Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Б.М. Неменского говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов"
Век информационных технологий принес с собой новые возможности воспитания и одновременно требования к последнему. В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны, их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это уже не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Это является серьезнейшей проблемой, особенно в дошкольном и школьном возрасте, когда активно ид

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………….…....……...2
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………….………...3

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников……………………………………………………………….……..5
1.1. Понятие эстетического воспитания …………………….…………..5
1.2. Психологические аспекты эстетического воспитания в среднем школьном возрасте ………………………………………………………….........8
1.3. Методы эстетического воспитания…………………………….…. 10

ГЛАВА II. Компьютерная графика как средство эстетического воспитания………………………………………………………………....……14
2.1. Роль компьютерной графики в процессе эстетического воспитания среднего школьного возраста………………………………….……….…..…..14
2.2. Анализ методик обучения компьютерной графике…………….....17
2.3.Разработка программы кружка «Компьютерная графика»……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….….…..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..……..26

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

      Дети социализируются, учась у  героев мультфильмов, как себя  вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых  мультипликационных героев, дети  начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме. Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания. 

    Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку  они в доступной форме объясняют  ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом.

    Но  поскольку зачастую современные  педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит  все подряд. А ведь мультфильм может  способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. [10, c. 163-178.]

    Развитие  творческого потенциала ребенка  при помощи взаимосвязи литературы и иллюстрации детской книги связано с воздействием на него искусства и приобщением к творческой деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес детей к литературе и иллюстрации может развиваться при непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс постижения литературных и художественных образов рассматривается, как особая сфера творчества младших школьников. Именно освоение литературных и художественных образов способствует раскрытию творческого потенциала читателей-детей. Отрицательным фактом в подходе к эстетическому развитию читателей-детей в настоящее время является отсутствие учета особенностей детской психологии и влияния такого фактора, как увлеченность творчеством.

    Возможности иллюстрации детской книги огромны. Под ее воздействием происходит формирование зрительного восприятия и первые попытки самостоятельного, детского творчества: воспроизведения работ художника-иллюстратора, первые пробы пера. Яркая книжная иллюстрация совершенствует сенсорную (чувство цвета, тона) и вербальную (название цветов) сферы маленького читателя. Ребенок развивает свое восприятие в ходе практической, творческой деятельности, в общении с руководителем детского чтения.[10, c. 163-178.]

    Самая главная задача от родителей и  педагогов правильно отбирать информацию для детей, показывать только те мультфильмы, которые соответствуют его возрасту и те которые воспитывают эстетический вкус. Не мало важной проблемой является книжная иллюстрация, которая то же несет большой вклад в развитие.

    Мы рассмотрели примеры, которые создавались средствами компьютерной графики, самая большая проблема это плохое, не доработанное качество мультфильмов, сказок и иллюстраций. Качество выше названных зависит от уровня владения программами и эстетического образа.  

    2.2 Анализ методик обучения компьютерной графике.

    Как уже говорилась в предыдущих главах, что многие авторы работают над проблемой эстетического воспитания в компьютерной графике, разрабатывают программы и методике по компьютерной графике. В Республике Беларусь над этой проблемой работают Климович Анна Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики БГПУ; Пашковская Виктория Викторовна – руководитель кружка, Центр внешкольной работы Октябрьского района, г. Минск; Дегтярёва Лариса Киреевна, учитель информатики высшей категории УО «Государственный общеобразовательная средняя школа №31 г. Витебска»; Овчинникова Ирина Зигмонтовна, учитель информатики высшей категории УО  «Государственная общеобразовательная средняя школа № 29 им. В. В. Пименова г. Витебска»; Высоцкая Светлана Владимировна, заместитель директора по УР, учитель информатики высшей категории УО «Государственная гимназия №4 г. Витебска».

    Рассмотрим  программу авторов Климович Анны Федоровна и Пашковской Виктории Викторовны под названием «Дизайн на компьютере».   Климович Анна Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики БГПУ; Пашковская Виктория Викторовна – руководитель кружка, Центр внешкольной работы Октябрьского района, г. Минск.

    Цели  курса: обеспечить предпрофессиональную подготовку учащихся к последующему освоению ряда творческих специальностей и в частности архитектурный дизайн; обеспечить понимание роли дизайн-композиции и цветоведения; сформировать целостное представление о приемах и методах создания,  редактирования представления дизайн-проекта; обеспечить понимание возможностей использования компьютера для создания дизайн-проектов.

    Программа рассчитана на детей 9 — 10 класса.

    Количество  часов 34 (1 час в неделю).

    Основные  главы:

  • Основы дизайн-композиции и цветоведения
  • Архитектурный дизайн на компьютере
  • Стилеобразование и декорирование.
  • Дизайн-проект
  • Флористический дизайн в интерьере.
  • Ландшафтное проектирование.

    Хоба  Анастасия Андреевна разработка программы на тему «Компьютерная графика». Учитель информатики МООУ «Санаторная школа-интернат №5», Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий. У Анастасии Андреевны цель такая как и у Климович и Пашковская. Программа рассчитана на 216 часов (3 часа 2 раз в неделю).На классы 9 — 10.

    Изучают дети в этой программе: Paint, Word, CorelDraw, Photoshop.

      Еще один автор — Дегтярёва Лариса Киреевна, учитель информатики высшей категории УО «Государственный общеобразовательная средняя школа №31 г. Витебска». Тема курса “Основы Flash-анимации”

    Основные  цели курса: формирование теоретических знаний и практических умений в области компьютерной анимации, а также расширение  кругозора учащихся в сфере искусства.

Курс  общим объемом 70 часов рассчитан  на изучение в течение двух лет и рекомендуется учащимся VII-XI классов. Курс расчитан на два раздела «I.Основы анимации» (35 ч),«II. Создание интерактивных анимаций» (35ч).

Овчинникова Ирина Зигмонтовна автор курса  «Основы растровой графики. Редактор Adobe Photoshop».

Цель  курса: формирование теоретических знаний и практических умений в области компьютерной графики, а также расширение  кругозора учащихся в сфере искусства. Предназначен для учащихся 9–10 классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Объем курса 35 часов (1 час в неделю).

     Подведем  итоги. Мы проанализировали программы  многих авторов и пришли к некоторым выводам, общей целью  является формирование знаний и умений в области компьютерных графических технологий.

     Для реализации всех вышеперечисленных целей авторы использовали следующие методы:

    • Занятия организуются в форме лекций-демонстраций и лабораторно-практических работ.
    • Материалы к занятиям учащиеся могут подготовить заранее (индивидуально и в группах) под руководством учителя. 
    • Особое внимание уделяется демонстрации примеров выполнения графических работ и используемых при этом инструментов и приемов.
    • Лабораторные занятия направлены на формирование навыков практического применения полученных знаний при выполнении конкретных заданий.
    • Методика их проведения должна содействовать развитию творческих способностей каждого ученика и приобретению навыков самостоятельной работы.
    • С целью активизации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать метод проектов, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению.
    • Каждый ученик создает портфолио своих проектов (творческих работ). Такая организация занятий способствует развитию познавательного интереса и творчества учащихся
    • Кроме того, для реализации данных  курсов целесообразно применять современные компьютерные технологии. В частности использовать компьютерные программные системы, обладающие широкими возможностями для отработки основных приемов создания дизайн-проектов, которые просты в обращении и не требуют глубоких знаний компьютерной техники.

    Основным  элементом в любой работе выступает  обязательное знакомство детей с  интерфейсом программы, и уже  на основе полученных знаний предлагается выполнить ряд творческих заданий.  

    2.3. Разработка программы кружка «Компьютерная графика»

    Компьютерная графика – это целый мир, и даже для не очень глубокого ознакомления с его чудесами может потребоваться много времени и усилий. С помощью компьютера в графических программах можно создавать на экране сложные многоцветные изображения, изменяя и улучшая их. Работа на компьютере помогает видеть, понимать и подбирать цвет, чувствовать пропорции, создавать колорит, передавать в рисунке пространство и делать декоративные композиции.

    На  основе проанализированных программ мы разработали программу  направленную на формирование эстетического воспитания среднего школьного возраста на уроках компьютерной графики: тема «Компьютерная графика». Целью программы выступает:  Научить эстетическому вкусу, формировать у учащихся основы компьютерной грамотности, дать учащимся знания в области компьютерной графики.

    Работа  кружка направлена на реализацию следующих  задач:

    • развить эстетический вкус и творческие способности детей;
    • научить ребят работать и дружить в коллективе;
    • стимулировать интерес молодежи к современным компьютерным технологиям графики, дизайна;
    • научить использовать основы дизайна для достижения успеха в жизни;
    • способствовать разработке оригинальных дизайнерских проектов и решений;
    • сформировать у учащихся необходимые умения и навыки работы с компьютерными технологиями;
    • научить детей грамотно работать с информацией и сформировать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
    • создавать выставки детского творчества;
    • подготовить детей для участия в городских, областных, городских и международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах по компьютерной графике;
    • научить детей ценить и понимать искусство.

    На  занятиях формируется образное мышление и воображение, чувство гармонии и пропорции, техническое умение работы с компьютером и графическими программами. Занимаясь в студии, ученики вооружаются теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить им подготовку к трудовой деятельности после окончания школы, т.е. они будут востребованными и успешными в жизни.

    Рекомендуемые формы  и методы проведения занятий

    Занятия  могут быть организованы в форме  лекций и лабораторно-практических работ, экскурсий и выставок. Материалы к занятиям учащиеся могут подготовить заранее (индивидуально и в группах) под руководством учителя.

    На  занятиях целесообразно применять современные компьютерные технологии для реализации тем курса. В частности использовать компьютерные программные системы (например, Corel Draw)

    Данный  курс, рассчитанный на учащихся 5 классов, содержит теоретическую и практическую части. В данной программе в простой и ясной форме изложены наиболее доступные возможности программ Paint и Corel Draw.

    Факультативный  курс рассчитан на 34 часов. Курсу отводится один раз в неделю по 1 часа для изучения в двух полугодиях. 

 

     Заключение

    .Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Это является серьезнейшей проблемой, особенно в школьном возрасте, когда активно идет познание и освоение мира, формирование сознания ребенка, ценностей и мировоззрения.

    Мы  рассмотрели многих ученых, которые занимаются этой проблемой. Среди них Н. Винер  Концевой М.П. Н.Г. Чернышевский, Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский, Ф.М. Достоевский, Г.Костоев, Том Хантер и другие.

   Эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

    Воздействие эстетического воспитания не меньшую роль играет и компьютерная графика: сказки, мультфильмы и иллюстрации. Мы пришли к таким выводам что

    Мы  рассмотрели примеры, которые создавались средствами компьютерной графики, самая большая проблема это плохое, не доработанное качество мультфильмов, сказок и иллюстраций. Качество выше названных зависит от уровня владения программами и эстетического образа. 

Также мы проанализировали программы многих авторов : Климович Анна Федоровна, Пашковская Виктория Викторовна, Лариса Киреевна, Высоцкая Светлана Владимировна. На основе этих программ мы разработали свою программу кружка по компьютерной графике с эстетической направленностью.   

Информация о работе Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики