Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73
Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат, потому что они вместе играют, потому что играть и дружить для них равнозначно. Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения. Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании ново, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.д., [3]
Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.
Таким образом, можно выделить следующие особенности эмоционального развития дошкольников:
1. Ранние эмоциональные проявления связаны с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей.
2. Эмоции дошкольников в раннем возрасте носят бессознательный характер.
3. Такие эмоции как сочувствие и сострадание проявляется в 2-3 года.
4. Положительные эмоции у дошкольников развиваются в игре.
5. Проявление чувств в раннем возрасте носит аффективный характер.
6. Контроль над эмоциями и поведением возникает у дошкольников в старшем возрасте.
7. Эмоциональное развитие дошкольников тесно связано с интересами, мотивами, потребностями.
Зарубежными психологами показано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере с одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным. Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, чаще общаясь и включаясь в совместную с ними деятельность.
В общении с любящими родителями, дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения. Усвоение норм морали, также как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника., [2]
Благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию к концу дошкольного возраста формируется его центральное новообразование – самосознание. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной, чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников или не вписывается в систему этих отношений Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.
Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В целом, самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта и из общения со взрослыми и сверстниками., [2]
Ребенок, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.
Можно выделить виды эмоций, которые могут проявляться в дошкольном возрасте (положительные: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удивление; отрицательные: страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение).
Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследователей позволил сделать вывод, что эмоциональное развитие дошкольников это социально-психический процесс, который возникает как реакция на жизненно-значимое воздействие и вызывает разнообразные изменения в телесных функциях психических процессов и в деятельности субъекта в целом [А.Н. Анохин]. Эмоциональное развитие дошкольников можно представить в виде трёх компонентов: когнитивный (знания дошкольника об эмоциях), эмоциональный (эмоциональные реакции), поведенческий (умение сдерживать гнев, умение выражать негодование, радость).
Эмоции ориентируют ребенка, направляют его активность. Они отражают общее отношение к предметному миру, к событиям, к людям. Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников представляется актуальной с позиции его социального развития. Говоря о многих детях дошкольного возраста, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоциональной сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. По мнению А.О. Прохорова незрелость эмоциональной сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности, страдает сфера коммуникации . А.А. Крыловым отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения .
При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление-формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Эмоциональное развитие дошкольников как сложный психологический процесс развивается под влиянием многих факторов: общение со сверстниками, игровая деятельность, общение со взрослыми; средства массовой информации, художественно – эстетические средства и др. Но особенно значимым средством развития эмоциональной сферы дошкольника в силу специфики его возраста является организация игровой деятельности.
1.2 Характеристика сюжетно ролевых игр в дошкольной педагогике.
Основная цель эмоционального развития дошкольника заключается в создании условий для личностного роста, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка. Уровень формирования эмоциональной сферы человека существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, наличие механизма эмоционального предвосхищения, являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению.
Одна из главных ролей в эмоциональном развитии дошкольника, как младшего, так и старшего возраста, отводится игре. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.
Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых., [12]
Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации»
А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Определений самого понятия «игра» множество, но можно обобщить их:
Игра - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе. [5,6].
Советские психологи разработали положение о том, что игровая деятельность детей возникла в ходе культурно-исторического развития общества, что содержание и способы осуществления игры социальны по своей природе [7, с.63]. «Игра человеческого ребенка социальна по своему происхождению и по своей природе» (Д. В. Эльконин)[12]. Её возникновение связано с определенными исторически сложившимися условиями жизни ребенка в обществе. В современной педагогической теории игра перестает быть стихийно сложившимся образовательным полем и становится «инструментом» воспитания. Очевидно, что проблема педагогически целенаправленного формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста была подготовлена всем ходом развития педагогики игры.
Впервые игра была включена в общую педагогическую систему воспитания ребенка в трудах выдающегося педагога Ф. Фребеля в первой половине XIX в., создавшего образовательное учреждение, названное «детским садом», в котором широко применялся игровой метод воспитания.
Методология Ф. Фребеля, восходя к Гегелю и другим представителям немецкого классического идеализма, определяет игру как деятельность. Этот подход к пониманию сути игры оказался исторически наиболее продуктивным и нашел свое отражение в общей психологической теории деятельности и ее развития.
Большое значение самостоятельной игры для детского развития отмечал Д. Дьюи. По его мнению, действительность, воспроизводимая ребенком в игре, должна быть ему знакомой, непосредственной и реальной по своему характеру, т.е. игра должна быть направлена на воспроизведение домашней и близкой ему жизни, иначе ребенок смешивает реальное и воображаемое, что затрудняет его подготовку к жизни [8, с. 8].
Особое внимание к игре мы находим в трудах К. Д. Ушинского. Понимая игру как проявление собственных замыслов ребенка, он подчеркивал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, не играет он и тогда, когда его заставляют играть. Игра должна быть непременным содержанием жизни ребенка.
Исследования игры в послереволюционный период проводились достаточно интенсивно (Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая и др.). А. М. Горький подчеркивал социальный характер игры. Именно в процессе соприкосновения с окружающей социальной средой у ребенка зарождается осуществляемое в игровой деятельности стремление познать и активно воздействовать на окружающий мир. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», - говорил он. Не менее велика воспитательная роль игры. У ребенка в игре воспитывается ловкость, подвижность, жизнерадостность, формируется отношение к явлениям общественной жизни, к людям, их обязанностям, их труду, их быту и нравам [9, с. 119-120].
Н. К. Крупская, выделяя игру как наиболее специфичную для детей дошкольного возраста деятельность, считала ее средством всестороннего воспитания. Она сравнивала игру с учебой и трудом: играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения [10, с. 5].
Е. А. Аркин рассматривал игру как основное средство укрепления здоровья детей, обеспечивающее их эмоционально – положительное состояние. Создание бодрого и радостного настроения детей посредством организации их игровой деятельности – задача, сформулированная в 20 – 30-е годы прошлого века, вошедшая в программные и методические документы для детского сада.