I главе 31
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции дисграфических ошибок у учащихся младших классов с умственной отсталостью
2.1 Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент 34
2.2 Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента 41
3.3 Оценка результатов экспериментальной работы (контрольное исследование) 44
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Литература
6. "Зашифруй предложение".
Для запоминания даются
Попросите ребенка "зашифровать" предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.
7. "Придумай, как запомнить слова". Ребенку объясняется, что, для тоге чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;
машина картошка самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа поезд, фонарь, свеча.
8. "Стенограф". Для этого
задания потребовались
а) события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
б) каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
в) каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.
9. "Цепочка ассоциацию". Необходимо запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. "Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца". Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала
10. Необходимо научить
ребенка таким широко
IV. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы,
В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в "морской бой", "крестики-нолики", шашки, карты; шарады; задания типа "найди семь отличий" и т. п.
1. "Закончи предложение". Ребенку предлагается: "Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово".
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
2. "Найди сходство и различия". Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей - воробей, лето - зима, стул - диван, береза - ель, самолет -автомобиль, заяц - кролик, очки - бинокль, девочка - мальчик и далее.
3. "От частного к общему". Ребенку объясняется, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т. п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например, яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.
Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребёнок подбирает подходящее понятие из второго ряда:
а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро:
б) овощ, время года, сторона горизонта, осадки, ягода, водоём, птица.
4. "Чего больше?" Ребенок должен ответить на, вопрос: "Чего больше: берёз или деревьев земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?" - и обосновать свой ответ.
5. "От общего к частному".
Задание, обратное предыдущим. Ребенок
должен выстроить "дерево", стволом
которого является общее
6. "Подбери общее понятие". Ребенку предлагается назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:
Яблоко, груша - …; стул, шкаф - …; огурец, капуста - …; ботинок, сапог - …; кукла, мячик - …; чашка, тарелка - …;кошка, слон - …; нога, рука - …; цветок, дерево - …; окунь, щука - …; роза, одуванчик - …; март, сентябрь - …; дуб, береза - …; фонарь, лампа - …; дождь, снег - … .
То же упражнение выполняется с наречиями, прилагательными, глаголами.
"Классификация по зрительному образцу". Для данного упражнения использовалось детское лото. Картинки были разложены и ребенку предлагалось выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку – все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи (отличаются) эти приметы.
Можно выбирать картинки по определенному заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.
"Разложи по группам".
Ребенку предлагается
"Классификация по обобщающему слову". По заданному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые ему будут соответствовать.
"Лишнее слово" ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для тех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: "Какое слово лишнее? Почему?".
А. Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра.
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.
Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный
11. "Ранжирование". Ребенку объясняется, что такое ранжирование, и просят его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука — шея — палец — нога; снежинка — сосулька — айсберг —л ьдина — сугроб; улица — квартира — город — страна — Земля; младенец — юноша -мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.
12. "Многозначность слов". Игра "Посмотри, как интересно!". Называть ребенку какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1-3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.
13. "Вставь пропущенное слово". Ребенку объясняется, если он не справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных задач. Из первого примера ясно, что искомое слово роса образовано из пятой и четвертой букв первого слова и из третьей и четвертой — второго. Усвоив алгоритм решения (в других примерах он будет другой), ребенок должен найти нужный ответ.
БАГОР (РОСА) ТИСАК ГАРАЖ (...) ТАБАК
(ответ: жаба)
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (...) МИРАЖ
(ответ: кожа)
ВОСК (СОХА) ФРАХТ СКОТ(...) ФРОНТ
(ответ: окно)
КАНВА (ВНУК) УЛИКА ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ
(ответ: слон)
14."Садовник". Надо пройти так, как шел садовник. Он обошел по порядку все яблони (на рисунке — точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки.
15. "Полянки". Ребенку предлагается рисунок "Полянки" и зашифрованное письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла ему найти путь.
Предложите выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором надо найти домик по инструкции психолога, например: "Вверх, направо, направо вниз, налево вниз" и далее. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему самостоятельно.
16. "Методы Равена и Айзенка". Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка: "Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?"
На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.
17. "Продолжи ряд чисел". Даны ряды чисел. Отметьте вместе с ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.
6 9 12 15 18 21 (...) (ответ: 24 27 30 33)
5 10 15 20 25 30 (...) (ответ: 35 40 45 50)
16 12 15 11 14 10 (...) (ответ: 13 9 12 8)
15 12 14 11 13 10 (...)
3 7 11 15 19 23 (...)
11 16 14 19 17 22 (...)
18. "Найди три числа". Ребенку предлагается: "Напиши три следующих числа в каждом ряду".
24 6 8(...)(ответ: 10 12 14)
1 47 10 (...) (ответ: 13 16 19)
21 17 13(...)(ответ:9 5 1)
18 10 6 4(...)
25 8 11 (...)
8 12 16 20 (...)
Помимо этого, в качестве коррекционного и абилитационного можно использовать материал, широко представленный в "Альбоме" Семенович А.В. (раздел "Интеллектуальные пробы") [22, с. 172].
V .Формирование навыков
внимания и преодоления
В силу способа организации эти упражнения также играли функцию физминутки.
Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех: этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: "Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный (и далее)?
1. "Стоп-упражнения". Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены: известные упражнения "Море волнуется", "Замри — отомри" и др.
2. "Зеваки". Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые- они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.
3. "Условный сигнал". Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе); встать и пробежать по кругу проговорить
скороговорку и так далее.
4."Четыре стихии". Дети сидят (стоят) в кругу. Логопед договаривается с ними, что, если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз (присесть, произнести слово, относящееся к земле, например, трава: изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т.д.); при слове воздух – поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь – произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и тому подобно).