Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

а) редко;

б) иногда;

в) часто.

4. Проявляет ли ребенок  эмоции в неадекватных ситуациях  (смеется, когда рассказывают грустную историю и др.):

а) никогда;

б) редко;

в) часто.

5. Проявляет ли ребенок  сочувствие, сопереживание к сверстникам, героям сказок и др.:

а) всегда;

б) редко;

в) никогда.

6. Как ребенок общается  со сверстниками:

а) активен, инициативен, общается с удовольствием, круг общения широкий;

б) общается неуверенно, круг общения узкий;

в) почти не общается, замкнут в себе.

7. Как общается ребенок  с воспитателями и другими  взрослыми:

а) свободно, раскованно;

б) сдержанно, неуверенно;

в) скованно, пассивно.

8. Характерна ли для  ребенка боязнь безопасных предметов, чрезмерная осторожность:

а) нет;

б) иногда;

в) часто.

9. Как часто ребенок  проявляет капризы, упрямство:

а) редко;

б) иногда;

в) часто.

10. Характерны ли для  ребенка следующие проявления: замкнутость, тревожность:

а) нет;

б) в незначительной степени;

в) да.

11. Способен ли ребенок  управлять своими эмоциями (сдерживать  смех в ситуации, где он неуместен и др.):

а) почти всегда;

б) редко;

в) никогда.

12. Характерны ли для  ребенка следующие вегетативные проявления: покраснение кожи, потливость, плохой сон и аппетит, энурез (недержание мочи), скованность движений и др.:

а) никогда или очень  редко;

б) иногда;

в) часто, почти всегда.

Обработка результатов

За каждый ответ соответствующий  букве А, начисляется 0 баллов, букве Б - 1 балл, букве В - 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация данных.

Если получилось в  сумме от 0 до 12 баллов, то можно констатировать, что ребенок эмоционально благополучен.

Если же сумма равна 13-18 баллам, то можно полагать, что  ребенок не вполне эмоционально благополучен.

Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Примечание. Данный опросник может быть предложен для заполнения воспитателям, которые работают с ребенком, и родителям или другим взрослым, хорошо знающим этого ребенка.

 

 

 

 

Приложение 2

 

Методика  активного социально-психологического обучения дошкольников "Я и Мы".

 

Из десяти фундаментальных  эмоций детям младшего дошкольного  возраста наиболее понятны и доступны следующие радость, удивление, печаль (страдание), гнев.

Эмоции страха и интереса крайне трудно смоделировать для  малышей, поэтому работу с ними целесообразно  проводить, начиная с 5-ти лет. Также  следует поступить и в отношении эмоции пренебрежения (презрения) - младшим детям она попросту не понятна, в связи с недостатком у них социального опыта.

 

Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом:

  • Выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
  • Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
  • Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).
  • Создание условий для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других; для овладения средствами эмоциональной выразительности.
  • Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

 

 

Принципы формирования эмоциональной сферы младших дошкольников.

  • Принцип индивидуального подхода

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском саду предполагает: использование естественных тенденций и потребностей ребенка в овладении знаниями, умениями и навыками. Для малышей характерно яркое проявление эмоций. Маленький человек способен безудержно радоваться и безгранично печалиться. Однако типично мгновенная смена настроения - от смеха к плачу и наоборот Младшего дошкольника легко отвлечь от негативных эмоций.

Задача педагога выявить  и развить индивидуальные особенности  каждого ребенка. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого - проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации, при этом необходимо ориентироваться не на "паспортный", а на психологический возраст ребенка.

  • Постоянность процесса

Характерная особенность  формирования эмоциональной сферы  заключается, на наш взгляд, в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял  и открыл для себя, как ему следует  реагировать и поступать в  различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств - в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, воспитателю необходимо уметь "смотреть на себя со стороны", проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог - образец для ребенка.

  • "Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик" Д. Б. Эльконин

Оформление группы, расположение игр, игрушек, книг и пр. должно не только побуждать ребенка проявлять  эмоции, но становиться его социальным опытом.

Одно из первых эмоциональных  переживаний, которые формируются  у ребенка в детском саду - "хочу, не хочу идти в детский сад" Поэтому  крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, есть эмоционального комфорта.

Отметим, как одно из непременных условий создания специальной среды, организацию "уголка уединения" Младшие дошкольники, попадая в детский сад из дома, нуждаются в возможности на время "выйти" из коллектива, отдохнуть от него, получить эмоциональную разрядку.

  • "Я рядом. Мы вместе"

 Основополагающим принципом программы "Я и Мы" является формирование у ребенка такой концепции, когда он адекватно воспринимает себя - свои способности, отношения с другими людьми, уверен в своих силах Формирование положительной Я - концепции самым тесным образом связано с формированием эмоциональной сферы.

В младшем дошкольном возрасте эта работа только начинается. Специальных занятий-тренингов она  не предусматривает. Однако, слово педагога, его действия должны вселять в  ребенка уверенность в себе, развивать положительное отношение к сверстникам. Постараемся чаще замечать позитивные эмоции ребенка, направленные на других детей или вызванные собственным успехом. А, в случае проявления негативных чувств, напоминать ему о его положительном опыте.

 

Методы и приёмы, направленные на формирование эмоциональной сферы младших дошкольников:
  • Наблюдение

Наблюдая определенные ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и  какое влияние могут иметь  обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детьми воспитателю необходимо обращать внимание на следующее:

  • хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга,
  • как дети включаются в игровое обучение,
  • принимают чужую инициативу или сопротивляются ей,
  • кто из детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали,
  • какие отношения преобладают - добрые или конфликтные,
  • какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.

 

  • Социометрическое исследование

Проведение социометрических тестов недоступно для младших дошкольников. Однако, такие данные необходимы в работе педагога. От этого зависит:

    • эмоциональный комфорт ребенка,
    • конкретизация задач формирования эмоциональной сферы ребенка.

Социометрическое исследование воспитатель может провести в ходе наблюдения за детьми группы.

Известные детские психологи  предлагают следующие типы детей, в  зависимости от их положения в группе сверстников.

"Предпочитаемые" дети. Находятся в группе в атмосфере  любви и поклонения. Их ценят  за красоту, обаяние, уверенность в себе и пр. Однако дети с высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными.

"Пренебрегаемые. изолированные"  дети. Часто чувствуют по отношению  к себе равнодушие сверстников  или их снисходительность Их  принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, часто становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру. В эту категорию дети попадают по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, и дети мало его знают. Другой - "новенький". Третий - имеет физические недостатки, например, толстый, неуклюжий.

Таким образом, эмоциональное  благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

  • Наглядность

Известно, что наглядность - один из основных и наиболее значимых методов обучения младших дошкольников. Однако использование наглядности в решении задач формирования эмоциональной сферы малышей имеет свои особенности.

Эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление, возможно, изобразить лишь символически.

Поэтому, подчеркнем еще  раз, уже как метод наглядности, пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные  проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят  и отмечают, но, порой бессознательно, копируют. Помним об этом.

Целесообразно ввести в  практику игры с зеркалом. Каждый ребенок  может, изобразив ту или иную эмоцию, посмотреть на себя в зеркало. Веселые  глазки, уголки рта вверх - радость. Глаза большие, рот приоткрыт - удивление Брови нахмурены, рот сжат - гнев.

  • Моделирование

Интересным представляется использование моделей для решения  поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования положительным образом  влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический образ с реальным.

В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

    • пиктограммы,
    • графические изображения лица,
    • силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
    • "подвижные аппликации".

 

 
Действуя с "подвижной аппликацией", ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния.

  • Использование произведений художественной литературы

Мир словесного искусства  несет в себе безграничные возможности  для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей "школой эмоций", вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся). Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные задания-игры:

    • выражение эмоций мимикой, жестами: "удивись, как Зайчик", "порадуйся, как Маша", "покажи, как огорчились дед и баба" и т. д.
    • развитие интонационной выразительности: "скажи, как Зайка, жалобно: - Собака, Собака, помоги мне!", "Скажи испуганно, как Бычок: - Ой, доска кончается, сейчас я упаду!".
  • Развитие речи

Формирование эмоциональной  сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Активизируется и обогащается  словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния  человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).

 

  • Использование музыки

Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. С младшего дошкольного возраста необходимо давать детям слушать и "взрослую" классическую музыку (Моцарта, Вивальди, Чайковского и других композиторов). Она оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя через подсознание, открытое в этом возрасте. Порой, нет необходимости объяснять детям содержание музыкального произведения. Они поймут его по-своему, что важнее.

  • Изобразительная деятельность

Постараемся сделать  изобразительную деятельность ребенка  как можно более эмоционально насыщенной. Используем для этого  цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. "Ты нарисовал снеговика. Какое у него настроение? Как может догадаться об этом твой друг Петя?", " Какой веселый Колобок у тебя получился!", "Мячик, который ты наклеил такой красивый, - так и хочется с ним поиграть!".

Рассматривая рисунки  Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, обратим внимание детей на выразительность эмоционального состояния героев. "Вот две девицы - красавицы смеются, посмотри на их лица. Они всплеснули руками, сделай так же" "А вот Зайчик плачет. Лапки сложил, плечики и головку опустил. Покажи Зайчика".

 

Диагностика эмоционального состояния  детей дошкольного возраста

 

Существует большое  количество методов психологической  диагностики эмоциональной сферы  ребенка. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут  быть использованы непосредственно воспитателем.  

Во-первых, воспитатели  не имеют достаточной психологической  подготовки, чтобы правильно интерпретировать результаты тестирования. Во-вторых, очень  часто результаты теста дают возможность  воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездеятельность в отношении конкретного ребенка. Результат диагностики в этом случае ошибочен. 

Для оценки эмоциональных  проявлений к.п.н. Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

Страх

  • 1 балл - спокоен, нерешителен, малоактивен,
  • 2 балла - таращится, пялит глаза, уклоняется,
  • 3 балла - хмурит брови, возбужден, напряжен,
  • 4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
  • 5 баллов - хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

  • 1 балл - спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
  • 2 балла - надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы;
  • 3 балла - убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
  • 4 балла - все отвергает, плачет, дерется;
  • 5 баллов - орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается

Радость

  • 1 балл - расслаблен, слегка улыбается;
  • 2 балла - напевает, глаза сияют, "щебечет";
  • 3 балла - обнимается, активно играет, широко улыбается;
  • 4 балла - размахивает руками, прыгает, хвастается;
  • 5 баллов - хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих  реакций, воспитатель может составить карту эмоционального состояния детей группы



 



Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте