Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных геополитических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32

ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63

Заключение………………………………………………………………..…….75

Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Пращаева А. Национальная безопасность государств ЦА в современных геополитических уловиях.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности. Первым – «охранительный» подход – возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей – это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство. 14

 Второй подход – «конкурентный» подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором. 15

 Существо третьего подхода  связано со стремлением к обретению  безопасности через отказ от  насилия вообще, через процесс  всеобьемлющего разоружения. На  современном этапе утопичность  этого подхода очевидна, поэтому  в сознании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции.16

 На протяжении многих веков  мощь, военное превосходство служили  государству для самозащиты и  для нападений. Чем сильнее  было государство, с военной  точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самим риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т.д. внутри государства. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силу как основное средство против противников.

 В условиях, когда национальные  интересы формулировались исходя  из представления о защите  государственной территории, населения и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства.

 Исходя из этого, можно  сказать, что концепция национальной  безопасности долгое время имела  внешнюю направленность, и в этом  смысле главными её несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.

 На современном этапе значение  военной силы изменилось. С появлением  ядерного оружия, современных баллистических  ракет, способных в считанные минуты достигать любую точку мира, и имеющих большую разрушительную силу, концепция превосходство сил для обеспечения безопасности и достижения целей потеряла смысл. К тому же с развитием науки и техники и усовершенствованием вооружений, содержание вооружённых сил становилось всё более дорогим. Последующая гонка за превосходство могло привести государства к экономическому истощению. Даже имея сверхсовременное вооружение и превосходную армию, ни одно государство не могла бы обеспечить гарантированную защиту от нападения современными ракетами, и не могла бы сохранить преимущество, которое бы гарантировала его самого от уничтожения. Иначе говоря, наступление ракетно-ядерной эры составило одну из многих причин того, что значение и роль военной мощи относительно прошлого сократилось. Но так как на протяжении всей человеческой цивилизации в сознании людей понятие силы и превосходства были напрямую связанны с понятием безопасности самого индивида, семьи, государства, а также с возможностью достижения своих целей, то переменить этот стереотип на современном этапе будет трудно. Поэтому военная мощь государства ёще долго останется одним из главных составляющих национальной безопасности. 17

 В современных условиях национальная  безопасность зависит не только от вооружённых сил, но и от ряда таких факторов как экономика страны и её конкурентоспособность, благосостояния граждан и их умонастроения и т.д. Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, загрязнение окружающей среды, замедление или остановку экономического роста. В дополнение к обеспечению физической безопасности страны и её территориальной целостности в настоящее время национальную мощь во всех её аспектах следует реализовать, принимая во внимание загрязнение окружающей среды, численность населения, энергоресурсы и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью. На современном этапе национальную мощь отдельно взятого государства можно определить только в контексте его отношений с другими государствами и их восприятия друг друга.

 Поэтому неслучайно, что во  многих странах в компетенцию  органов, занимающихся проблемами  государственной безопасности, кроме  вопросов сугубо военной политики отнесены и более широкий круг вопросов, касающихся экономики, экологии, образования и т.д.

С уменьшением роли военных средств  обеспечения безопасности увеличивается  роль невоенных средств обеспечения  безопасности. Невоенные средства обеспечения безопасности – это по существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во-первых, – это совокупность политических, экономических, научно- технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивления, воздвигающих барьеры для силовой политики. Во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения воин и военных конфликтов. В-третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик. 18

 По данным учёных можно  насчитать около 200 видов невоенных  средств обеспечения безопасности. Но среди этих средств ведущая роль принадлежит непосредственно политическим средствам, ибо «политика формирует, направляет, применяет всю совокупную мощь государства и ее отдельные компоненты ради достижения безопасности».19

 Сейчас употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сокращении вооружений, о военно-политическом сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контроля за военной деятельностью государства.

 Но возможности политических  средств в обеспечении безопасности, конечно не беспредельны.

 Обеспечение национальной безопасности  должно означать не только  предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз, но и создания в обществе таких условий, которые бы стимулировали социальное, культурное, экономическое развитие общества. Н. Косолапов писал, что «безопасность любой живой системы будь то особь, род, вид или человеческое сообщество обеспечивается, в конечном счете, не только через охранительство, но, прежде всего через жизнеспособность данного субъекта, его конкурентных возможностей в борьбе за выживание и развитие».20 В этом смысле можно сказать, что безопасность состоит именно в развитии, а не в стихийном чередовании заведомо тщетных попыток радикализма, граничащими с авантюризмом. Любая максималистская постановка любых задач всегда угроза для безопасности общества, независимо от стоящих за такой постановкой побуждений, то есть для обеспечения национальной безопасности важно искать оптимальную стратегию для отражения угроз, а не максималистские подходы «любой ценой» обеспечить желаемое.

 Важной составной частью  национально государственной безопасности  является экономическая безопасность. Рыночная экономика со времени своего возникновения стала одним из главных средств, с помощью которого государства пытаются организовать и контролировать международное разделение труда в свою пользу. В современном мире большое место в политике государств занимают вопросы, касающиеся условий торговли, потока ресурсов капиталов, технологий, товаров и функционирования международной валютной системы. Представляя в июле 1994 года в конгресс доклад о стратегии национальной безопасности США, президент Билл Клинтон сформулировал новую стратегию для новых исторических условий, суть которой сводилась к тому, что в грядущую эру глобальной политики, самый лучший способ отвести угрозу американской безопасности и обеспечить международную стабильность это поддержать распространение рыночных отношений и демократии.21

 Когда одна страна стремится  заставить другую страну изменить  экономическую политику, чтобы обеспечить  более широкий доступ к её  рынкам, невоенные средства и  методы оказываются более эффективными, чем военная сила.

 Важное значение имеет тот  факт, что научно-техническая революция,  всевозрастающий спрос на мировые  ресурсы, всё более глубокое  интегрирование государств во  всемирное хозяйство, сократили  географические, политические и  экономические расстояния между государствами. В мире появилось много точек, где пересекаются интересы, потребности, продукты и т.д. государств. Государства Больше стали зависеть друг от друга. 22

 Взаимозависимость государств, в свою очередь привело к  тому, что для обеспечения своей безопасности приходится думать и о безопасности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран членов мирового сообщества. В деле обеспечения национальной безопасности все большую роль стали играть региональные и международные организации.

 Подытоживая,  стоит отметить, что, не смотря на то, что понятие «национальная безопасность» относительно недавно стало объектом активного изучения, сегодня оно является одной из центральных проблем научного мира. Связано это с тем, что с национальной безопасностью неразрывно связана судьба каждого государства.

Также стоит отметить, что на современном этапе в сфере национальной безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для это требуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности создается усилиями всех государств и народов.

 

 

    1. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе.

После распада Советского Союза на территории Центральной  Азии в рамках границ бывших союзных  республик образовалось пять суверенных государств – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. При этом ни одно из них независимо в таком виде никогда в истории не существовало. В прошлом данный регион представлял собой множество локальных областей абсолютно не совпадающих ни с политическими, ни с этническими границами современных республик. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что Центральная Азия – это регион государства которого по причине своей молодости имеют еще большое количество неразрешенных проблем как внутреннего характера, так и в формате взаимодействия с соседями и остальным миром.

Таким образом, сложилась  ситуация, что государства Центральной  Азии, защищенные в период существования  Советского союза его мощью, после  его распада на долгий период времени  стали разрозненными и слабыми в политическом, военном и экономическом отношении. То есть, можно утверждать, что на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой входящие в регион Центральной Азии государства столкнулись со многими проблемами, угрожающими их национальной безопасности.

Стоит отметить, что угрозой  национальной безопасности считается  потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам государства.23 Угрозы бывают чрезвычайно многообразны, но несут в себе опасный потенциал.

Одной из наиболее значимых угроз является присутствие вблизи Афганистана – государства, которое на протяжении веков является одной из нестабильнейших зон в мире,  что порождает у государств Центральной Азии опасения, что афганский хаос в любой момент может распространится на их владения.24

Кроме того, очевидно, что  ЦА сегодня стала ареной столкновения геополитических интересов глобальных и региональных держав. Существующий status quo заключается в том, что центрально-азиатские  государства в связи с тем, что они не достаточно крупны на геополитической арене, вынуждены маневрировать во внешней политике между такими крупными державами, как Россия, Китай, США и ЕС для обеспечения своей безопасности. 25

Проблемы обеспечения  безопасности тем более актуальны, если учитывать следующие тенденции:

– стремления Ирана получить ядерное оружие, так как после  получения ядерного оружия его политика в отношении центрально-азиатских  государств может стать агрессивной  и это создаст угрозу для неядерных  стран ЦА. Сохранение одного из принципов внешнеполитической доктрины Ирана – экспорта исламской революции тоже является угрозой центрально-азиатским странам в контексте распространения терроризма и религиозного экстремизма по всей Евразии.

– видение Пакистаном ЦА вместе с Афганистаном в качестве плацдарма, тыла в борьбе с Индией.26

Также стоит отметить значимость экономических угроз, так  как отсутствие результативных решений  в данной сфере делает страну уязвимой для внешних угроз. Можно сказать,  что экономические проблемы составляют ядро всех проблем. Связано это с тем, что с экономикой теснейшим образом связаны многие сферы государственной деятельности.

Во-первых, экономическая  слабость государства превращает нацию  в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные  ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. Что приводит к росту протестных настроений  среди населения, что несет в себе угрозу национальной безопасности.

Информация о работе Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных геополитических условиях