Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных геополитических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32

ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63

Заключение………………………………………………………………..…….75

Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Пращаева А. Национальная безопасность государств ЦА в современных геополитических уловиях.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

Предметом исследования магистерской диссертации является совокупность проблем национальной безопасности государств Центральной Азии и перспективы их устранения в процессе взаимодействия между странами-участницами международных организаций.

Объектом исследования являются основные международные организации, в рамках которых проводятся мероприятия по выявлению и устранению угроз для национальной безопасности государств Центральной Азии.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в данной магистерской диссертации проведен систематический анализ теоретического наследия по вопросу национальной безопасности. Сделана попытка обобщить имеющийся по данной теме материал, а также выявить специфику проблем в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии. Также проанализировано взаимодействие государств региона в рамках международных организаций с целью решения имеющихся проблем.

Методологические  и теоретические основы исследования. Методологией исследования послужило использование методов сравнительного и системного анализа, проблемного метода, исторического подхода, а также определение общего и особенного в деятельности различных международных организаций с целью решения проблем в сере национальной безопасности государств центрально-азиатского региона. Для выявления угроз для национальной безопасности государств Центральной Азии были применены также методы эмпирической политологии: анализ статистических материалов, изучение документов. В качестве информационной базы в работе использовались монографии, научные статьи, материалы периодической печати, информационные и аналитические материалы научно–исследовательских учреждений, информационных агентств, экспертные оценки, выступления политических лидеров государств Центральной Азии,  а также материалы, публикующиеся в электронных средствах массовой информации.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы магистерской диссертации могут быть использованы при исследовании особенностей угроза национальной безопасности  государств Центральной Азии и анализе решений по их устранению, а также при выработке государством дальнейшего курса взаимодействия в рамках международных организаций с целью устранения угроз для национальной безопасности.

Кроме того в данной работе собран и систематизирован материал по вопросу национальной безопасности, по проблемам, несущим ей угрозу,  также по методам решения подобных проблем. Поэтому материалы исследования могут быть также использованы в учебном процессе в курсах и спецкурсах по политологии, международным отношениям, мировому политическому процессу.

Структура и  объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных, в свою очередь на три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

1.1. Теоретико-методологические  аспекты исследования национальной  безопасности.

Национальная безопасность является одной из центральных проблем  современной геополитики. Связано это с тем, что с национальной безопасностью неразрывно связано состояние защищенности  жизненно важных  интересов личности,  общества и  государства  от внутренних и внешних угроз.

Сам термин «национальная безопасность»  был изобретен в Соединенных Штатах. Произошло это сразу после Второй мировой войны, когда США оказались на положении великой мировой державы, с огромными возможностями воздействия на мир во всех его уголках: от Японии до западных рубежей Советского Союза. В это время американские политические деятели стали осмысливать сложившуюся геополитическую обстановку, свое место в ней, и связанные с ней цели и задачи.  В это время  группе ученых политологов было поручено разработать категорию национальной безопасности, вычленив из нее главные задачи, на которые должна была ориентирована вся политическая, экономическая, социальная жизнь страны. В итоге за несколько лет была выработана концепция национальной безопасности, затем на ее базе разработана доктрина госбезопасности, которая дала основное направление для всех действий госаппарата. Кроме доктрины, был принят закон о национальной безопасности, который обязывал все государственные структуры вести строго определенную политику.1

В научном и политическом лексиконе  государств Центральной Азии термин «национальная безопасность» появился после  распада СССР. В это время особое внимание стало уделяться вопросу защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних опасностей и угроз.  Для обозначения данного социального явления

использовались разные понятия: безопасность внутренняя и  внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных  сторон, прямо или косвенно, характеризуют  явление национальной безопасности.2

Повышенный интерес  современного научного мира к вопросам обеспечения национальной безопасности связан с тем аспектом, что успешное развитие и само существование суверенного  государства невозможно без обеспечения  ее национальной безопасности. Таким образом, важность для любого государства изучения национальной безопасности приводит к тому, что можно проследить тенденции углубленного изучения теории безопасности, которые вытесняют традиционное понимание (военная стратегия, искусство управления государством и т.д.) и одновременно становятся объектом пристального внимания множества иных направлений науки. И на сегодняшний день ни одна из известных нам отраслей науки не может в полной мере претендовать на монопольное изучение безопасности. Наряду с государственными деятелями, политологами, геополитиками, конфликтологами и военными стратегами, на исследование проблем безопасности стали серьезно и небезосновательно претендовать экономисты, экологи, медики, социологи, правоведы, геополитики, международники, программисты, прогнозисты, культурологи, представители духовенства, СМИ и многие другие. Такое многообразие в исследовании безопасности адекватно состоянию и характеристике этого понятия. То есть безопасность – это междисциплинарная и межпарадигмальная совокупность подходов и концепций о безопасности.

При этом изучение безопасности в  первую очередь, связано с формированием  теоретической базы исследования. Но, не смотря на тот факт, что сфера  исследования безопасности в теории переживает период рассвета, ученые до сих пор ведут жаркие дискуссии вокруг самого понятия «национальная безопасности».

К примеру, имеется такое определение – «национальная безопасность – понятие, характеризующее уровень защищенности и меры по обеспечению защиты отдельно взятого государства от внешних и внутренних угроз».3

Также существуют варианты определения, где под национальной безопасностью  понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства  в различных сферах жизнедеятельности  от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.4

По другому определению –  «национальная безопасность – совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей».5

Также «национальная безопасность – способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния».6

По определению российского  политолога Н. А. Косолапова, «национальная безопасность – это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации».7

Все возрастающее внимание к безопасности сталкивается с проблемой  определения самого понятия «безопасность». Существующие подходы, взгляды и концепции дают основание для чрезвычайно широкого рассмотрения самого понятия безопасности. Традиционно многие исследователи придерживаются точке зрения, отраженной в Концепции национальной безопасности РФ от 1996 г., в которой безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Однако стоит подчеркнуть, что не все исследователи согласны с такой трактовкой. Так, например, российский исследователь Д. Данкин считает, что «безопасность характеризует не только состояние, но и тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности всех элементов социума, при которых обеспечивается их качественная определенность с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование при сохранении фундаментальных ценностей и основных институтов».8

Касательно «защищенности», другой российский исследователь Г.В. Иващенко считает, что безопасность – не есть состояние защищенности интересов субъекта или чье бы то ни было состояние, а контролируемые субъектом условия своего существования. «Безопасность субъекта и его деятельности есть совокупность условий его существования, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе своей самореализации, и которые он, таким образом, в состоянии контролировать».9 По этому поводу Д. Данкин также считает, что термины «защита» и «защищенность» сужают смысл безопасности. Он предлагает иное понимание этого понятия: «безопасность – есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемой (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыт путь для выявления и развития».10

Таким образом, термин «национальная  безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого и строго определения этого понятия. Иногда безопасность рассматривается как цель, в других случаях как концепция, в третьих – как научная программа или научная дисциплина.

Стоит отметить, что при  анализе национальной безопасности необходимо определить её структуру. Национальная безопасность включает в себя следующие компоненты:

1) государственную безопасность  – понятие, характеризующее уровень  защищенности государства от  внешних и внутренних угроз;

2) общественную безопасность  – понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

3) экономическую безопасность  – такое состояние в стране, при котором процесс устойчивого  развития экономики и социально-экономическая  стабильность общества, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем;

4) энергетическую безопасность  – состояние страны, при котором  отсутствуют внешние и внутренние  угрозы важнейшим аспектам энергетики  или осуществляется их устранение;

5) информационную безопасность – состояние защищенности национальных интересов государства в информационной сфере;

6) экологическую безопасность  – защита от экологической  опасности, которая заключается  в возможности разрушения (полного  или частичного) среды обитания человека, возможной вследствие антропогенных или естественных происшествий.

Анализируя компоненты национальной безопасности, приходим к выводу, что национальная безопасность тесно связанна с безопасностью  самой общественно-политической системы  данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция национальной безопасности должна строится с учётом как внешних так внутренних угроз.

Таким образом, обеспечение  национальной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и  правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности государства, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя: 1) защиту государственного строя; 2) защиту общественного  строя; 3) обеспечение территориальной  неприкосновенности и суверенитета; 4) обеспечение политической и экономической независимости нации; 5) обеспечение здоровья нации; 6) охрана общественного порядка; 7) борьба с преступностью. 8) обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.11

Кроме того, ученые выделяют так называемые  «мягкие» и «жесткие» аспекты безопасности. Родоначальником такого взгляда на безопасность считается британский ученый Б. Бузан, опубликовавший в 1983 году свою книгу «Народ, государства и страх». В дальнейшем концепция «мягких и жестких» аспектов безопасности получила общепринятый характер. «Мягкие» аспекты – это новые аспекты безопасности, превосходящие порою по масштабам деструктивности «жесткие» и включающие, например, экономическую безопасность, духовно-культурную безопасность. Вторые – это те аспекты, обеспечение которых может быть достигнуто военно-силовыми методами и соответствующие традиционному пониманию безопасности.  При этом Жесткие аспекты занимают опять свои позиции в сфере безопасности.12

Стоит отметить, что безопасность, как и другие явления, имеет собственные субъекты и объекты. Объектом безопасности является то (тот), к чему (кому) направлена деятельность субъекта для обеспечения его безопасности. Субъект безопасности – это то (тот), что (кто) обеспечивает безопасность.

Структурируя безопасность, исследователи обычно выделяют ее вертикальную структуру –  личности, общества, государства, а также региона и планеты в целом и горизонтальную, которая включает в себя политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и духовно-культурную сферы. 13

При этом к органам, обеспечивающим национальную безопасность, относят: армию, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Информация о работе Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных геополитических условиях