Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73
проявление нравственных чувств (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.).
В соответствии с критериями, определяющими уровень взаимоотношений в игровой деятельности, можно выделить (условно) четыре группы детей дошкольного возраста.
К первой группе относятся дети, легко и свободно включающиеся в игровую деятельность. Они сами проявляют в этом инициативу, у них широкий круг общения, есть постоянные друзья. Такие дети редко вступают в конфликты, умеют самостоятельно регулировать отношения, соблюдают правила поведения в игре, делятся игрушками. Они доброжелательны, внимательны, вежливы. Совместная игровая деятельность с другими детьми у них относительно продолжительная (до 40 мин).
Во вторую группу входят дети, которые с положительной стороны проявляют себя во взаимоотношениях со старшими и дошкольниками в игре. Они готовы оказать помощь товарищу, делятся игрушками, положительно относятся к правилам в совместных играх, но сами почти не проявляют инициативы в установлении контактов. В совместных играх выполняют второстепенные роли, однако, могут играть длительно и бесконфликтно.
У детей третьей группы явно выражено стремление к совместной деятельности, они умеют организовать общую игру, пригласить в нее товарища. Однако выполнение правил поведения неустойчивое, контакты с детьми кратковременны (10-15 мин), нередко по их вине возникают конфликты.
Наконец, четвертую группу составляют дети, которые редко принимают участие в совместной деятельности. Они не умеют подчинять свое поведение общеустановленным нормам и правилам, часто мешают в игре другим, не хотят делиться игрушками, в обращении со сверстниками допускают грубость.
Определение уровня взаимоотношений детей дает возможность строить работу так, чтобы сформировать отсутствующие или недостаточно развитые качества для положительных взаимоотношений. С этой целью можно определить основные задачи воспитания каждой подгруппы и каждого ребенка в ней по формированию навыков игровой деятельности. Так, в отношении детей первой группы основной задачей является воспитание устойчивости положительных взаимоотношений; для детей второй группы - воспитание инициативности в установлении контактов, а для детей третьей и четвертой групп - воспитание нравственных чувств (доброжелательности, сочувствия, взаимопомощи). На специфику формирования навыков игровой деятельности в старшем дошкольном детстве влияют следующие особенности личностного и психического развития детей этого возраста:
- усложнение ведущего вида деятельности – игры до многоуровневых конструкций сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций; преобладание в мышлении наглядно-образного типа;
- формирующаяся произвольность, преднамеренность и целенаправленность психических процессов; необходимость ощущения ситуации успеха при участии в игровой деятельности.
Исходя из вышеизложенного, предпосылками формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста являются развитие самостоятельной деятельности - игры и общения, воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи и воли. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (А.И. Аржанова, В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский) убеждают в том, что стихийно складывающиеся в детских коллективах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств. «...Не сразу заметишь в группе беду - чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотического эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются... Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие - только подчиняются» .
Основными формами, способствующими эмоциональному развитию в игровой деятельности у детей дошкольного возраста можно назвать следующие:
специальная организация игр дошкольников со вспомогательными и разъяснительными моментами;
игротерапия; проведение бесед с детьми о формах и способах игры, приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками в игре;
использование игр-упражнений, направленных на: умение играть вместе, выполнять игровую роль;
умение вежливо обращаться, знание норм поведения, умение организовывать игру, умение проявлять эмпатию, переживать радость от общения со сверстниками, умение делиться и пр.
Один из способов эмоционального развития дошкольников - игровая терапия, которую М.И. Чистякова характеризует как «метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности» .
Однако помимо организации специальных занятий, немаловажной является руководство игровой деятельностью детей, причем руководство это должно быть основано на реальных исследованиях и наблюдениях за конкретной группой детей, выявлении определенных проблемных сторон в игре в данной группе. Руководство игрой является крайне необходимой мерой, ведь в игре у ребенка впервые возникает соподчинение мотивов, поэтому ее можно считать «школой произвольного поведения», овладения правилами совместного существования. Направляя игру, педагог учит детей простейшим нормам, правилам, которые становятся регулятором положительных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают уровень детского поведения. Усвоение правил поведения в быту и особенно в играх («Играть надо дружно», «Нельзя отбирать игрушку у товарища, если он с ней играет», «Все вещи и игрушки надо убирать на место» и др.) является важнейшим условием укрепления нравственного поведения, формирования позитивных взаимоотношений. Педагог должен умело использовать игру в педагогическом процессе, четко определять объем и содержание правил, их соответствие возрастным возможностям детей.
В педагогике сюжетно-ролевые игры делятся на бытовые, производственные, общественные, хотя это деление условно. Для детей старшего дошкольного возраста характерны как игры на бытовые и несложные производственные темы, так и общественные виды игр, а также сложны по своей сюжетной организации производственные игры и игры-драматизации. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений «самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Содержание игры направляет чувства играющих, их поведение, отношение друг к другу. Уровень игровой деятельности определяет характер, длительность общения детей, а следовательно, и их взаимоотношения. На этом основании Д.Б. Эльконин рассматривает сюжет и выполнение ролей в игре как главные средства первоначального вхождения ребенка в те сферы жизни общества, в которых он не может еще принять непосредственное участие. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Чем больше таких ролей, тем большее количество детей может объединиться в одной игре. Количество ролей, так же как и количество участников в одной игре, определяется в свою очередь знаниями детей о явлениях окружающей жизни. Самостоятельно дошкольники не всегда выбирают интересные и ценные в воспитательном отношении игры. Во многих случаях это приводит к появлению стереотипных, повторяющихся изо дня в день игр, в которых скупо отражается действительность, мало фантазии, инициативы.
В отличие от индивидуальных в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом. Воспитатель обязан создавать самые благоприятные условия для того, чтобы дети продвигались «от игр одиночных к играм различного взаимодействия или к играющим группам и, наконец, как уже самый высокий уровень от игровых групп к играющим коллективам. Но наряду с этим на характер взаимоотношений влияет уровень воспитанности нравственных чувств детей - степень овладения нравственными представлениями, умениями, навыками, привычками и др. Следовательно, не всегда «хорошая», т.е. содержательная, игра обусловливает хорошие взаимоотношения; бывает и наоборот - в малосодержательной, бедной в нравственном отношении игре устанавливаются длительные бесконфликтные отношения детей. Другое дело, что такие взаимоотношения не оказывают развивающего влияния на ребенка. Поэтому очень важно знать, как и при каких условиях самостоятельная игровая деятельность будет способствовать формированию и развитию положительных взаимоотношений, какие качества личности должны быть сформированы у детей в процессе всей учебно-воспитательной работы.
Особое значение имеют игры-занятия, организуемые с детьми младшего дошкольного возраста и обеспечивающие формирование устойчивых чувств, общих интересов, взаимных привязанностей. Р.И. Жуковская рассматривает игры-занятия как своеобразную форму обучения, форму организации педагогического процесса в целом, которая помогает формировать культуру поведения, нравственные чувства, интересы, сосредоточивать внимание детей на доступных их пониманию жизненных явлениях. Подражая играм-занятиям, дети самостоятельно развивают содержание совместных сюжетно-ролевых игр. В последние годы педагоги все чаще обращаются к играм-занятиям как эффективному средству формирования взаимоотношений детей. Так, Р.А. Иванкова, Л.В. Артемова, А.А. Анциферова и Н.А. Бойченко использовали игры-занятия для формирования положительных взаимоотношений детей. Данные, полученные ими, показывают, что игры-занятия могут и должны найти определенное место в педагогическом процессе, они могут способствовать не только повышению уровня самостоятельных игр, взаимодействий детей в них, но и повышению культуры нравственных чувств, накоплению знаний, формированию навыков поведения, социально значимых мотивов, интересов, воспитанию воли, а также эмоциональному развитию.
Изучение опыта педагогической практики дошкольных учреждений показало, что уровень совместной игровой деятельности и взаимоотношений детей не всегда удовлетворителен: игры кратковременные, бедные по содержанию, отношения конфликтные. Некоторые воспитатели стремятся управлять детскими взаимоотношениями, используя различные приемы (создание атмосферы доброжелательности, сердечности, установление контактов, участие в игре воспитателя, объединение детей в игре, положительная оценка воспитателем поведения ребенка, размещение игрушек и др.), однако без активного влияния на содержание деятельности дошкольников. При таком подходе наблюдается некоторый разрыв между воспитанием, обучением и организацией жизни детей. В работе воспитателя упускаются связи между видами занятий и видами деятельности (обучением и игрой), а также такое важное педагогическое средство, как формирование общих интересов к играм.
В целях повышения уровня взаимоотношений в коллективе опытные воспитатели стараются обогащать знания детей, развивать интерес к явлениям общественной жизни и на основе этого повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них.
Таким образом, игровая деятельность детей есть специфический вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми в игровой форме действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности. Предпосылками формирования навыков игровой деятельности дошкольников являются развитие самостоятельной деятельности (игры и общения), воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, привычек поведения, речи и воли. Основными формами, способствующими эмоциональному развитию в игровой деятельности старших дошкольников можно назвать следующие: организация игр дошкольников со вспомогательными и разъяснительными моментами; игротерапия; проведение бесед с детьми о формах и способах игры, приемлемом и неприемлемом поведении в игре; использование игр-упражнений, направленных на: умение играть вместе, выполнять игровую роль; умение вежливо обращаться, знание норм поведения, умение организовывать игру, умение проявлять эмпатию, переживать радость от общения со сверстниками, умение делиться.
Психолого-педагогический эффект ролевых игр выражается в:
- готовности после игры видеть себя и свои отношения с людьми более точно и реалистично;
- направленности на постановку важных вопросов в жизни человека, которые раньше ставить не приходилось;
- появлении (усилении) интереса к осознанию и раскрытию своей индивидуальности;
- получении навыков игрового преодоления сложных житейских ситуаций;
- раскрытии нравственных резервов личности.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра - это форма воссоздания социальной действительности, наложенная на определенный, заранее заданный сюжет. Педагогическая ценность ролевых игр в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлекательным развлечением.
Н.М. Аксарина, обобщая педагогические приемы руководства игрой, отмечает, что для возникновения и развития игры необходимо, прежде всего:
1. обогащение впечатлений детей об окружающем мире;
2. обеспечение их игровым материалом, актуализирующим эти впечатления;
3. соответствующее игре обучение.
Эти положения явились основой комплексного метода руководства игрой. Комплекс педагогических условий должен учитывать как постепенное обогащение жизненного и игрового опыта, так и непосредственное руководство самостоятельной игрой детей, побуждающее их к творческому воспроизведению действительности поэтапного усложняющимися способами и средствами. С этой целью необходимо взаимосвязано использовать следующие педагогические условия: знакомить детей в их активной деятельности с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно игровой среды; активирующее игру общение педагога с детьми в процессе самой игры.
Игра может служить эффективным средством для выражения тех объективных отношений, к которых живет ребенок вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от обучения со сверстниками или перевоплощение в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей. Игровая деятельность может быть использована педагогами и в некоторых иных целях, а именно в целях выявления некоторых особенностях эмоционального неблагополучия ребенка.